Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выгорания и профессиональных стрессов
1.1 Понятие профессионального стресса
Понятие профессионального выгорания, его причины и профилактика
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования
2. Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов
3.1 Описание результатов исследования
Графически полученные результаты можно изобразить в виде диаграммы. В одной диаграмме мы отразили 2 шкалы - эмоционального истощения и деперсонализации, так как шкала редукции личностных достижений интерпретируется наоборот, чем выше результат, тем лучше, что визуально лучше отобразить в отдельной диаграмме, для лучшей наглядности результатов.
Рисунок 3. Результаты методики «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон) шкалы эмоционального истощения и уровня деперсонализации.
Рисунок 4. Результаты методики «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон) шкала редукции личностных достижений.
3.2 Статистическая обработка результатов исследования
Для подтверждения Гипотезы 1 нами был использован метод статистической обработки данных φ* – угловое преобразование Фишера. С помощью формулы:
Имеющиеся результаты по методике «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.) формируются в таблицу.
Группы |
Высокий уровень профессионального стресса |
Средний и низкий уровень профессионального стресса |
Суммы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых |
||
Педагоги со стажем работы менее 5 лет |
2 (33,3%) |
4 (66,7%) |
6 (100%) |
Педагоги со стажем работы более 5 лет |
1 (14,3%) |
6 (85,7%) |
7 (100%) |
φ*эмп = 0,812
φ*кр. =
-
+
?
0,05
0,01
φ*эмп
0,812
Показатель попадает в зону неопределенности. Следовательно, Гипотеза 1, о том, что стаж работы не влияет на уровень профессиональных стрессов. Педагогические работники с различным стажем одинаково подвержены профессиональным стрессам, принимается с поправками.
Для подтверждения Гипотезы 2 нами были проведены расчеты по всем трем шкалам методики «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон).
По шкале эмоциональное истощение.
Группы |
Высокий уровень эмоционального истощения |
Средний и низкий уровень эмоционального истощения |
Суммы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых |
||
Педагоги со стажем работы менее 5 лет |
1 (16,7%) |
5 (93,3%) |
6 (100%) |
Педагоги со стажем работы более 5 лет |
3 (42,7%) |
4 (57,3%) |
7 (100%) |
φ*эмп = 1,04
φ*кр. =
-
+
?
0,05
0,01
φ*эмп
1,04
По шкале деперсонализации.
Группы |
Высокий уровень деперсонализации |
Средний и низкий уровень деперсонализации |
Суммы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых |
||
Педагоги со стажем работы менее 5 лет |
1 (16,7%) |
5 (93,3%) |
6 (100%) |
Педагоги со стажем работы более 5 лет |
4 (57,3%) |
3 (42,7%) |
7 (100%) |
φ*эмп = 1,57
φ*кр. =
1.717
-
+
?
0,05
0,01
φ*эмп
1,57
По шкале редукции личностных достижений.
Группы |
Высокий и средний уровень редукции личностных достижений |
Низкий уровень редукции личностных достижений |
Суммы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых |
||
Педагоги со стажем работы менее 5 лет |
5 (93,3%) |
1 (16,7%) |
6 (100%) |
Педагоги со стажем работы более 5 лет |
5 (71,4%) |
2 (28,6%) |
7 (100%) |
φ*эмп = 1,1
φ*кр. =
-
+
?
0,05
0,01
φ*эмп
1,1
В двух случаях показатель попадает в зону неопределенности и в одном в зону низкой значимости. На основании этого можно сделать выаод, что Гипотеза 2 - стаж работы оказывает влияние на уровень профессионального выгорания. Педагогические работники со стажем более 5 лет больше подвержены профессиональному выгоранию, чем работники со стажем менее 5 лет, принимается с поправками.
Заключение
В ходе нашего исследования нами был поставлен ряд задач, которые мы в последствие успешно выполнили.
Нами была проанализирована разработанность в литературе и в ресурсах Интернет проблемы профессионального стресса и профессионального выгорания. Даны основные определения этих понятий, выделены их этапы и причины возникновения.
Далее нами были подобраны методики для изучения профессиональных стрессов и уровня профессионального выгорания.
Методики были проведены на базе МБОУ СОШ №7. Тестирование прошли 13 педагогов, из них из них 9 женщин и 4 мужчин в возрасте от 26 до 38 лет. Для подтверждения наших гипотез всех участников исследования мы разделили на две группы, по продолжительности педагогического стажа - до 5 лет и более 5 лет.
Полученные результаты были обработаны с помощью метода математической статистики - вычисление критерия Фишера.
При анализе зависимости профессионального стресса от длительности педагогического стажа показатель φ*эмп попал в зону неопределенности, что дало нам основание принять Гипотезу 1, но с поправками.
При анализе зависимости профессионального выгорания от длительности педагогического стажа, был проведен подсчет по всем 3 шкалам методики, при каждом подсчете показатель φ*эмп оказывался в зоне не определенности, что дало нам основание принять Гипотезу 2, но также с поправками.
Для снижения уровня профессионального стресса нами были разработаны следующие рекомендации:
- содержание своего рабочего места в чистоте и порядке, для быстрого нахождения необходимой информации, бумаг;
- планирование рабочего дня (лучше вечером) с выделением дел, первостепенной важности и количеством времени, которое предполагается на них потратить;
- для полноценного отдыха обеды и перекусы необходимо проводить в специально отведенных для этого местах, а не за рабочим столом;
- в обеденный перерыв желательно выйти на свежий воздух, прогуляться;
- по возможности вести активный образ жизни, заниматься спортом;
- найти свое хобби, увлечение, которое отвлекает от негативных переживаний;
- отказ от вредных привычек, правильное питание и здоровый сон, повышают выносливость организма;
- для руководителя важно следить за социально-психологическим климатом в рабочем коллективе, поддерживая благоприятность.
Для снижения риска профессионального выгорания нами также были разработаны рекомендации:
- Старайтесь ставить реальные цели в своей деятельности. Большое значение имеют краткосрочные цели. Их достижение создает ощущение продвижения вперед, успешности.
- Не держите негативные переживания в себе. Важно найти способ для социально приемлемого выплеска негативных эмоций (разговор с близким человеком, занятие спортом, уборка, ведение дневника и пр.).
- Старайтесь уделять больше времени тому, что приносит вам положительные эмоции.
- Освойте технику релаксации и методы переключения внимания.
- Научитесь грамотно распределять свои внутренние ресурсы и перераспределять нагрузку.
- Старайтесь разнообразить свою деятельность. Чередуйте умственную и физическую активность.
- Поддерживайте режим труда и отдыха.
- Выстройте адекватное самовосприятие и самосознание. Не нужно стараться быть лучше всех, важно быть лучше себя.
- Ежедневно старайтесь находить время на себя, свои увлечения (хотя бы 20-30 минут).
- Пробуждайте в себе новые положительные переживания, делайте то полезное или интересное, что никогда не делали. Например, запишитесь на танцы или изучение иностранного языка, посетите город, в котором не когда не были.
- Если чувство угнетенности и апатии очень сильное, обратитесь к психологу за индивидуальной помощью.