Файл: Политика развития персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (Анализ развития персонала в ООО «Восход»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях перехода к шестому технологическому укладу основным ресурсом развития бизнеса становится его кадровый потенциал. Вместе с тем, несмотря на избыток рабочей силы на рынке труда, кампании все чаще сталкиваются с дефицитом кадров, особенно квалифицированных. Это связано, прежде всего, с тем, что наблюдается дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Образовательные организации, ориентируясь на потребность абитуриентов, забывают о своем основном заказчике - реальном секторе экономики, и готовят специалистов, невостребованных ему. В этой связи работодатели вынуждены сами большое внимание уделять развитию персонала, прививая ему компетенции, необходимые для развития бизнеса «здесь и сейчас» - в условиях цифровизации экономики и общества.

Исключением не являются и предприятия аптечного бизнеса, которые наряду с основными профессиональными компетенциями, такими как производство и изготовление лекарственных средств, реализация лекарственных средств, обеспечение условий хранения и перевозки лекарственных средств, обеспечение информирования о лекарственных препаратах; проведение санитарно-просветительной работы с населением и др., требуют наличие у специалистов компетенций в области прямых активных продаж и маркетинга. Вместе с тем, образовательные программы различного уровня по направлению фармация и фармакология, реализуемые в образовательных организациях Ростовской области, не предусматривают в своих учебных планах дисциплин, направленных на развитие вышеупомянутых компетенций. В этой связи руководители предприятий аптечного бизнеса вынуждены прибегать к услугам бизнес-образования и дополнительного профессионального образования, специализирующихся на тренингах по продажам. Таким образом, проблема развития персонала для реального сектора экономики, в частности для аптечных предприятий, приобретает особое значение.

Поэтому целью работы является разработка мероприятий по развитию персонала предприятия аптечного бизнеса.

Проблемам развития персонала в своих трудах уделяли внимание следующие авторы: Абрамов А., Веснин, В.Р., Герш М.В., Данилина Е.И., Данилюк А.А., Егоршин А.П., Кибанов А.Я., Лукичева Л.И., Маслов Е.В., Романова И.А. и др.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и содержание понятия «развитие персонала» и его роль для современной организации;
  • изучить формы, методы и инструменты развития персонала организации, особое внимание уделив зарубежному опыту;
  • провести анализ развития персонала в ООО «Восход», оценив его кадровый потенциал;
  • выявить требования, предъявляемые к квалификации специалистов предприятиями аптечного бизнеса;
  • предложить мероприятия по развитию персонала ООО «Восход» и оценить их эффективность.

Объектом исследования выступает ООО «Восход», основным видом деятельности, которого является розничная торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках). Предметом - механизмы и инструменты развития персонала предприятия аптечного бизнеса.

Источниками данных являлись книги, периодические издания и электронные ресурсы, информация, полученная на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики, а также организационно­правовая и бухгалтерская документация ООО «Восход». Обработка данных проводилась с использованием компьютерных программ: Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point.

В качестве методов научного исследования в работе использовались: методы системного анализа, структурный анализ, статистические методы, методы экспертных оценок.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность и содержание понятия «развитие персонала» и его роль для современной организации

В настоящее в условиях стремительного развития экономики знаний ключевым инвестиционным ресурсом как для экономики в целом, так и для отдельных предприятий и организаций становится человек (человеческий капитал), нередко отодвигая на задний план капитал финансовый - главный инвестиционный ресурс экономики четвертого технологического уклада. Человеческий капитал - это креативные профессионалы, интеллект, знания, качественный и высокопроизводительный труд [11].

Человеческий капитал предприятия формируется его персоналом. Персонал (от лат. personalis- личный) - это личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев. Другими словами, персонал - это все сотрудники, которые числятся на предприятии, которое принимают непосредственное участие в деятельности предприятия и достижении его целей.

Термин «персонал» впервые стал употребляться в англоязычной литературе как общее название всех работников организации, имеющих различия в квалификации и должностной принадлежности. Основными признаками персонала являются:


  • наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем, которые оформляются трудовым договором (контрактом). Вместе с тем, случается, что на практике пренебрегают формальностями и не оформляют трудовой договор, что лишает персонал гарантий соблюдения по отношению к нему норм трудового законодательства;
  • обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), которые позволяют отнести персонал к одной из следующих категорий: к руководителям, к специалистам, к другим служащим (техническим исполнителям), к рабочим;
  • целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей предприятия посредством установления соразмерных им целей отдельного работника и создания условий для их эффективной реализации.

Важно отметить, что с точки зрения состава персонал имеет неоднородную структуру. Классифицировать персонал организации можно по следующим признакам:

  • имущественные отношения (собственники и наемные рабочие);
  • участие в производственной деятельности (промышленно -

производственный и непроизводственный персонал);

  • категории (рабочие и служащие);
  • место основной работы (состоящие в штате и несостоящие в штате);
  • профессиональная структура персонала;
  • квалификационная структура персонала (квалификационные разряды, квалификационные категории);
  • половозрастная структура персонала;
  • структура персонала по стажу;
  • структура персонала по уровню образования и др.

