Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Система измерения и анализа рабочих нагрузок персонала в теории психологии труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить группу методов, специализированных на выявлении факторов стресса в труде, например:

– опросник «Инструмент для анализа стресса на работе» Н. Земмера и др.;

– «Опросник факторов профессионального стресса» Ч. Спилбергера (респонденту требуется оценить частоту встречаемости каждого пункта опросника и степень интенсивности действия каждого фактора;

– опросники, диагностирующие степень и стадию эмоционального выгорания работника (методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, Диагностика профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), Методика диагностики профессионального выгорания Е.П. Ильина).

Для оценки функциональных состояний субъекта труда применяют диагностические методы разного вида[19]:

– физиологические (оценивающие состояние физиологических функций, разнообразные показатели работы центральной нервной системы, например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления, сосудов, величина диаметра зрачка );

– поведенческие (хронометраж продуктивности работы, анализ брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирующие работу психики в профессиональных задачах, например корректурная проба Бурдона);

– психометрические (методы, ориентированные на оценку со стояния психических функций, например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти или проба измерения критической частоты слияния мельканий – КЧСМ);

– методы субъектной оценки и шкалирования ощущений усталости, самочувствия, настроения (методика «САН») или сбор количества симптомов утомления и измерение их интенсивности (Леонова А.Б.).

При рассмотрении работоспособности как сложного многопланового явления, для ее оценки применяется комплексный подход (оценка показателей, относящиеся к разным системам).

Для изучения показателей работоспособности могут быть использованы:

– показатели эффективности или продуктивности деятельности (например, теппинг-тест Е.П.Ильина);

– показатели самочувствия человека (например, опросник САН (самочувствие, активность, настроение);

– психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в функциональную систему деятельности (ЧСС, ЭПГ, ЭМГ, ЭОГ, КГР и др.).

Кроме того, для оценки и анализа рабочих нагрузок персонала можно применять метод анализа результатов деятельности. Анализ ошибок как таких отклонений от образца (нормативно заданных трудовых действий), которые приводят к отрицательному влиянию на продукт труда, – может оказать существенную помощь в изучении психологической структуры трудовой деятельности, разработке мероприятий по оптимизации данного труда.


Классификация рабочих ошибок:

1) ошибки, связанные с организационно-техническими факторами трудового процесса (неполадки в технологии и организации труда, негодное качество материалов, состояние оборудования и т.п.);

2) ошибки, обусловленные «личным» фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности).

Схема анализа ошибок:

1. Провести направленное наблюдение за отклонением от требований к качеству продукта труда по схеме:

– описание рабочего дня (дневник всех переживаний и случайностей, происходящих в течение рабочего дня, по возможности беспристрастное изложение событий и особенностей трудовых действий);

– упоминание наиболее трудных моментов;

– протоколирование явлений автоматизации трудовых действий;

– протоколирование явлений утомления;

– указание дефектов в организации труда и в инструктировании работников с анализом причины ошибок.

2. Провести беседу с работниками, мастерами, бригадирами или администрацией о том, как они сами фиксируют ошибки, брак в своей работе и в работе своих подчиненных; о том, как они представляют себе их причины и пути предупреждения этих ошибок.

3. Разработать конкретные предложения по организации (оптимизации) данного профессионального труда и для обучения по данной профессии.

Так как человеческое общество становится все более и более цивилизованным, все больше работников привлекаются к умственному, а не физическому труду.

Для увеличения эффективности труда специалисты оценивают не только физиологические, но и психологические рабочие нагрузки персонала. Показателями умственных нагрузок являются:

– объем, устойчивость внимания (может быть измерено с помощью психодиагностики, например, корректурной пробы);

– время, необходимое для решения задачи, управления техникой;

– уровень напряжения (например, с помощью опросника нервно-психического напряжения, Методики экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН) и его источников (О.С. Копиной, Е.А. Сусловой, Е.В. Заикина и др.);

–эмоциональное состояние (психодиагностика эмоциональных состояний, например, Шкала тревожности Спилбергера-Ханина, Интегративный тест тревожности (ИТТ), Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) (В.А. Доскин), Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла, Опросник Басса-Дарки для диагностики агрессивных и враждебных реакций, «Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова, Шкала депрессии Э. Бека для измерения выраженности депрессивного синдрома, Шкала сниженного настроения – субдепрессии В. Зунга – Т.Н. Балашовой и др.);


– субъективное мнение (субъективные мнения могут быть собраны либо с помощью оценочных шкал, либо посредством вопросников (анкет) и/или интервью.);

– объем выполнения основной и второстепенной задачи (операторам дается инструкция, в соответствии с которой им следует уделять внимание, прежде всего, основной задаче, а второстепенную решать только в тех случаях, когда это никак не влияет на их способность выполнения основной; снижение успешности решения второстепенной задачи интерпретируется как свидетельство повышенной рабочей нагрузки, создаваемой основной задачей).

