Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание (Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

3. Воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему.

4. Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

5. Не «пережевать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причину, сделать выводы и найти выход.

6. Если возникла проблема или конфликт, решать их своевременно и обдуманно.

7. Взять за правило: дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивать общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедить себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально. Иметь нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс.

8. Признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам этого хотелось. Необходимо быть гибче в оценках других людей, не стараться переделать партнеров по общению, подогнать их под себя.

9. Развивать динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата. Стремиться к обдуманности обязательств (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам).

10. Применять техники, снижающие и повышающие эмоциональное напряжение:

Важно не забывать, что положительные эмоции не так устойчивы и требуют больших затрат в плане психологической энергии. Негативные эмоции подпитывают сами себя, и чем дальше мы в них уходим, тем дольше они будут длиться и могут постепенно перейти в негативное отношение ко всему.

Поэтому любой человек может осознанно сделать выбор – будет он выгорать под внешними обстоятельствами, или прилагать усилия для поиска новых ресурсов своей личности, через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и через переживание сиюминутных приятных ощущений.


Глава 2. Организация и методы исследования особенностей профессионального выгорания и профессиональных стрессов

2.1 Характеристика выборки и этапов исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Москва с 25.01.2019 по 15.03.2019 года. В исследовании принимали участие 13 педагогов, из них 9 женщин и 4 мужчин в возрасте от 26 до 38 лет. Все являются преподавателями среднего и старшего звена имеют классное руководство.

Вся выборка была разделена нами 2 две группы по общей длительности педагогического стажа - до 5 лет и более 5 лет.

Первая группа - педагоги со стажем работы в должности учителя менее 5 лет - 6 участников, в возрасте от 26 до 30 лет, из них 5 женщин и 1 мужчина.

Вторая группа - педагоги со стажем работы в должности учителя более 5 лет - 7 участников, в возрасте от 30 до 38 лет, из них 4 женщин и 3 мужчин

Исследование проблемы профессиональных стрессов и профессионального выгорания состоит из трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные подэтапы.

  1. Подготовительный:
  • постановка проблемы;
  • теоретический анализ проблемы;
  • формулирование гипотез;
  • планирование исследования;
  • формирование выборки;
  1. Полевой (экспериментальное исследование):
  • проведение диагностики;
  • математический анализ данных для подтверждения Гипотезы 1 и Гипотезы 2;
  1. Заключительный:
  • количественный и качественный анализ и интерпретация полученных результатов;
  • формулирование выводов;
  • написание текста научной работы.

Для решения поставленных задач нами был составлен план эксперимента, в ходе которого было необходимо:

1. Провести диагностику уровня профессионального стресса и уровень профессионального выгорания в обеих группах.

2. С помощью мат.статистики сравнить показатели уровня профессионального стресса и профессионального выгорания в группах педагогов с разным стажем работы.

3. Проанализировать полученные результаты.

2.2. Описание методов и методик исследования

В ходе нашего исследования были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы позволяет определить и интерпретировать основные понятия, используемые в работе. Он включает в себя:

  • поиск статей, книг и журналов по теме исследования;
  • анализ ресурса Интернет по теме исследования;
  • изучение основных направлений развития исследования;
  • поиск основных авторов и учёных, работающих в данном направлении.

2. Психодиагностическое тестирование — это метод психодиагностического обследования, который предназначен для получения количественной и качественной характеристики изучаемого явления. В данном методе используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Используемые в данном исследовании варианты тестирования – тесты-опросники, основанные на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о наличии или отсутствии и степени развития изучаемого явления.

3. Математико-статистическая обработка данных - совокупность процедур, методов описания и преобразования исследовательских данных на основе использования математико-статистического аппарата. В ходе исследования проводилось вычисление первичных статистик, а также для обработки данных использовались φ* – угловое преобразование Фишера, который позволяет сопоставить 2 выборки по частоте встречаемости эффекта. В качестве данных выступают угловые величины, соответствующие процентным долям выборок для которых наблюдается исследуемый эффект.

Таким образом, в ходе исследования были использованы такие методы, как теоретический анализ литературы, психологический эксперимент психодиагностическое тестирование и математико-статистический анализ данных.

В ходе исследования для сбора эмпирических данных использовались следующие методики:

  1. Методика «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.)

Данная методика разработанная Роговым Е.И., направлена на диагностику уровня стресса, который человек испытывает в процессе выполнения профессиональной деятельности. Методика состоит из 22 вопросов с вариантами ответов. Испытуемому предлагается выбрать один из предложенных вариантов в ответе на вопрос.

Обработка результатов.

Полученные ответы соотносятся с ключом. За каждое совпадение начисляется от 1 до 4 баллов.

