Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального выгорания и профессиональных стрессов
1.1 Понятие профессионального стресса
Понятие профессионального выгорания, его причины и профилактика
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования
2. Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов
3.1 Описание результатов исследования
1. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.
3. Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.
4. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.
5. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.
6. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.
7. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.
8. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.
9. Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).
10. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:
Важно не забывать, что положительные эмоции не так устойчивы и требуют больших затрат в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем дальше мы в них уходим, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное отношение ко всему.
Поэтому любой человек может осознанно сделать выбор – будет он выгорать под внешними обстоятельствами, или прилагать усилия для поиска новых ресурсов своей личности, через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Глава 2. Организация и методы исследования особенностей профессионального выгорания и профессиональных стрессов
2.1 Характеристика выборки и этапов исследования
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Москва с 25.01.2019 по 15.03.2019 года. В исследовании принимали участие 13 педагогов, из них 9 женщин и 4 мужчин в возрасте от 26 до 38 лет. Все являются преподавателями среднего и старшего звена имеют классное руководство.
Вся выборка была разделена нами 2 две группы по общей длительности педагогического стажа - до 5 лет и более 5 лет.
Первая группа - педагоги со стажем работы в должности учителя менее 5 лет - 6 участников, в возрасте от 26 до 30 лет, из них 5 женщин и 1 мужчина.
Вторая группа - педагоги со стажем работы в должности учителя более 5 лет - 7 участников, в возрасте от 30 до 38 лет, из них 4 женщин и 3 мужчин
Исследование проблемы профессиональных стрессов и профессионального выгорания состоит из трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные подэтапы.
- Подготовительный:
- постановка проблемы;
- теоретический анализ проблемы;
- формулирование гипотез;
- планирование исследования;
- формирование выборки;
- Полевой (экспериментальное исследование):
- проведение диагностики;
- математический анализ данных для подтверждения Гипотезы 1 и Гипотезы 2;
- Заключительный:
- количественный и качественный анализ и интерпретация полученных результатов;
- формулирование выводов;
- написание текста научной работы.
Для решения поставленных задач нами был составлен план эксперимента, в ходе которого было необходимо:
1. Провести диагностику уровня профессионального стресса и уровень профессионального выгорания в обеих группах.
2. С помощью мат.статистики сравнить показатели уровня профессионального стресса и профессионального выгорания в группах педагогов с разным стажем работы.
3. Проанализировать полученные результаты.
2.2. Описание методов и методик исследования
В ходе нашего исследования были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ литературы позволяет определить и интерпретировать основные понятия, используемые в работе. Он включает в себя:
- поиск статей, книг и журналов по теме исследования;
- анализ ресурса Интернет по теме исследования;
- изучение основных направлений развития исследования;
- поиск основных авторов и учёных, работающих в данном направлении.
2. Психодиагностическое тестирование — это метод психодиагностического обследования, который предназначен для получения количественной и качественной характеристики изучаемого явления. В данном методе используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Используемые в данном исследовании варианты тестирования – тесты-опросники, основанные на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о наличии или отсутствии и степени развития изучаемого явления.
3. Математико-статистическая обработка данных - совокупность процедур, методов описания и преобразования исследовательских данных на основе использования математико-статистического аппарата. В ходе исследования проводилось вычисление первичных статистик, а также для обработки данных использовались φ* – угловое преобразование Фишера, который позволяет сопоставить 2 выборки по частоте встречаемости эффекта. В качестве данных выступают угловые величины, соответствующие процентным долям выборок для которых наблюдается исследуемый эффект.
Таким образом, в ходе исследования были использованы такие методы, как теоретический анализ литературы, психологический эксперимент психодиагностическое тестирование и математико-статистический анализ данных.
В ходе исследования для сбора эмпирических данных использовались следующие методики:
Данная методика разработанная Роговым Е.И., направлена на диагностику уровня стресса, который человек испытывает в процессе выполнения профессиональной деятельности. Методика состоит из 22 вопросов с вариантами ответов. Испытуемому предлагается выбрать один из предложенных вариантов в ответе на вопрос.
Обработка результатов.
Полученные ответы соотносятся с ключом. За каждое совпадение начисляется от 1 до 4 баллов.
Интерпретация результатов:
- от 0 до 15 баллов - низкий уровень профессиональных стрессов,
- от 16 до 30 баллов - умеренный уровень профессионального стресса,
- от 31 до 45 баллов - высокий уровень профессионального стресса,
- от 46 до 60 баллов - очень высокий уровень профессионального стресса.
2. Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)
Методика направлена на диагностику уровня профессионального "выгорания". Она была создана в 1986 году К. Маслач, С.Джексон. В России была адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева.
