Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Исследование видов СПТ, его этапов и особенностей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще один способ усиления лабилизации - так называемые серийные ролевые игры. Парам участников дается задание решить две какие-либо проблемы. Сначала первый в течение 2-3 мин решает проблему второго, используя отработанную технику. Делается запись игры. Затем партнеры меняются ролями. Второй из пары, используя технику, помогает решить проблему первого. Видеозаписи всех парных игр анализируются по их окончании. Главный акцент при этом делается на успешности применения техники.

Функции техник вербализации:

1. Сбор информации в ситуации, когда партнер не до конца ее сообщает.

2. Выделение самого важного в сообщении.

3. Уточнение вербализованных понятий (функция обратной связи).

4. Средство ориентировки на партнера.

5. Средство для лучшего понимания сказанного.

6. Формулировка собственных мыслей при вербализации слов партнера.

7. Обобщение информации.

8. Закрепление точки зрения партнера.

9. Средство для лучшей ориентации партнера в своей проблеме.

10. Средство, помогающее держаться в русле проблемы.

11. Средство для активизации партнера.

Техники снятия напряжения в группе. Напряжение в группе может возникать в ситуации неуспеха участника группы при выполнении упражнения. Это, с одной стороны, показатель эффективного воздействия, показатель лабилизации, «точного попадания». С другой стороны, напряжение участника может стать серьезным препятствием для его дальнейшей работы, так как возникает опасность активизации защитных механизмов. Поэтому в целях эффективного воздействия тренеру необходимо периодически вводить техники, позволяющие снимать или фиксировать и осознавать степень напряжения участников группы. Показатель напряженности может являться своего рода диагностикой самочувствия участников группы правильного хода социально-психологический тренинга.

Классический способ введения этих техник - с помощью так называемого самооценочного дерева. Тренер проводит по полу линию и говорит, что эта линия - уровень земли. Выше линии - крона дерева, ниже - его корни. Участникам предлагается встать ближе к кроне, если они хорошо (как они думают) выходят из конфликта, снимают напряжение собеседника, и ближе к корням, если они плохо это делают. После этого группа делится на две части. Подгруппы располагаются напротив друг друга. Лица с низкой самооценкой выступают против лиц с высокой самооценкой. Те, кто считает, что не умеет снимать напряжение, по очереди проявляют агрессивную реакцию в адрес тех, кто считает, что умеет это делать. Задача последних - грамотно выйти из конфликта. У большинства это не получается. Так достигается лабилизация.


Существует несколько видов тренировки техник снятия напряжения:

• тренировка по кругу;

• разбивка на группы и работа зигзагом;

• традиционная форма (хороша для первого раза): тренер зачитывает фразу, все записывают свой ответ на нее, затем тренер просит зачитать ответы, обращаясь к самым слабым участникам.

Необходимо также фиксировать источники напряжения.

Техники установления контакта. Они вводятся с целью создания в группе доверительных отношений, ситуации принятия, а также выполняют роль механизма взаимодействия участников группы между собой. Важно, чтобы в процессе социально-психологический тренинга каждый участник группы мог установить контакт с остальными.

Всех участников разбивают на группы. Каждая группа заранее придумывает ситуацию установления контакта, либо тренер сам ее задает. Затем эти ситуации проигрываются подряд

Этап введения ориентировочных основ деятельности

Цель этапа - собрать воедино все установки участников и акцентировать их внимание на оптимальном поведении и взаимодействии.

Задача перевести спонтанное поведение на уровень более рационального, оптимального и адекватного поведения.

В ходе данного этапа социально-психологического тренинга к участникам возвращается уверенность в себе, эмоциональное принятие себя, которое базируется на рефлексии.

Новые правила поведения и деятельности задаются тренером. Основные методические приемы заключаются в использовании различных типов ролевых игр: сюжетных, «сухих» («сухое плавание»), «полусухих» («полусухое плавание»).

«Сухое плавание». Это один из вариантов первичной отработки техник вербализации - разучивание всей группой какого-то способа деятельности под руководством тренера.

Метод обработки техник вербализации таков. Тренер называет одну из техник и просит внимательно прочитать ее описание (листочки с описаниями розданы каждому). Затем он задает вопрос: «Как каждый из вас понял суть этой техники?» После того как все выскажутся, ставится новый вопрос: «Что дает эта техника?» Все высказывания резюмируются тренером. Далее тренер просит каждого сказать соседу какую-нибудь фразу, с тем чтобы тот ее развил.

В этой фазе необходимо учитывать, что роль тех оценок, которые тренер дает участникам группы, очень велика и есть опасность возвращения к процессу лабилизации. Поэтому тренеру необходимо следить за эмоциональным состоянием и реакциями тех, кому он дает оценку. Целесообразно прибегать к положительным оценкам, подчеркивать успешность действий участников группы.


Этап овладения

Это завершающая фаза социально-психологический тренинга, фаза подведения итогов. Здесь каждый получает возможность говорить о том, как он оценивает себя и других в процессе работы группы. Тренер проводит анализ общих положительных достижений группы и просит сделать то же самое каждого члена группы.

Большое значение имеют рефлексивные процессы. Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям поведения и реакциям каждого участника группы. Эффективность социально-психологического тренинга для каждого члена группы заключается в его готовности принимать как положительную, так и отрицательную информации о себе.

Этап характеризуется высоким сплочением группы, проявлением желания интеграции с каждым участником группы. Поэтому здесь возможно использование техник, которые носят оценочный характер (например, «Горячий стул», «Сбор чемодана», «Подарки» и др.).

Итак, в любом случае: успешен ли был человек в процессе социально-психологический тренинга или нет - личность приобретает опыт проживания определенных ситуаций и эмоционального реагирования в них.

Заключение

В результате анализа темы курсовой работы были рассмотрены труды зарубежных и отечественных ученых основные положения которых представлены в первой части курсовой работы.

Рассматрено понятие «социально-психологический тренинг» с точки зрения различных авторов, также проанализированы актуальные на данный момент типы тренингов.

Во второй части работы раскрыты этапы и особенности социально-психологического тренинга, приведены примеры и рекомендации ведущему тренеру.

Для специальности организационной психологии чрезвычайно полезно и необходимо знать и использовать данные методики для формирования или совершенствования определенных качеств и умений группы людей с помощью специально подобранных упражнений в рамках социально-психологического тренинга.

Список использованной литературы

  1. Корягина, Н. А. Социальная психология: теория и практические методы : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Корягина. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 316 с.
  2. Мельник, С.Н. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга / С.Н. Мельник. – Владивосток, 2004. – 74с.
  3. Минуллина, А.Ф. Социально-психологический тренинг личностного роста: Методическое пособие / А.Ф.Минуллина, О.А. Гурьянова — Казань: Издательство «Бриг», 2015. — 96 с.
  4. Петровская Л. А. «Общение — компетентность — социально-психологический тренинг: избранные труды», М.: Смысл, 2007
  5. Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социальнопсихологический тренинг: Практикум. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. 190 с.
  6. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.
  7. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологичес­кого тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. № 4.