Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Исследование видов СПТ, его этапов и особенностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• смешанные проблемы, решению которых может помочь улучшение взаимоотношений.

Производственные проблемы лучше не обсуждать на тренинге. Так как неуспех в решении производственных проблем нередко связан с несовершенством сложившейся системы управления производством. Участники, выдвигающие такие проблемы, остаются неудовлетворенными решением, о чем и говорят вслух. Это, в свою очередь, приводит к тому, что у большинства членов группы складывается негативное отношение к методу, которым решалась данная проблема.

Более благодатным материалом являются проблемы взаимоотношений с людьми. Они подходят как для лабилизации, так и для отработки методов группового решения проблем.

Для сбора проблем может быть использована следующая стандартная схема: каждый пишет на карточке одну-две наиболее существенные для него проблемы, затем передает карточку соседу. Тот знакомится с поступившей проблемой и ставит «+» в случае, если она его заинтересовала или насущна, в противном случае не ставит ничего. Действия повторяются до тех пор, пока к каждому не вернется его карточка. Подсчитывается число плюсов, сумма записывается на карточке. Все подписывают свои карточки и сдают

Видеопроба. Целью видеопробы в первую очередь является предоставление возможности каждому из участников группы посмотреть на себя со стороны.

Задание для первой съемки должно быть не трудным и не затяжным, чтобы хватило времени на просмотр и обсуждение видеозаписей всех членов группы. Но нельзя давать задание не связанного с целью тренинга.

Необходимо нацеливать участников группы на то, чтобы они замечали невербальное поведение друг друга. С этой целью можно при съемке задерживать объектив видеокамеры на позе, руках, ногах говорящего, чтобы впоследствии разобрать его поведение.

Введение групповых норм.

Обычно вводятся следующие нормы:

1) Гарантия конфиденциальности. Вся сообщаемая информация остается в группе (это касается как участников группы, так и тренера).

2) Об отсутствующих не говорят.

3) Приветствуется активность каждого участника.

4) Необходима открытость и честность в выражении чувств.

5) Обсуждаются те темы, которые волнуют участников группы в данный момент времени в связи с конкретным событием.

6) Каждого участник тренинга имеет право на свободное изложение своего мнения и на высказывание критических замечаний по поводу поведения других участников тренинговых занятий.

7) Каждый участник может просить помощь у любого участника тренинга


Седьмое правило вводится не столь часто. И вообще вышеизложенный перечень норм поведения в группе не является обязательным. Он может быть принят группой или не принят. Иногда целесообразно включить дополнительные правила, например правило общего равенства - общения на «ты».

Важным для некоторых социально-психологический тренингов является правило «стоп». Оно защищает возможность каждого члена группы и его право включать в процесс столько чувств и переживаний, сколько он может прочувствовать. Это своего рода психологическая защита.

Фаза разогрева

Эта фаза короткая, включает не слишком интенсивные упражнения и техники. Обычно рекомендуется использовать двигательные упражнения, телесные контакты, упражнения на использование дистанционного и прямого взаимодействия - это динамические упражнения, в которых тренер следит за выполнением принятых норм группы.

Этап лабилизации

Лабилизация в социально-психологической поведенческом тренинге это процесс создания у членов группы мотивации к обучению. Этот процесс обычно проходит через понимание своей некомпетентности в определенной ситуации, Обычно это происходит так: тренер ставит задачу перед группой, а группа (как заранее и запланировано тренером) не справляется с ней.

Осознание членами группы несоответствия принятых и привычных поведенческих актов требованиям социально-психологического тренинга испытывается эмоционально по-разному всеми членами группы.. Тренеру нужно быть готовым к тому, что возможны моменты, когда какой либо участник тренинга продемонстрирует истерику. В ходе наблюдения за участниками тренер выделяет следующие позиции участников группы: бесконфликтную, конфликтную и зависимую,.

При конфликтной точке зрения участники демонстрируют импульсивность, которая связана с устойчивым набором навязчивых ролей. Эти люди имеют узкий репертуар деятельности, тяжело меняют свое поведение.