Для повышения объективности и точности наблюдения за рабочими условиями применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж.

Фотография рабочего – это регистрация времени и последовательности выполнения действий, смену труда и отдыха. Методы регистрации могут быть разными – от непосредственного сопровождения работника психологом и наблюдения за его поведением до использования телеметрической техники. Применение фото– и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы.

Результаты фотографии рабочего дня фиксируются в виде графиков, что позволяет получить отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, данные об интенсивности работы на разных трудовых постах, о реальных формах профессионального поведения людей.

Хронометраж – это измерение времени трудовых операций, позволяющий определить их длительность, частоту, повторяемость, интенсивность трудового процесса.

Трудовой метод. Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения. В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимания не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения. Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать профессию, совершенствуется в ней все больше и больше. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода.[20]


Таким образом, выбор диагностических методов зависит от поставленной практической задачи исследования и основывается на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности работника. Для оценки и анализа рабочих нагрузок персонала могут быть использованы как общепсихологические, физиологические диагностические, так и специфические, соответствующие конкретному случаю методы.

3. Рекомендации по организации трудового процесса

Одно из направлений организации труда, предполагающее создание в организациях (на предприятиях) условий, способствующих повышению культуры и эффективности производства, направленное на возвышение человека как творческой личности, сохранение его здоровья и способности к труду на протяжении всей трудовой жизни – это гуманизация труда.

Можно выделить следующие аспекты гуманизации труда[21]:

– определение содержания работы и ее организация на рабочем месте: монотонная работа не вызывает у работника интереса, не стимулирует к творчеству, не требует высокой квалификации; необходимо дать возможность участвовать в разработке целей и задач, в планировании и организации работы, чтобы проявлялось и развивалось умение принимать решения и действовать самостоятельно;

– создание нормальных условий работы (благоприятных для физичес­кого и психического здоровья человека); высокая заработная плата, доплаты и надбавки, а также социальные услуги не могут компенсировать потерю здоровья в результате неблагоприятных условий труда;

построение рациональной структуры управления – если работа осу­ществляется слаженно, если организационные, финансовые, экономические, личные вопросы решаются успешно, если каждый работник, имеет свое определенное место в структуре и понимает это, то такая производственная структура управления ориентирует весь персонал на достижение целей организации (предприятия);

– определение продолжительности рабочего времени и режима, ритма работы должно обеспечивать постоянное восстановление работоспособности работников, как по завершении работы, так и в процессе ее выполнения, т. е. необходимо нормировать время труда и его интенсивность, устанавливать рациональный режим труда и отдыха.


Особое значение для развития гуманизации труда в различных сферах экономики имеют:

– разработка и реализация программ создания безопасных и здоровых условий труда;

– планирование карьеры и профессионального роста работников; создание возможностей для самореализации и самовыражения личностных качеств работников;

– применение нетрадиционных форм организации рабочих мест и ра­бочего времени (гибкие графики работы, надомный труд); вовлечение работников в процесс управления производством; стимулирование работников; мотивация труда.

Для эффективной организации труда на предприятии необходимо проводить оценку риска – выявление опасностей, существующих на про­изводстве, определение масштабов этих опасностей и их возможных последствий. Это один из способов предупреждения несчастных случаев на производстве и повышения безопасности труда.

Необходимо выяснить:

– где и какие опасности существуют;

– с чем связана конкретная опасность;

– кто подвергается опасности;

– каковы возможные последствия опасности;

– какие меры нужны для предотвращения опасности.

Главное в мероприятиях по оценке риска – ответственность всех сторон и работа по достижению общей цели – улучшить условия труда.

Предпочтение следует отдавать тем мероприятиям, которые дают в целом наибольший возможный эффект. При их определении и осуществлении должны соблюдаться следующие общие принципиальные требования:

– устранять опасности;

– оценивать те опасности, которые нельзя устранить;

– устранять источник опасностей;

– организовывать работу в соответствии с конкретными условиями, особенно в плане обустройства рабочих мест, выбора оборудования, технологии производства и метода работы;

– решать вопросы по снижению монотонности и темпа труда, а также ограничению вреда, который может вызвать такая работа;

– заменять опасные факторы безопасными или менее опасными;

– выработать единую комплексную политику профилактики, охваты­вающую технологию, организацию труда, условий труда, социальные отношения и производственную окружающую среду;

– использовать, прежде всего, общие, а не индивидуальные меры защиты;

– давать работникам необходимые знания.

Один из способов гуманизации труда – оптимизация условий труда для увеличения работоспособности рабочего персонала. Следующие рекомендации предназначены руководству предприятий и направлены на достижение большей эффективности труда: