Файл: Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга (Исследование видов СПТ, его этапов и особенностей).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 24
Введение
В последние десятилетия активно внедряется в повседневную действительность такой феномен как тренинг, и в частности социально-психологический. Благодаря социально-психологическому тренингу успешно решаются многие актуальные социально-психологические проблемы, участники тренингов повышают свою личную и профессиональную эффективность.
Исследованию видов СПТ, его этапов и особенностей посвящена данная курсовая работа. Необходимо отметить, что выбор темы «Этапы и особенности ведения социально-психологического тренинга» не случаен, тема представляет личный и профессиональный интерес, а также является весьма актуальной.
Для достижения цели работы необходимо было проанализировать соответствующую литературу, предпочтение было отдано современным изданиям.
В первой главе рассматривается понятие «социально-психологический тренинг» с точки зрения различных авторов, также представлены существующие на данный момент классификации тренингов. Во второй части работы подробно описываются этапы поведенческого тренинга, детально представлены особенности каждого этапа, приведены примеры и рекомендации ведущему тренеру. В результате теоретического исследования по теме курсовой работы сделаны краткие выводы.
В конце работы представлен список использованной литературы, все использованные цитаты в работе снабжены соответствующими сносками.
1. Понятие «социально-психологический тренинг», его виды
Тренинг (от англ, train - обучать, воспитывать) - это формирование или совершенствование определенных качеств и умений группы людей с помощью специально подобранных упражнений.
Метод «социально-психологического тренинга» разработал М. Форверга (Германия), он же впервые ввел понятие «социально-педагогический тренинг».
В России практику социально-психологического тренинга сравнительно недавно (в конце ХХ века) ввела Петровская Л. А., разработав в 1989 году перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг.
Л.А. Петровская в своей монографии «Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга» [4, 121] расшифровывает понятие тренинг, как средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений, опыта в области межличностного общения. Автор пишет – «Под социально-психологический тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции» [6, 442]
Один из отечественных специалистов по вопросам тренинга Ю.Н. Емельянов, дает следующее определение: «социально-психологический тренинг – это активное социально-психологическое обучение, характеризующееся обязательным взаимодействием обучаемых между собой». Автор указывает, что в психологической терминологии это понятие должно использоваться не для обозначения методов обучения, а для обозначения методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением [5, 13].
Признанным многими авторами (Жуков Ю. И., Петровская Л. А., Растянников П. В.) выделяется следующее определение социально-психологического тренинга, как «области практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью повышения компетентности в общении. Компетентность в общении — это способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми» [2, 9 ]
В психологической литературе представлены разнообразные типологии тренингов, имеющих определенное обоснование. Остановимся не некоторых из них.
В классификации X. Миккина в основу выделения различных видов тренинга положены особенности организации тренинга: любительский, институциональный, психокоррекционный
А.И. Палей предлагает следующую классификацию тренингов по направленности:
• Субъект- субъект – различные социально-психологические тренинги.
• Субъект-объект – интеллектуальные тренинги, имеющие целью развитие интеллектуального потенциала личности, эффективности решения профессиональных и личностных проблем.
• Тренинг внутриличностной направленности (группы личностного роста). [2, 18]
Также тренинги относятся к разным типам по признаку обращения к определенной проблематике личности или заданных целей группы:
• «Я-Я» - тренинги, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост;
• «Я-Другие» - тренинги, имеющие целью изменение межличностных отношений, познание процесса взаимовлияния в зависимости от поведения;
• «Я-Группа» - тренинги ориентированные на взаимодействие личности и группы как социальной общности, стили взаимодействия с группой;
• «Я-Организация» - тренинги, направленные на вырабатывание опыта межличностного и межгруппового взаимодействия;
• «Я-профессия» – тренинги специально разработанные для субъектов конкретной профессиональной деятельности [2,18]
Л.А. Петровская утверждает следующее «С точки зрения содержания круг задач, решаемых средствами СПТ, широк и разнообразен, и соответственно разнообразны формы тренинга. Все множество этих форм можно разделить, в частности, на два больших класса: а) ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты) и б) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Следует отметить, что эта последняя задача решается и в первом случае, но лишь как сопутствующая, а не основная. В качестве основной она выступает в специализированных группах самоанализа, или группах тренинга сензитивности». [6, 442]
Существует классификация программ социально-психологических тренингов в зависимости от конечных целей: инструментально-ориентированные и личностно-ориентированные.
К инструментально-ориентированным тренингам относятся СПТ поведения. Стержневая идея тренинга – человек является объектом манипулирования. Цель данных тренингов – овладение результативными моделями поведения. Основная задача – изменить поведение человека.
В СПТ поведения главная цель — изменение установок и как следствие этого последующее изменение поведения. С тоски зрения цели тренинга важно не само поведение, а тренируемые модификации поведения, возможности его изменения через модификацию установок.
К инструментально-ориентированным тренингам можно отнести следующие виды тренинга:
• тренинги, направленные на модификацию определенного аспекта поведения (тренинг для руководителей — направлен на организационное поведение; тренинг-программа аргументированного поведения; тренинг-программа для преодоления страха перед публичным выступлением; тренинг стратегии решения конфликта; тренинг для управляющих; тренинг делового общения; тренинг для эффективного руководителя; тренинг уверенности в себе; тренинг социальных навыков и т.д.)
Социально-психологический тренинг поведения является формой обучения новым знаниям, умениям, навыкам.
