Файл: Диагностика профессионального стресса руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В последние годы отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделена как важная проблема при управлении персоналом. Это связано с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья индивида.

Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни. Стресс – это естественная реакция организма человека на внешние раздражители. Т.е. стресс является ответной реакцией организма на экстремальные условия, которые нарушают спокойствие человека и его эмоциональное равновесие.

Причем, стресс могут вызвать как положительные эмоции, так и отрицательные. Как правило, стрессу подвержен любой человек: вне зависимости от положения в обществе, занимаемой им должности и материального достатка.

Так как стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни, он неразрывно связан с его производственной деятельностью. Результатом этого

являются рост числа заболеваний стрессовой этиологии, ухудшение трудоспособности активной части населения. В итоге это приводит к потере квалифицированной рабочей силы, снижению производительности труда.

По данным исследований, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс-факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. Наиболее часто признаки профессиональной деформации личности проявляются в социономических профессиях или профессиях типа «человек – человек» (менеджеров, врачей, педагогов, социальных работников, продавцов-консультантов, рекрутеров и др.), в которых деятельность напрямую связана с интенсивным общением.

Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на физическое и психическое здоровье работника, но и на организационную среду, эффективность функционирования организации в целом, производительность труда, плодотворность производственной деятельности людей.

В настоящее время проблема профессионального здоровья и личностного благополучия медицинского персонала привлекают все большее внимание как отечественных, так и зарубежных ученых (Н. Е. Водопьянова, А. Б. Леонова, Г. С. Никифоров, Ш. Купер и др.). Это связано с тем, что врачи являются представителями той профессии, в которой от специалистов требуется интенсивное и насыщенное взаимодействие с людьми (пациентами, коллегами, родственниками больных).


Профессиональная деятельность менеджера характеризуется целым рядом факторов, таких как высокий уровень неопределенности, ответственность за принимаемые решения, необходимость одновременного выполнения нескольких видов работ. Все эти факторы в совокупности приводят к проявлениям профессионального стресса, что ставит во главу угла проблему профилактики стресса и укрепления профессионального здоровья менеджеров.

Объектом данного исследования выступает профессиональный стресс и факторы его возникновения.

Предмет исследования – профессиональный стресс в работе менеджеров.

Цель данного исследования – проанализировать содержание профессионального стресса управленческой деятельности на примере руководителей салонов связи.

Задачи исследования:

- рассмотреть подходы к определению понятия профессионального стресса и его характеристики;

- проанализировать основные факторы и причины профессионального стресса в работе руководителя;

- провести диагностику степени проявления профессионального стресса руководителей салонов связи.

Методы. В исследовании применялся эмпирический метод, который был представлен следующим диагностическим инструментарием:

1. Для определения психического выгорания руководителей была использована методика диагностики профессионального выгорания (Е. Ильина).

2. Для определения личностных детерминант психического выгорания:

- Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»);

- Анкета оценки нервно-психической устойчивости (разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова);

- Диагностика уровня личностной невротизации В.В. Бойко;

- Самооценка психических состояний Г. Айзенка.

3. Для определения организационных детерминант психического выгорания:

- Шкала профессионального стресса Д. Фонтана;

- Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (В.А. Уразаева, И.Д. Ладанова);

- Определение индекса групповой сплоченности Сишора;

- Диагностика психологического климата в малой производственной группе (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шелест).

База исследования: 50 офисов салонов связи «Мегафон».

Выборка испытуемых: 50 директоров салонов связи.

Структура исследования включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.


1. Проблема профессионального стресса в научной литературе

1.1 Понятие профессионального стресса: подходы к определению и характеристика

Термин «стресс» (от англ. «stress» – давление, напряжение) изначально был заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта [9]. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия [12, с. 117].

В 1936 году понятие стресса в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие ввёл Г. Селье [2]. Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом и поведенческом уровнях [10, с. 136].

Разные исследователи понимали стресс по-разному. Тем не менее, в современной научной психологической литературе термин «стресс» используется, преимущественно, в трёх значениях.

Во-первых, понятие стресс может определяться как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение, направленные на адаптацию к этому воздействию [7, с. 90]. В рамках такого понимания «стресс» сводится к понятию «стрессор».

Во-вторых, стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние, эмоции, защитные реакции и процессы преодоления стресса (копинг-стратегии), происходящие в самом человеке [15, с. 133]. В этом случае к явлению стресса относят только саму реакцию организма, направленную на адаптацию к определенному стимулу. Это соответствует пониманию «стрессовой реакции».

Наконец, в-третьих, стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие [6, с. 76-77]. Стресс понимается как взаимодействие стимула и реакции, т.е. стрессора и стрессовой реакции.

В данной работе под стрессом будет пониматься комбинация стрессора и стрессовой реакции, без этих двух компонентов стресс не существует. Стрессор обладает лишь способностью возбуждать стрессовую реактивность [4]. Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. Что­бы продемонстрировать это более наглядно, приведём следующий пример. Представим, что двух человек уволили с работы. Для одного это будет сильнейшим ударом: «Как я буду обеспечивать семью? Чем платить за квартиру?» и т.п. Другой же воспримет увольнение более разумно: «Да, нехорошо, что меня уволили. Но, честно, мне не очень нравилась такая работа. Теперь я смогу подыскать работу по душе». Как видно из примера, стрессор (увольнение) может вызвать физиологическое возбуждение, но к такому результату приведет лишь образ мыслей первого человека. Первый человек, столкнувшись со стрессором, воспринял его негативно, и его физиологическое состояние изменилось. Согласно определению, этот человек переживает стресс. Второй человек равным образом столкнулся с тем же стрессором, но воспринял его так, что физиологического возбуждения не про­изошло, и этот человек не подвергся стрессу [10, с. 75].