Опросник имеет три шкалы:
- "эмоциональное истощение" (9 утверждений),
- "деперсонализация" (5 утверждений)
- "редукция личных достижений" (8 утверждений).
Опросник состоит из 22 утверждений, на которые испытуемому необходимо ответить одним из 7 вариантов ответа, в зависимости от степени проявления в своей жизненной ситуации: «никогда», «очень редко», «редко», «иногда», «часто», «очень часто», «ежедневно».
Обработка результатов.
Каждой шкале соответствуют определенные номера вопросов. Полученные ответы переводятся в баллы от 0 до 6 баллов. Полученные баллы суммируются отдельно по каждой шкале.
Интерпретация результатов:
Шкала эмоциональное истощение:
- от 0 до 15 баллов - низкий уровень,
- от 16 до 24 баллов - средний уровень,
- более 25 баллов - высокий уровень.
Шкала деперсонализация:
- от 0 до 5 баллов - низкий уровень,
- от 6 до10 баллов - средний уровень,
- более 11 баллов - высокий уровень.
Шкала редукция личностных достижений:
- более 37 баллов - низкий уровень
- от 31 до 36 баллов - средний уровень,
- менее 30 баллов - высокий уровень.
Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов
3.1 Описание результатов исследования
Методика «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.)
В результате исследования были получены следующие результаты:
- 3 участников имеют низкий уровень стресса, из них 1 со стажем мене 5 лет, 2 со стажем более 5 лет;
- 7 участников имеют средний уровень профессионального стресса, из них 3 со стажем менее 5 лет, 4 со стажем более 5 лет;
- 3 участников имеют высокий уровень профессионального стресса, из них 2 со стажем работы до 5 лет и 1 со стажем более 5 лет.
В процентном соотношении результаты можно представить в виде диаграммы (Рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты методики «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.)
Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)
В результате исследования были получены следующие результаты:
По шкале эмоционального истощения:
- 4 участника, из них 3 со стажем работы менее 5 лет и 1 со стажем работы более 5 лет, имеют низкий уровень. Таким людям характерен повышенный интересе к своей деятельности, стремление к качественному выполнению профессиональных обязанностей, заинтересованность в саморазвитии в рамках профессии, наличие сильной эмоциональной реакции на собственные достижения и достижения коллег и подчиненных (учеников).
- 5 участников, из них 2 со стажем работы менее 5 лет и 3 со стажем работы более 5 лет, имеют средние показатели. Что говорит о снижении интереса к своей деятельности, усталости. Частому безразличию к происходящему на работе.
- 4 участников, из них 1 со стажем работы до 5 лет и 3 со стажем работы более 5 лет, имеют высокий уровень эмоционального истощения. Это говорит о чувстве опустошенности, угнетенности, стремление уединиться и отдохнуть от всего и всех. Такие люди чувствуют усталость после окончания работы и утром перед работой. Они не имеют желания идти на работу, испытывают разочарованность, равнодушие и потерю интереса ко многому, что раньше радовало в работе.
По шкале деперсонализации:
- 4 участников из них 2 со стажем работы менее 5 лет и 1 со стажем работы более 5 лет имеют низкий уровень. Такие люди в трудовой деятельности проявляют инициативность, заинтересованность. Они эмоционально вовлечены в свою работу. Стараются выполнять ее «с душой».
- 5 участников из них 3 со стажем работы менее 5 лет и 2 со стажем работы более 5 лет имеют средний уровень. Такие люди удовлетворены своей профессиональной деятельностью, но выполняют обязанности по большей части формально, их эмоциональная реакция не такая яркая, а инициативность ниже.
- 4 участников из них 1 со стажем работы менее 5 лет и 4 со стажем работы более 5 лет имеют высокий уровень. Таким людям свойственна эмоциональная отстраненность и безразличие, профессиональные обязанности выполняются ими формально, без личностной включенности и сопереживания.
По шкале редукции личностных достижений:
- 6 участников их них 3 со стажем работы менее 5 лет и 2 со стажем работы более 5 лет, имеют высокий уровень. Такие люди уверены, что их деятельность важна окружающим и ценится ими.
- 4 участников из них 2 со стажем работы менее 5 лет и 3 со стажем работы более 5 лет, имеют средний уровень. Такие люди ощущают значимость своей деятельности, но иногда им кажется, что их труды не оценены по достоинству или просто не имеют смысла.
- 3 участников из них 1 со стажем работы менее 5 лет и 2 со стажем работы более 5 лет, имеют низкий уровень. Такие люди проявляют серьезные сомнения в том, что их работа нужна другим людям, важна для них, а также в том, что благодаря своей работе они сделали в жизни что-либо ценное.