Чем такое обучение отличается от традиционных форм?
1. Социально-психологический тренинг содействует быстрому приобретению знаний, а также, формирует способность и готовность человека быстро без стресса изменять своё поведение новой обстановке.
2. Навыки, сформированные в процессе социально-психологического тренинга, сохраняются и проявляются более результативно.
3. В короткий срок приобретается опыт поведения в ситуациях типичных для профессиональной деятельности.
4. Можно получить опыт в эквивалентных жизненных ситуациях, а это в свою очередь открывает возможность личности реализовать свой опыт непосредственно в деятельности.
5. В социально-психологическом тренинге эффективнее формируется мотивационная сфера личности, а также её адекватное отношение к окружающим, вырабатывается эмоциональная стабильность.
6. Социально-психологический тренинг способствует сохранению сохранял эмоционального тонуса человека.
7.Немаловажным плюсом социально-психологического тренинга является то, что человек в игровой форме приобретает знания в области педагогики и психологии, которые пригодятся в повседневной жизни.
К личностно-ориентированным СПТ относятся тренинги личностного роста, главной целью которых является самопознание, раскрытие собственных личностных особенностей.
Примеры тренингов личностного роста: экзистенциальные группы, психодраматические группы; группы-встреч, гештальт-группы, психодинамические группы, группы арт-терапии, группы танцевальной терапии и т.д.
2.Основные принципы организации СПТ и его этапы
В социальной психологии выделяют четыре парадигмы в проведении социально-психологических тренингов:
1) тренинг как форма дрессуры, где с помощью позитивного или негативного подкрепления формируются желательные поведенческие паттерны;
2) тренинг как тренировка, когда происходят формирование и отработка поведенческих навыков и умений;
3) тренинг как активное обучение, в котором реализуются передача знаний и развитие некоторых знаний и умений;
4) тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими решения собственных проблем. [1, 20].
М. Форверг и Т. Альбер прорабатывая структуру тренингов поведения выделили следующие основные этапы [7]
Поведенческий социально-психологический тренинг включает следующие различные по содержанию и целям этапы: основной и контрольный. На основном этапе происходит подготовка группы, затем обучение приемам и навыкам с помощью техник. Контрольный этап включает рефлексию по итогам тренинга, обсуждение уровня достигнутых результатов и снятие оставшегося возможного напряжения у участников группы.
Социально-психологический тренинг, чаще всего, включает в себя следующие этапы основной части:
1) знакомство участников группы;
2) разогрев, активизация группы;
3) фаза лабилизации;
4) формирование ориентировочных основ деятельности;
5) овладение новыми приемами поведения.
Как конкретно будут проходить занятия (содержание и длительность) находится в корреляции от ситуации в группе, групповой динамики в процессе социально-психологический тренинга, целей и задач социально-психологического тренинга и других параметров, которые тренер может отследить в процессе подготовки и проведения СПТ.
Рассмотрим каждый этап поподробнее [5, 33-58].
Этап знакомства
В первой фазе проведения СПТ целью ведущего тренинг является включение в работу всех участников, наблюдение за их поведением, с целью выделить свойства участников, с которыми необходимо будет работать в дальнейшем.
Основными аспектами этой фазы являются:
1. Знакомство. Занятие строится таким образом, что к осознанию необходимости познакомиться участники группы приходят сами. Ведущий предлагает некоторые правила.
Особенность в том, что в поведенческом социально-психологическом тренинге знакомство лучше всего начинать не с себя, а с того, кто справа (или слева). Тренер не должен просить определенного члена группы начать знакомство. Достаточно пристально на него посмотреть.
Классическое знакомство: каждый следующий участник излагает высказывания двух-трех предыдущих. Либо каждый назвает себя и рассказывает о себе. В этом случае иногда тренеру полезно резюмировать в нескольких словах то, что сказал участник группы . В поведенческом СПТ существует около способов проведения фазы знакомства.
Сообщение о самочувствии. Часто на данной фазе возникают ситуации, в которых полезно, чтобы человек выразил свое самочувствие. особенно, если большинство участников группы напряжены. Начинать надо с самого открытого человека в группе: он задает норму искренности, его примеру последуют остальные. Члены группы, говоря о самочувствии, скорее всего выразят и свои опасения, отношение к происходящему. В этом случае не следует опасениям участников группы противопоставлять оптимизм.
Вопрос о самочувствии полезно задавать и в другие критические моменты социально-психологический тренинга, а не только в процессе фазы знакомства. Такие исповеди повышают отдачу тренинга. Необходимо знать, когда задать этот вопрос. В случае, если большинство членов группы говорят, что чувствуют себя плохо, можно спросить: «Что вы ждете от тренинга?»
Информация об ожиданиях. Это не обязательная процедура. В некоторых ситуациях можно попросить, чтобы все встали, закрыли глаза и каждый представил себе, что он хочет добиться в этот день. Затем участники могут высказаться.
С помощью данной методики «убиваются несколько зайцев»: во-первых, в ходе сообщений наблюдается дальнейшее раскрепощение участников тренинга; во-вторых, ведущий получает от групы дополнительную информацию; в-третьих, каждый из участников может проявить себя по-новому.
Сбор проблем. Достаточно важным аспектом является сбор проблем каждого из участников группы. Проблемы могут существенно различаться по видам: производственные, личные и др. Проблемы делятся на подвиды:
• проблемы отношений с людьми в процессе трудовой деятельности;
• чисто производственные проблемы;