Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

        Графически полученные результаты можно изобразить в виде диаграммы. В одной диаграмме мы отразили 2 шкалы - эмоционального истощения и деперсонализации, так как шкала редукции личностных достижений интерпретируется наоборот, чем выше результат, тем лучше, что визуально лучше отобразить в отдельной диаграмме, для лучшей наглядности результатов.

Рисунок 3. Результаты методики «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон) шкалы эмоционального истощения и уровня деперсонализации.

Рисунок 4. Результаты методики «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон) шкала редукции личностных достижений.

3.2 Статистическая обработка результатов исследования

Для подтверждения Гипотезы 1 нами был использован метод статистической обработки данных φ* – угловое преобразование Фишера. С помощью формулы:

Имеющиеся результаты по методике «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.) формируются в таблицу.

Группы

Высокий уровень профессионального стресса

Средний и низкий уровень профессионального стресса

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Педагоги со стажем работы менее 5 лет

2 (33,3%)

4 (66,7%)

6 (100%)

Педагоги со стажем работы более 5 лет

1 (14,3%)

6 (85,7%)

7 (100%)

φ*эмп = 0,812

φ*кр. =

-

+

?

0,05

0,01

φ*эмп 

0,812

Показатель попадает в зону неопределенности. Следовательно, Гипотеза 1, о том, что стаж работы не влияет на уровень профессиональных стрессов. Педагогические работники с различным стажем одинаково подвержены профессиональным стрессам, принимается с поправками.

Для подтверждения Гипотезы 2 нами были проведены расчеты по всем трем шкалам методики «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон).

По шкале эмоциональное истощение.

Группы

Высокий уровень эмоционального истощения

Средний и низкий уровень эмоционального истощения

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Педагоги со стажем работы менее 5 лет

1 (16,7%)

5 (93,3%)

6 (100%)

Педагоги со стажем работы более 5 лет

3 (42,7%)

4 (57,3%)

7 (100%)


φ*эмп = 1,04

φ*кр. =

-

+

?

0,05

0,01

φ*эмп 

1,04

По шкале деперсонализации.

Группы

Высокий уровень деперсонализации

Средний и низкий уровень деперсонализации

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Педагоги со стажем работы менее 5 лет

1 (16,7%)

5 (93,3%)

6 (100%)

Педагоги со стажем работы более 5 лет

4 (57,3%)

3 (42,7%)

7 (100%)

φ*эмп = 1,57

φ*кр. =

1.717

-

+

?

0,05

0,01

φ*эмп 

1,57

По шкале редукции личностных достижений.

Группы

Высокий и средний уровень редукции личностных достижений

Низкий уровень редукции личностных достижений

Суммы

Количество испытуемых

Количество испытуемых

Педагоги со стажем работы менее 5 лет

5 (93,3%)

1 (16,7%)

6 (100%)

Педагоги со стажем работы более 5 лет

5 (71,4%)

2 (28,6%)

7 (100%)

φ*эмп = 1,1

φ*кр. =

-

+

?

0,05

0,01

φ*эмп 

1,1

В двух случаях показатель попадает в зону неопределенности и в одном в зону низкой значимости. На основании этого можно сделать выаод, что Гипотеза 2 - стаж работы оказывает влияние на уровень профессионального выгорания. Педагогические работники со стажем более 5 лет больше подвержены профессиональному выгоранию, чем работники со стажем менее 5 лет, принимается с поправками.

Заключение

В ходе нашего исследования нами был поставлен ряд задач, которые мы в последствие успешно выполнили.

Нами была проанализирована разработанность в литературе и в ресурсах Интернет проблемы профессионального стресса и профессионального выгорания. Даны основные определения этих понятий, выделены их этапы и причины возникновения.

Далее нами были подобраны методики для изучения профессиональных стрессов и уровня профессионального выгорания.

Методики были проведены на базе МБОУ СОШ №7. Тестирование прошли 13 педагогов, из них из них 9 женщин и 4 мужчин в возрасте от 26 до 38 лет. Для подтверждения наших гипотез всех участников исследования мы разделили на две группы, по продолжительности педагогического стажа - до 5 лет и более 5 лет.


Полученные результаты были обработаны с помощью метода математической статистики - вычисление критерия Фишера.

При анализе зависимости профессионального стресса от длительности педагогического стажа показатель φ*эмп попал в зону неопределенности, что дало нам основание принять Гипотезу 1, но с поправками.

При анализе зависимости профессионального выгорания от длительности педагогического стажа, был проведен подсчет по всем 3 шкалам методики, при каждом подсчете показатель φ*эмп оказывался в зоне не определенности, что дало нам основание принять Гипотезу 2, но также с поправками.

Для снижения уровня профессионального стресса нами были разработаны следующие рекомендации:

  • содержание своего рабочего места в чистоте и порядке, для быстрого нахождения необходимой информации, бумаг;
  • планирование рабочего дня (лучше вечером) с выделением дел, первостепенной важности и количеством времени, которое предполагается на них потратить;
  • для полноценного отдыха обеды и перекусы необходимо проводить в специально отведенных для этого местах, а не за рабочим столом;
  • в обеденный перерыв желательно выйти на свежий воздух, прогуляться;
  • по возможности вести активный образ жизни, заниматься спортом;
  • найти свое хобби, увлечение, которое отвлекает от негативных переживаний;
  • отказ от вредных привычек, правильное питание и здоровый сон, повышают выносливость организма;
  • для руководителя важно следить за социально-психологическим климатом в рабочем коллективе, поддерживая благоприятность.

Для снижения риска профессионального выгорания нами также были разработаны рекомендации:

  1. Старайтесь ставить реальные цели в своей деятельности. Большое значение имеют краткосрочные цели. Их достижение создает ощущение продвижения вперед, успешности.
  2. Не держите негативные переживания в себе. Важно найти способ для социально приемлемого выплеска негативных эмоций (разговор с близким человеком, занятие спортом, уборка, ведение дневника и пр.).
  3. Старайтесь уделять больше времени тому, что приносит вам положительные эмоции.
  4. Освойте технику релаксации и методы переключения внимания.
  5. Научитесь грамотно распределять свои внутренние ресурсы и перераспределять нагрузку.
  6. Старайтесь разнообразить свою деятельность. Чередуйте умственную и физическую активность.
  7. Поддерживайте режим труда и отдыха.
  8. Выстройте адекватное самовосприятие и самосознание. Не нужно стараться быть лучше всех, важно быть лучше себя.
  9. Ежедневно старайтесь находить время на себя, свои увлечения (хотя бы 20-30 минут).
  10. Пробуждайте в себе новые положительные переживания, делайте то полезное или интересное, что никогда не делали. Например, запишитесь на танцы или изучение иностранного языка, посетите город, в котором не когда не были.
  11. Если чувство угнетенности и апатии очень сильное, обратитесь к психологу за индивидуальной помощью.