Файл: Диагностика и построение корпоративной культуры (Направления совершенствования корпоративной культуры организации ЧСУП «АЛЬЯНС»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого в ЧСУП «АЛЬЯНС»необходимо разработать проект по изучению качества имеющейся корпоративной культуре и ее развитию (Приложение 4).

Цель проекта включает следующее:

А) Изучение текущего уровня развития корпоративной культуры компании в следующей структуре:

  • реконструкция текущего состояния корпоративной культуры,
  • оценка качества и уровня развитости текущего состояния этой культуры с внутрикорпоративной точки зрения и точки зрения внешней бизнес-среды,
  • выявление и оценка существующего вектора развития корпоративной культуры с учетом динамики предшествующих изменений,
  • выявление ключевых проблем в развитии корпоративной культуры,
  • выявление возможных направлений коррекции корпоративной культуры.

Б) Разработка обоснованной нормативной базы развития корпоративной культуры в следующей структуре:

  • политика компании в сфере корпоративной культуры, структура этой политики,
  • описание оргструктуры компании, обеспечивающей эффективную реализацию этой политики,
  • программа развития корпоративной культуры,
  • стратегия внедрения, реализации этой программы.

Проект должен включать следующие этапы (таблица 15). Состав работ в рамках каждого этапа представлен в Приложении 5.

Таблица 1

Этапы проекта

Этап

Характеристика

1

2

Этап 1. Оценка качества корпоративной культуры компании

Этап обеспечивает формирование представлений о текущем состоянии корпоративной культуры компании, квалифици-рованной оценки этого состояния, как с внутрикорпоративной стороны, так и со стороны внешней бизнес-среды, выявление в текущем состоянии того, что требуется сохранить, а что требуется устранить из корпоративной культуры Компании.

Учитывая важность данного этапа, в проекте более подробно раскрывается технологическая карта этапа и приводятся процедуры оценки.

Этап 2. Разработка нормативной базы развития корпоративной культуры компании

Для осуществления включенного, эффективного и организованного развития корпоративной культуры она должна иметь многоуровневую, иерархированную нормативную базу, разработку которой предполагается осуществить в 3 этапа

2.1. Разработка концепции развития корпоративной культуры

Этап направлен на разработку общих положений по развитию корпоративной культуры Компании, которые будут положены в основу программы ее развития.

2.2. Апробация основных положений политики развития корпоративной культуры

В силу того, что концептуальные разработки в области корпоративной культуры сложны и требуют вовлечения широко спектра представлений разработчика, вплоть до профессионального мировоззрения, то возможен определенный тренд в содержании разработки. Для контроля разработки, и оперативного согласования вводится этап апробации ключевых положений концепции развития корпоративной культуры Компании, который подразумевает использование ряда инструментов.

2.3. Разработка программы развития корпоративной культуры

Продолжение анализа концепции по критерию готовности к реализации с оценкой доступных общего типа ресурсов или возможностей их привлечь в разумные сроки позволяет перейти к формулировке стратегии реализации концепции развития корпоративной культуры, которая, в свою очередь, конкретизируется в программу развития корпоративной культуры Компании на фиксированный период времени за счет учета текущих обстоятельств. Программа разбивается на ряд коммуникативных и формирующих мероприятий, размещенных в наиболее эффективной последовательности их проведения. Конкретные сценарии мероприятий не приводятся.


В процессе формирования и развития корпоративной культуры в ЧСУП «АЛЬЯНС»необходимо уделить особое внимание разработке документов, регламентирующих деятельность предприятия в сфере формализации корпоративной культуры.

Среди основных документов можно предложить:

- Положение о корпоративной культуре;

- Кодекс корпоративной этики;

- настольная книга сотрудника.

Так, Положение о корпоративной культуре будет способствовать пониманию сотрудниками актуальности и необходимости развития корпоративной культуры, предоставит возможность разобраться в основных составляющих процесса, разграничит сферы полномочий и ответственности, а также познакомит с системой оценки эффективности процесса.

Успешное внедрение данного документа повысит привлекательность компании в глазах внешнего окружения и эффективность межличностного взаимодействия сотрудников. Однако при разработке и оформлении документальной части необходимо применять терминологию, доступную для понимания всех сотрудников предприятия. 

В целом, Положение о корпоративной культуре должно освещать следующие аспекты формирования и развития корпоративной культуры.

Таблица 2

Структура Положения о корпоративной культуре

Раздел Положения

Состав раздела

1.Общие положения

  • Регламент разработки, согласования и утверждения.
  • Порядок пересмотра.
  • Основные понятия.