Зависимая позиция проявляется неуверенностью, сомнениями членов группы. Они страшатся ответственности и конфликтов, нуждаются в помощи и похвале со стороны тренера.

При бесконфликтной позиции участники группы СПТ сравнительно независимы от факторов власти и близости к руководителю. Они адекватны, делают правильные выводы из извлеченного опыта, довольно гибки в поведении, не ощущают трудностей при срыве в коммуникациях.

На начальном этапе (формирование эмоционально-оценочной шкалы) отношения участников социально-психологического тренинга регулируются сугубо субъективными впечатлениями друг о друге. Группа разбивается на предпочитаемых и непредпочитаемых. Формируется первое впечатления о человеке.


На втором этапе тренер вносит элемент управления в группу. Эмоциональная разобщенность остается в силе, но намечается слияние позиций под влиянием группы, но следует иметь ввиду, что оценки тренера очень значимы, и их использование должно быть дозировано (похвалить изолированного).

На третьем этапе складывается новая поляризация в группе и создается иерархия. Наблюдается процесс изменения статусов в группе. Это смещение иерархии является важным диагностическим фактором.

Происходит взрыв критичности: группа ищет источник раздражения. Необходимо, чтобы этот процесс перерос в групповой катарсис и групповую самокритику.

На четвертом этапе у членов группы должна закрепиться способность спокойно выслушивать критику в свой адрес. Повышается понимание себя и других людей, корректируется самооценка. Это является показателем успешности социально-психологического тренинга.

Лабилизация у каждого участника происходит не одновременно, некоторые так и не проходят эту фазу по разным причинам. Одной из главных является страх изменения

Этап лабилизации является самым сложным в ходе социально-психологического тренинга, потому что требуется тщательное отслеживание состояний участников группы, выявление не подходящих форм поведения, сдержанность оценок и соответствующие эмоциональные реакции.

Лабилизация проходит с использованием следующих техник (рис.1).

Рис. 1. Техники, используемые при прохождении этапа лабилизации

Задачи. Важный критерий подбора задачи - ее значимость для участников. Выявляются особенности поведения членов группы, тренеру необходимо запомнить их. Наиболее распространены эгоцентризм, склонность перебивать речь других людей, негибкость, неадекватная самооценка, многословие, игнорирование партнера, неумение слушать, слабость или отсутствие обратной связи, негативные оценки без особой необходимости.

Игры. Они могут быть групповыми, ролевыми

В случае необходимости отбора нескольких человек для исходной игры -дискуссии рекомендуется в первую очередь выбирать самых самоуверенных.

Когда выбираются два человека для ролевой игры, чтобы партнером лидера был тот, кто любит говорить «поперек». На первые игры нежелательно ставить людей с низким уровнем самооценки, тревожных. При подборе ситуации для ролевой игры надо учитывать характеры игроков.

Тренер, если он хочет подчеркнуть неправоту кого-либо, он не говорит: «Ты не прав» или «Иван не прав». Предпочтительнее сказать: «Все ли согласны с мнением Ивана ?» или «Вы не могли бы повторить суть того, что он сказал?».


Если дискуссия пошла непродуктивно, группа перешла к обсуждению второстепенных тем тренер спрашивает: «Вспоминайте, какая у нас была цель?»

При анализе результатов дискуссии на видеоролике обычно просматривают запись первых 10-15 мин. Еще до просмотра полезно задать вопрос: «На сколько процентов каждый из участников удовлетворен дискуссией?»

В случае высокой степени удовлетворенности задается вопрос тем, кто не удовлетворен или колеблется «А почему ты не удовлетворен?» Объяснение причин неудовлетворенности полезно вербализовать.

После этого можно предложить: «Давайте посмотрим видеоролик». В самый шумный момент надо нажать «стоп-кадр». Лучше ничего не говорить, а просто пристально посмотреть на всю группу. Поле паузы задается вопрос: «Как вы полагаете, грамотно ли ведется дискуссия?» или «Как вы полагаете, слушают ли участники друг друга?».