В Российской Федерации наиболее распространенным классификационным признаком является деление персонала исходя из его участи в управлении предприятием, а также характеристик труда. Согласно этой классификации персонал делится на две категории: служащие (управленческий персонал) и рабочие (производственный персонал).

Служащие (управленческий персонал) заняты трудовой деятельностью, связанной с умственным трудом, а именно: с получением и обработкой информации, а также с принятием различных управленческих решений и контролем над их исполнением.

Рабочие (производственный персонал) осуществляют в основном физическую работу, непосредственно воздействуя на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей. При этом производственный персонал делится на основной, который непосредственно занят в производстве, и вспомогательный, который трудится в обслуживающих и вспомогательных подразделениях предприятия.


Учитывая тот факт, что персонал имеет возможность самостоятельно принимать решения по любому вопросу, имеет субъективные интересы, является достаточно чувствительным к управленческому воздействию, эксперты относят его к наиболее сложным объектам управления на предприятии.

Цифровизация экономики и общества, ускорение научно-технического прогресса, развитие «умных» человекоцентрированных технологических сред изменяют содержание трудовой деятельности, требуя от персонала специальных знаний, высокопрофессионального мастерства, навыков коллективного взаимодействия, творческих и предпринимательских способностей и т.д. В этой связи одним из ключевых факторов успеха лубого предприятия является развитие его персонала [31].

Кроме того, необходимость развития персонала диктуется потребностью внутренней среды предприятия в следующих ситуациях:

  • при серьезных изменениях бизнес-стратегии, когда планируются существенные перемены в производстве или в работе с клиентами;
  • при наличии таких проблем как высокий уровень текучести кадров или же отсутствие четкой структуры привлечения новичков с нужными компетенциями;
  • в ходе крупного слияния или поглощения, когда сделки невозможны без четкой стратегии, согласованной с задачами бизнеса;
  • когда компания стремится занять лидирующую позицию на рынке.

Рассмотрим более подробно понятие «развитие персонала». В научной литературе существует множество трактовок понятия «развитие персонала» (таблица 1.1).

Таблица 1.1 - Определение понятие «развитие персонала» с точки зрения различных авторов

Автор

Определение понятия «развитие персонала»

Веснин В.Р.

Развитие персонала представляет собой процесс проведение различных мероприятий, направленных на полноценное раскрытие потенциала сотрудников, их личностный рост и развитие их шансов вносить свой вклад в деятельность организации [5]

Егоршин А.П.

Развитие персонала представляет собой комплексный и непрерывный процесс всестороннего развития личности работников организации с целью повышения эффективности их работы [12]

Кибанов А.Я.

Развитие персонала представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий в сфере обучения персонала, его подготовки, переподготовки и повышения квалификации [16]

Лукичева Л.И.

Развитие персонала представляет собой ряд мер, которые включают в себя профессиональное обучение абитуриентов, переподготовку и повышение качества рабочей силы, и планирование деловой карьеры персонала организации [23]

Маслов Е.В.

Развитие персонала представляет собой совокупность мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала организаций [24]

Шлендер П.Э.

Развитие персонала представляет собой систему мероприятий, направленных на поддержку способных к обучению работников, распространение знаний и передового опыта, обучение молодых квалифицированных сотрудников, осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников и снижения текучести кадров


Анализируя определения, приведенные выше, понятие «развитие персонала» можно определить как процесс, направленный на формирование у сотрудников знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности их деятельности, который предполагает постоянное повышение компетентности персонала посредством обучения, переподготовки, повышения квалификации и т.д. Кроме того, к нему можно отнести мероприятия по профессиональной адаптации, по поддержанию и повышению командного духа в организации, по планированию деловой карьеры, по созданию кадрового резерва и прочее.

Как показывает практика, благодаря работе, направленной на развитие персонала, сотрудники более уверены в себе и в своих способностях, что положительно сказывается на предприятии в целом. Ведь разрыв между необходимыми способностями и реальными возможностями работника демотивирует его, тем самым снижая эффективность его труда. Считается, что развитие формирует у работников систему ценностей и установок, соответствующих сегодняшним реалиям и помогающим поддерживать организационную стратегию предприятия. Исходя из этого, можно выделить следующие факторы, подтверждающие важность роли развития персонала для предприятия:

  • развитие является средством достижения стратегических целей организации;
  • развитие является средством повышения ценности человеческих ресурсов в компании;
  • развитие является средством качественной подготовки ресурсов при проведении изменений в организациях.

Следует отметить, что развитие персонала неразрывно связано с текущими HR-процессами в организации, так, как только хорошо обученные сотрудники могут правильно и эффективно выполнять свою работу.

Таким образом, развитие персонала - одна из важнейших составляющих общего повышения эффективности предприятия. Эффективность и качество развития персонала в организации, как одной из важнейших главных функций управления персоналом, определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, выбором рациональных форм, методов и инструментов, которые будут рассмотрены далее.

1.2 Формы, методы и инструменты развития персонала организации

В самом обобщенном виде развитие персонала может быть общим и профессиональным.