2.Корпоративная культура в компании

  • Роль корпоративной культуры в системе управления.
  • Видение корпоративной культуры.
  • Ключевые факторы успеха корпоративной культуры.
  • Элементы корпоративной культуры.
  • Принципы корпоративной культуры.
  • Функции корпоративной культуры.
  • Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.

3.Регламент формализации и развития корпоративной культуры в компании

  • Основные направления формализации и развития корпоративной культуры.
  • Порядок формализации и развития корпоративной культуры.
  • Подразделения, непосредственно способствующие развитию корпоративной культуры.
  • Документы, регламентирующие основные элементы корпоративной культуры.

4. Оценка корпоративной культуры в компании

Раздел регламентирует ключевые показатели эффективности внедрения корпоративной культуры, процедуры оценки процесса ее развития, периодичность проведения оценки

5. Ответственность

В разделе должны быть освещены вопросы ответственности за соблюдение положений регламента и контроль исполнения


Кодекс корпоративной этики — документ, который может содержать в себе различный набор разделов, поскольку этот регламент является индивидуальным отображением психологии ведения бизнеса ЧСУП« АЛЬЯНС».

Особое место в нем должен занимать раздел, регулирующий политику взаимоотношений с внутренним и внешним окружением. Так, например, в целях формирования эффективных межличностных коммуникаций будет уместной регламентация взаимодействий между коллегами, между руководителями и подчиненными, взаимоотношений с деловыми партнерами по бизнесу и клиентами.

Еще одним важным документом, которым должно располагать ЧСУП« АЛЬЯНС», является «Настольная книга сотрудника». Этот документ незаменим на различных стадиях и этапах развития как корпоративной культуры, так и системы управления персоналом в целом. Данный регламент представляет собой своеобразный «путеводитель по компании» и полезен не только для новых работников, но и для сотрудников, успешно работающих в компании уже не один год. Содержательное наполнение и размеры документа зависят в первую очередь от целей и задач, которые поставлены руководством компании.

При разработке данного вида документа необходимо соблюдать следующие принципы:

- избирательность и лаконичность — документ должен содержать только лишь информационные ссылки на основные регламенты, в которых можно отыскать необходимую и актуальную информацию;

- актуальность — в документе должна быть размещена информация, которая отвечает реалиям, существующим в компании, при малейших организационных изменениях необходимо своевременно вносить соответствующие изменения;

- ориентированность на сотрудника — вся информация излагается на едином профессиональном языке, понятном как топ-менеджерам компании, так и рядовым сотрудникам.

Помимо выше изложенного в качестве мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры как направления повышения лояльности сотрудников можно предложить следующие:

1) улучшение мотивированности работников:

- приемлемые условия труда: гибкий график, комфорт;

- моральное стимулирование в качестве похвал, выдачи грамот;

- повышение материального стимула компании – увеличение процента от продаж.

2) разработка трудовой этики на предприятии:

- ориентация на работу как на основную сферу самореализации;

- ориентация на труд с полной отдачей;

- принятие ответственности за рабочие результаты.

В качестве одного из мероприятий в ЧСУП «АЛЬЯНС»предложено введение должности специалиста по корпоративной культуре.


Внедрение этой должности в структуру предприятия позволит не только комплексно проводить анализ функций деятельности организации, но и устранить имеющиеся недостатки. При условии чётко организованной деятельности специалиста по корпоративной культуре руководство предприятия сможет получить необходимые данные, которой, по сути, станут основой для развития предприятия. При этом задача специалиста по корпоративной культуре заключается в том, чтобы постоянно держать курс на работников ЧСУП« АЛЬЯНС», постоянно следить за тем, что им нужно, а также следить за особенностями развития предприятия, непрерывно координируя внутреннюю корпоративную деятельность организации.

Введение должности специалиста по корпоративной культуре в штат потребует дополнительных расходов.

Таблица 3

Дополнительные годовые затраты в результате внедрения должности специалиста по корпоративной культуре

Показатель

Сумма, руб.

Основная зарплата с необходимыми отчислениями

50845 руб. в мес. х 12 = 610140

Затраты на офисную мебель и компьютерную технику

60000

Общие затраты

610140 + 60000 = 670140

Таким образом, дополнительные затраты составят 610,140 тыс. руб.

Реализация предложенных мероприятий в области развития корпоративной культуры приведет к повышению удовлетворенности трудом (мотивационный эффект), поскольку работа с персоналом будет строиться на учете социальных моментов в трудовых отношениях. Эффект проявится также в повышении производительности труда, уменьшении ущерба от текучести кадров в связи со стабилизацией коллектива.

Чтобы оценить эффективность от снижения текучести персонала, необходимо рассчитать затраты на замещение одного сотрудника в таблице 4.

Таблица 4

Расчет затрат на замещение одного сотрудника

Элемент затрат

Допущения

Расчет

Затраты, тыс.руб.

1

2

3

4

Процесс увольнения работника

Снижение производительности труда в период, предшествующий увольнению

5%-ное снижение в продолжение трех месяцев

15,4*3*0,05

2310

При средней выработке в месяц 15,4 млн.руб./чел.

Время на собеседование с увольняюшимся, затраченное интервьюерами

1/2 часа руководителя отдела (350 руб./час) и 1/2 часа специалиста (295 руб./час)

(350+295)/2

0,322

Документальное оформление

1/2 часа сотрудника (по средней ставке 295 руб./час)

295/2

0,147

Итого

2310,469

Наем нового работника

Подача объявления

одно место в местной газете на 3 недели (на 3 выпуска)

3,0

Проверка рекомендаций

2 часа

295*2

0,590

Собеседование с кандидатами

2 часа по средней ставке специалиста (295 руб./час) и 1 час по ставке руководителя

2*295+350

0,940

Оформление личного дела

3 часа

3*295

0,885

Оформление (внесение в платежную ведомость и другие документы)

1/2 часа

295/2

0,147

Расходы отдела кадров

10 час.

 10*295

2,950

Итого

8,512

Обучение

Обучение на рабочем месте

время руководителя подразделения

1/3 часа в день, 60 дней = 20 часов

20*295

5,900

время помощника, из числа сослуживцев

10 час по 270 руб./час

 10*270

2,700

Дополнительная нагрузка сослуживцам

20 час. по 270 руб./час

 20*270

5,400

Снижение производительности труда

в среднем на уровне 20% от нормативной в течение двух месяцев

15400*0,2

3080

Итого

х

х

3094,0

ВСЕГО

 х

 х

5412,9


Таким образом, на замену одного сотрудника в среднем затраты составляют 5412,9 тыс.руб. Если рассчитать сумму, необходимую на замену сотрудников, уволившихся по собственному желанию в совокупности в 2015-2016 гг., получим:

3 чел * 5412,9 тыс. руб. = 16238,7 тыс. руб.

Соответственно, при снижении текучести кадров данные затраты сократятся.

После проведения предложенных мероприятий планируется, что в ЧСУП «АЛЬЯНС»будут отсутствовать работники, которые нарушили трудовую дисциплину. Соответственно, уровень текучести кадров составит:

К-т текучести = 1/36*100 = 2,8%.

В 2016 уровень текучести кадров составлял 5,6%, следовательно, снижение уровня текучести составит (2,8 – 5,6) 2,8 процентных пункта.

Тогда затраты снизятся, а прибыль вырастет до 208,339 млн. руб.:

Эк = 192,1 + 16,239 = 208,339 млн. руб.

Соответственно, внедрение предложенных мероприятий экономически выгодно и целесообразно.

Отличительными особенностями социальной эффективности предложенных мероприятий в ЧСУП «АЛЬЯНС»в результате разработки корпоративных мероприятий станет:

- более высокий уровень уважения сотрудников к себе и другим;

- готовность принимать новое и изменения без паники и сопротивления;

- способность учитывать интересы других людей и не ограничиваться рамками решаемой задачи;

- стремление к достижению наилучшего результата, использование на цели, чем на средства их достижения;

- умение полагаться на собственное мнение, сопротивляемость влиянию пропаганды и манипуляциям;

- стремление к профессиональному росту.

К основным недостаткам имеющейся корпоративной культуры можно отнести:

- отсутствие единого видения корпоративной культуры на предприятии;

- отсутствие внутреннего нормативного акта, определяющего основные положения корпоративной культуры предприятия;

- отсутствие принципа индивидуального подхода со стороны руководителя (большая ориентация на профессиональные и деловые качества без учета личных интересов и качеств сотрудников);

- разрозненность сотрудников и подразделений в процессе осуществления своей деятельности;

- дублирование функций сотрудниками внутри подразделения и подразделениями в целом;

- отсутствие органа, координирующего и контролирующего деятельность подразделений в сфере корпоративной культуры.

С целью совершенствования формирования и развития корпоративной культуры в ЧСУП «АЛЬЯНС»нами предложены следующие мероприятия:

- ввести должность специалиста по корпоративной культуре;