После того как все выскажутся о замеченных недостатках, необходимо обобщить высказывания, сгруппировав различным мнениям.

Мощная лабилизация применяется для активных, но мало искушенных в научной психологии участников. Ступенчатая лабилизация - процесс более тонкий. Она требует большого мастерства ведущего. После лабилизации может возникнуть агрессивное отношение к тренеру. Для нормального, психически здорового человека любой вид лабилизации не несет излишних отрицательных последствий. Однако следует учитывать особенности личности каждого участника.

Ролевая игра в руках тренера хороший диагностический и коррекционный прием. Суть игры в том, чтобы через активное взаимодействие проявить личностную сущность участника и скорректировать ее. Игра может выступить и как обучающий инструмент в социально-психологическом тренинге.

Ролевые игры бывают следующих типов: ситуационные, психодраматические, имитационные.

В ролевых играх существуют следующие роли:

• исполнитель, носитель;

• партнеры;

• зрители - судьи;

• сопереживающий.

Роли нужны для того, чтобы вжиться в образ и при необходимости скорректировать его. Очень важно правильно подобрать участников на роли. Если игра не получила необходимого резонанса в группе и игровой эффект недостижим, тренер может поменять действующих лиц.

Игры могут задаваться тренером, но бывают ситуации, когда игры возникают по инициативе участников группы.

Процедура проведения ролевой игры:

1. Поставить задачу.

2. Поставить цель перед собой.

3. Выбрать благоприятный момент.


4. Поставить цель перед участниками.

5. Дать алгоритм действий.

6. Проверить правильность понимания порядка действий.

7. Распределить роли.

8. Показать пример.

9. Утвердить регламент.

10. Создать пространство для проведения игры.

Техники ведения беседы (вербализации). Эти техники являются основными в ходе проведения социально-психологический тренинга. Они позволяют участникам осознать свои реакции и поведение. Определяя свои чувства и ощущения, обозначая причинно-следственные связи, представляя их участникам группы, личность может открыть для себя настоящие причины или источники поведения, скрытые за стереотипами, установками и другими защитными механизмами.

Необходимо соблюдать принцип социально-психологический тренинга - каждый совершает свои открытия сам. Задача тренера - создать условия, в которых это получится.

Участникам раздаются чистые листочки бумаги.

Тренер зачитывает одну из техник или способ ведения беседы и просит оценить ее по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, +1, +2, +3), где оценка «-3» означает, что техника совершенно не способствует ведению партнерской беседы (взаимопониманию, выходу из конфликта и т.д.); «+3» - в высшей степени способствует.

Свою оценку каждый записывает на листочек. Тренер просит всех членов группы огласить свои оценки по очереди. При этом он может фиксировать оценки участников в специально заготовленной таблице.

Обсуждаются все техники или их часть - только «отрицательные» или «положительные» техники. При работе с руководителями техники, по которым могут возникнуть большие разногласия, лучше не зачитывать.

После того как все выскажут оценки, а тренер их запишет, надо попросить обосновать крайние оценки. Как правило, такое обоснование выливается в дискуссию.

Если членам группы скучно, это может означать, что тренер не создал условий для индивидуальной и групповой активности в фазе лабилизации. Поэтому можно применить интеграцию техник, например, соединить техники вербализации и ролевые игры.

Между самыми скучающими можно провести ролевую игру на вскрытие мотива, но уже с использованием техник. После этого на вопрос «Почему опять не вскрыт мотив?» наблюдатели обычно отвечают: «Потому что техник не применяли».

Если по группе видно, что она в значительной степени не лаби-лизирована, можно предложить какую-нибудь жесткую ситуацию, в которой нужно вскрыть мотив, причем группа этот момент знать не должна. Инструкция каждому из участников игры записывается на пленку. Если удачно подобрать участников, мотив однозначно оказывается не вскрытым. Затем опрашиваются зрители, которые, как правило, также не поняли скрытого мотива. Прослушивается запись инструкции - и вся группа оказывается лабилизированной. После этого можно проводить дальнейшую отработку техник делового партнерского общения.