Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Проблема стресса появилась в двадцатом веке и на данный момент продолжает оставаться актуальной. Стрессы являются предметом исследований самых разных отраслей науки: медицины, социологии, психологии и биологии.

Стресс – это общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также состояние нервной системы организма (или организма в целом). Есть положительная и отрицательная формы стресса.

Сейчас актуальность стресса вызвана большим ростом социальных, экономических, экологических, технологических и других изменений нашей жизни, и также ощутимым изменением содержания и условий труда во многих профессиях.

Стрессу подвержены все люди, но реакция у каждого своя. Некоторые - очень болезненно его переживают, не случайно в народе говорятся, что можно убить словом. Кто-то с легкостью переносят все неприятности стресса.

В производственной жизни стрессы неизбежны. Они отрицательно влияют на производительность труда и трудоспособность человека, снижая мотивацию, увеличивая брак на производстве, повышается рост уровня травм на предприятии или в организации.

Проблематика трудовых стрессов привела к тому, что в психологии открылась новая отрасль для изучения, которая в последствии получила название «Психология профессионального здоровья» — это отрасль в психологии, занимающаяся проблемами охраны здоровья сотрудников и предохраняющей работой с членами организации.

Объект исследования. Профессиональные стрессы и профессиональное выгорание.

Предмет исследования. Особенности профессиональных стрессов и уровня профессионального выгорания у педагогических работников с различным стажем труда.

Гипотеза 1. Стаж работы не влияет на уровень профессиональных стрессов. Педагогические работники с различным стажем одинаково подвержены профессиональным стрессам.

Гипотеза 2. Стаж работы оказывает влияние на уровень профессионального выгорания. Педагогические работники со стажем более 5 лет больше подвержены профессиональному выгоранию, чем работники со стажем менее 5 лет.

Цель исследования. Выявление особенностей профессиональных стрессов и профессионального выгорания на примере педагогических работников, для разработки практических рекомендаций по снижению уровня стресса и профессионального выгорания.

Задачи исследования:


    1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
    2. Подбор методов для определения уровня профессионального стресса и профессионального выгорания. Подбор методов математической статистики для выявления взаимосвязи уровня профессионального стресса и профессионального выгорания со стажем работы.
    3. Анализ результатов исследования.
    4. Статистическая обработка результатов и формулирование выводов.
    5. Разработка практических рекомендаций.

Методы исследования. Теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математически-статистический метод обработки данных (вычисление критерия Фишера).

Методики исследования:

- Методика «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.),

- Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)

Выборка исследования. Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №7 Г. Москва. В тестировании принятии участие 13 педагогов, из них 9 женщин и 4 мужчин в возрасте от 26 до 38 лет.

Теоретико-методологическая основа исследования: взгляды таких ученых как Бойко В. В., Асмолов А.Г., Кижаев-Смык Л.А., Рогозинская Т.И., Форманюк Т.В. Используемые источники являются надежными, так как журналы, используемые для написания работы изучались нами в печатном виде. Электронные книги были скачены с электронных библиотек в формате PDF, без возможности внесения коррекций или изменений.

Практическая значимость. Полученные результаты помогут педагогам проанализировать свое эмоциональное состояние, и поободрать адекватные меры по его улучшению и стабилизации. Разработанные нами рекомендации могут помочь повысить устойчивость к стрессовым ситуациям и снизить уровень профессионального выгорания.

Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выгорания и профессиональных стрессов

1.1 Понятие профессионального стресса

Термин «стресс» (от англ. stress – нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.


Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной деятельностью, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. [5]

История изучения стресса связана с именем Г. Селье. В 1936 г. в английском журнале «Nature» им было опубликовано письмо в редакцию, которое называлось «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Именно с этого момента началось научное изучение стресса как общего адаптационного синдрома (ОАС). Само понятие стресса в этом письме не упоминалось и появилось несколько позже, заимствованное из теории «гомеостазиса» У. Кэннона (1929).

Спустя полвека понятие стресса прочно вошло в обиходную речь и стало символом ХХ в. Широкое распространение концепции стресса обязано возросшей во второй половине ХХ столетия актуальности проблемы защиты человека от неблагоприятных факторов среды.

Понятие стресса используется для характеристики обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на чрезвычайные или экстремальные события, обстоятельства жизнедеятельности, стрессогенные факторы внешней среды. В обиходной речи под стрессом понимается состояние, противоположное покою и душевному равновесию, а при чрезмерном стрессе - горе, страдание и другие проявления дистресса 1. Оптимальный уровень стресса способен вызвать положительные эффекты: приятное возбуждение, душевный и творческий подъем, сверхмобилизация адаптационных возможностей. Стрессорный эффект зависит от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Г. Селье полагает, что неспецифическая адаптационная активность в биологической системе существует всегда, а не только в ситуациях, достигших какого-то критически опасного уровня взаимоотношений со средой, что «полная свобода от стресса означает смерть», и в метафорической форме назвал стресс вкусом и ароматом жизни [9]. С другой стороны, стрессом называются все раздражители (физические, социально психологические), которые вызывают состояние высокой напряженности, физического и психического дискомфорта, душеного потрясения и другие стресс эффекты. [2]

Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса.

Первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Это своего рода подготовка к следующему этапу, поэтому иногда первая стадия называется "предстартовой готовностью". Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят заболевания, которые относятся к разряду так называемых "психосоматических": гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т. п. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой. Это — хорошо известный феномен: во времена Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели — настолько они были внутренне мобилизованы, зато после окончания войны заболевания так и посыпались на них. Аналогичный пример можно привести и из нашей действительности. В 1992 — 1993 гг., когда наше общество было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими и политическими переменами, больницы и поликлиники опустели. Объясняется это тем, что люди вынуждены были мобилизовать все имеющиеся в их распоряжении адаптационные ресурсы, запас которых не безграничен, на выживание в сложных условиях.[21]


Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза — стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъема, характерного для первой фазы. Он как бы "вработался" и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется, накопившаяся усталость.

Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия — стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. В отличие от первой стадии, когда стрессовое состояние организма ведет к раскрытию адаптационных резервов и ресурсов состояние третьей стадии больше похоже на "призыв о помощи", которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора. [7]

Ричард Лазарус американский психолог, как и Ганс Селье, одна из ведущих фигур в области изучения стресса в 20 веке. Лазарус вел крайне активную исследовательскую деятельность в области психологии на протяжении более 40 лет. Когнитивная теория стресса (теория стресса Лазаруса) является одним из самых значительных его вкладов в современную психологию в области стресса и методов работы с ним.

Второе название теория стресса Лазаруса; - когнитивная теория, и именно оно определяет путь, который избрал ученый в своих исследованиях. Когнитивный подход делает основной упор на то, что ведущую роль в поведении человека и восприятии им событий играют его знания и представления о себе и окружающем мире.

В рамках когнитивного подходя теория стресса Лазаруса ориентирована на изучение стресса как индивидуальной реакции человека, которая определяется его субъективной оценкой угрозы (стрессового фактора) и своих ресурсов для преодоления данной угрозы. Проще говоря, теория стресса Лазаруса во главу угла ставит виденье человеком окружающего мира и его специфическую реакцию на оценку мира и себя в нем.[3]

Система ценностей и взглядов на мир определяет то, что для конкретного индивидуума будет угрозой, а что нет. Вера в себя и свои ресурсы дает человеку основание для оценки того, насколько он успешно сможет справиться с данной проблемой.

Ричард Лазарус в своей когнитивной теории стресса подчеркивает разумность независимого подхода к оценке угрозы (стрессового события) и к оценке дальнейшего процесса ее преодоления. Также важным моментом теории стресса Лазаруса является тот факт, что он использует для уровня оценки воздействия стрессового фактора физиологические индикаторы угрозы.[15] Для этого следует учитывать различные типы реакций и их компонентов (вегетативные или биохимические реакции, изменения поведенческого характера). Это дает наиболее полную картину о природе психологических процессов, лежащих в основе феномена стресс. [4]


Положительный стресс стимулирует нас. Мы чувствует себя хорошо и упорядоченно, так как контролируем ситуацию. Мыслительные процессы ускоряются, а физическая активность возрастает.

Однако дистресс приводит к следующим группам симптомов:

  • Раздраженность, подавленность, чувство «взвинченности». При этом причины такому состоянию, как правило, нет, или она не соответствует проблеме. Любой незначительный стимул провоцирует взрыв эмоций.
  • Нарушение сна. Человек не может ночью уснуть из-за переживаний. При этом сон поверхностный, прерывистый, сопровождается кошмарами. Днем же наоборот – ощущается сонливость и апатия.
  • Депрессивное состояние, при котором страдает работоспособность, замедляются мыслительные процессы, падает настроение, угнетается двигательная активность.
  • Расстройства пищевого поведения. Человек начинает часто и в больших количествах употреблять высококалорийные продукты, например, сладости. В других происходит противоположная картина – они теряют аппетит.
  • Двигательные навязчивости. С целью разрядки человек начинает грызть ногти, постукивать по столу, двигать руками, веками и пр. [10]

Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которой предложен Р. Т. Wong и показан на рисунке 1.

Рисунок 1. Области стресса в повседневной жизни

Реактивное преодоление стресса, по мнению P.T. Wonga, начинается, как только с помощью первичной оценки обнаруживается проблемная ситуация. На этом этапе важное значение для эффективного преодоления стресса имеют два типа соответствия ресурсов: во-первых, оценка должна отражать реальность, а во-вторых, необходимо, чтобы выбранные стратегии соответствовали характеру стресса. Адекватные ресурсы и соответствующие стратегии преодоления стресса, в конечном счете, приведут к снижению стресса.

Как пишет автор, эффективное преодоление стресса оценивается по следующим показателям: эффективность затрат энергии и ресурсов, эффективность в достижении желаемой цели противодействия стрессу и восстановления функционального баланса организма и психики, личное развитие в виде повышения способностей, самоуважения и благополучия. Таким образом, успешное преодоление стресса способствует получению кратковременных и долговременных выгод и преимуществ. [6]

Исследования стресса направлены на изучение общих, неспецифических симптомов адаптации. Эти симптомы полнее и отчетливее проявляются при действии па человека экстремальных для него стрессогенных факторов. Анализ физиологических, психологических и т. д. процессов в экстремальных условиях, как показал Г. Селье и др., успешно проводится, когда внимание исследователей обращено прежде всего на общие, неспецифические проявления адаптации, т. е. с позиции концепции стресса. Иными словами, изучение стресса эффективнее, когда он возникает при экстремальных нагрузках, а реакции на такие нагрузки целесообразно анализировать с позиции концепции стресса. Отсюда проистекают две особенности исследований стресса: их направленность на получение данных, способствующих обобщенному пониманию объекта исследований, и то, что этим объектом часто оказываются критические состояния человека. Указанные особенности обусловливают ряд организационно-методических принципов, которых следует придерживаться при проведении исследований стресса. [11]