Стресс, согласно концепции физиолога Г. Селье (исследователя данного явления и разработчика понятия), имеет три стадии развития (рис. 1) [13]:

1 — стадию тревоги: происходит воздействие неблагоприятного фактора, возникает тревога, страх, повышается психическое напряжение;

2 – стадию сопротивления: организм начинает реагировать на это неблагоприятное воздействие (происходит борьба со стрессом, привыкание к нему или дальнейшее погружение в стресс);

3 – стадию истощения: если воздействие слишком сильное или не принимаются никакие меры по устранению источника напряжения и стресс приобретает хронический характер, то ресурсы организма истощаются. Могут возникнуть серьёзные проблемы со здоровьем.

Рис. 1. Стадии стресса по Г. Селье

В своей теории Г. Селье указывал на то, что стрессором может выступать не только негативное, неприятное событие в жизни, но и положительное, радостное событие, требующие адаптации к произошедшим изменениям (например, тяжёлым стрессом является смерть близкого человека, но не меньшим стрессом является и рождение ребёнка, вступление в брак) [1, с. 145].

Стрессовая активация может иметь положительную мотивирующую силу, вызывающую положительные эмоциональные реакции, эти состояния обозначают как эустресс [7, с. 118-119]. Все эмоционально-стрессовые состояния, связанные с неприятными, отрицательными переживаниями, и имеющие ослабляющую, деструктивную силу обозначают как дистресс [10, с. 151].

Профессиональный стресс — «…это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс…» [9, с. 165-166].

Психологический стресс, возникающий на работе, можно подразделить на четыре формы: управленческий, информационный, коммуникативный и эмоциональный [14]. Стрессовыми факторами для нас являются содержание работы, рабочая нагрузка, темп работы, график работы, обязанности, перспектива профессионального развития, специфика профессионального общения с коллегами и руководством, а также условия участия в управлении [5, с. 133].

Можно выделить как негативные, так и позитивные последствия профессионального стресса (таблица 1) [14, с. 157].

Таблица 1. Значение профессионального стресса

Профессиональный стресс

Позитивное значение

Негативное значение

Стресс проявляется как защитная реакция организма на чрезмерное напряжение.

Он как будто говорит: «Пора остановиться, надо отдохнуть» или «Нужно что-то менять». То есть стресс призван оградить человека от нервного срыва. В этом его предупреждающее значение.

Стресс истощает ресурсы организма и ослабляет здоровье.

Под его воздействием снижается иммунитет, ухудшается деятельность пищеварительной системы, появляются сердечно-сосудистые заболевания.

На начальной стадии стресс может побуждать к действиям, помогает мобилизовать силы для преодоления трудных ситуаций.

Если перед человеком ставится какая-либо профессиональная задача и он не знает, как её решить, то сначала чувствует замешательство, тревогу, затем собирается с мыслями и приступает к творческому поиску. Это даёт сотруднику возможность расти личностно и профессионально, получать необходимый опыт.

Стресс часто вызывает реакцию торможения.

У человека в состоянии напряжения обычно сжимаются мышцы, замирает дыхание. На уровне психики происходит то же самое: наблюдаются колебания в принятии решений, отсутствует желание действовать, теряется вера в собственные силы.


Таким образом, в данном параграфе представлена характеристика понятия стресса и его отражение в профессиональной деятельности.

1.2 Факторы и причины профессионального стресса в работе руководителя

Стресс в профессиональной деятельности вызывают различные причины – физические и психологические [6]. Некоторые из них существуют реально, другие больше надуманы.

Физическое воздействие выражается в повышенной нагрузке, неудовлетворительных условиях, в которых проходит трудовая деятельность, непродуманность организации работы, особые условия (посменно, ночные часы) [9].

Психологические факторы включают в себя [11, с. 167-168]:

  • высокие требования к себе, гиперответственность;
  • плохую информированность, много лишней информации;
  • неопределенность обязанностей и ответственности;
  • отсутствие или слишком высокая мотивация;
  • частую смену стратегий поведения в ходе развития одной ситуации;
  • недостаток времени;
  • особые условия труда;
  • низкий статус сотрудника;
  • подчиненность руководству, предъявляющее высокие требования;
  • неудовлетворенность возможностями карьерного роста, их отсутствие;
  • трудные отношения в коллективе, с руководством;
  • несоответствие занимаемой должности;
  • невозможность самореализации;
  • высокую нагрузку с заниженной оплатой.

Как видно, причин возникновения профессионального стресса в наше время предостаточно. Самые частые из них - организационные факторы на работе, условия труда и атмосфера в коллективе.

Особое влияние на развитие профессионального стресса оказывают перегрузки [10, с. 173]. Неправильное планирование рабочего времени, неравномерное распределение заданий, большие объемы работы приводят к физическому и умственному напряжению. Недостаточная загруженность сотрудника также может стать причиной стресса. Если он недополучает нормального объема работы, не имеет возможности в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал, то чувствует себя обделенным, тратя силы и время на «отсиживание часов» [12, с. 173].

Соответствие организации рабочего места потребностям сотрудников тоже очень важно. Плохая освещенность, сквозняк или душное помещение, постоянно звонящий телефон (если деятельность не связана со звонками) мешают сосредоточиться. Раздражение и напряжение нарастают - нетрудно представить, к чему это приводит к концу рабочего дня.