Интерпретация результатов:

  • от 0 до 15 баллов - низкий уровень профессиональных стрессов,
  • от 16 до 30 баллов - умеренный уровень профессионального стресса,
  • от 31 до 45 баллов - высокий уровень профессионального стресса,
  • от 46 до 60 баллов - очень высокий уровень профессионального стресса.

2. Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)

Методика направлена на диагностику уровня профессионального "выгорания". Она была создана в 1986 году  К. Маслач, С.Джексон. В России была адаптирована Водопьяновой, дополнена математической моделью НИПНИ им. Бехтерева. 

Опросник имеет три шкалы:

  • "эмоциональное истощение" (9 утверждений), 
  • "деперсонализация" (5 утверждений)
  • "редукция личных достижений" (8 утверждений).   

Опросник состоит из 22 утверждений, на которые испытуемому необходимо ответить одним из 7 вариантов ответа, в зависимости от степени проявления в своей жизненной ситуации: «никогда», «очень редко», «редко», «иногда», «часто», «очень часто», «ежедневно».

Обработка результатов.

Каждой шкале соответствуют определенные номера вопросов. Полученные ответы переводятся в баллы от 0 до 6 баллов. Полученные баллы суммируются отдельно по каждой шкале.

Интерпретация результатов:

Шкала эмоциональное истощение:

  • от 0 до 15 баллов - низкий уровень,
  • от 16 до 24 баллов - средний уровень,
  • более 25 баллов - высокий уровень.

Шкала деперсонализация:

  • от 0 до 5 баллов - низкий уровень,
  • от 6 до10 баллов - средний уровень,
  • более 11 баллов - высокий уровень.

Шкала редукция личностных достижений:

  • более 37 баллов - низкий уровень
  • от 31 до 36 баллов - средний уровень,
  • менее 30 баллов - высокий уровень.

Глава 3. Эмпирическое исследование профессионального выгорания и профессиональных стрессов

3.1 Описание результатов исследования

Методика «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.)

В результате исследования были получены следующие результаты:

  • 3 участников имеют низкий уровень стресса, из них 1 со стажем мене 5 лет, 2 со стажем более 5 лет;
  • 7 участников имеют средний уровень профессионального стресса, из них 3 со стажем менее 5 лет, 4 со стажем более 5 лет;
  • 3 участников имеют высокий уровень профессионального стресса, из них 2 со стажем работы до 5 лет и 1 со стажем более 5 лет.

В процентном соотношении результаты можно представить в виде диаграммы (Рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты методики «Шкала профессионального стресса» (Рогов Е.И.)

Методика «Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С.Джексон)

В результате исследования были получены следующие результаты:

По шкале эмоционального истощения:

  • 4 участника, из них 3 со стажем работы менее 5 лет и 1 со стажем работы более 5 лет, имеют низкий уровень. Таким людям характерен повышенный интересе к своей деятельности, стремление к качественному выполнению профессиональных обязанностей, заинтересованность в саморазвитии в рамках профессии, наличие сильной эмоциональной реакции на собственные достижения и достижения коллег и подчиненных (учеников).
  • 5 участников, из них 2 со стажем работы менее 5 лет и 3 со стажем работы более 5 лет, имеют средние показатели. Что говорит о снижении интереса к своей деятельности, усталости. Частому безразличию к происходящему на работе.
  • 4 участников, из них 1 со стажем работы до 5 лет и 3 со стажем работы более 5 лет, имеют высокий уровень эмоционального истощения. Это говорит о чувстве опустошенности, угнетенности, стремление уединиться и отдохнуть от всего и всех. Такие люди чувствуют усталость после окончания работы и утром перед работой. Они не имеют желания идти на работу, испытывают разочарованность, равнодушие и потерю интереса ко многому, что раньше радовало в работе. 

По шкале деперсонализации:

  • 4 участников из них 2 со стажем работы менее 5 лет и 1 со стажем работы более 5 лет имеют низкий уровень. Такие люди в трудовой деятельности проявляют инициативность, заинтересованность. Они эмоционально вовлечены в свою работу. Стараются выполнять ее «с душой».
  • 5 участников из них 3 со стажем работы менее 5 лет и 2 со стажем работы более 5 лет имеют средний уровень. Такие люди удовлетворены своей профессиональной деятельностью, но выполняют обязанности по большей части формально, их эмоциональная реакция не такая яркая, а инициативность ниже.
  • 4 участников из них 1 со стажем работы менее 5 лет и 4 со стажем работы более 5 лет имеют высокий уровень. Таким людям свойственна эмоциональная отстраненность и безразличие, профессиональные обязанности выполняются ими формально, без личностной включенности и сопереживания.      

По шкале редукции личностных достижений:

  • 6 участников их них 3 со стажем работы менее 5 лет и 2 со стажем работы более 5 лет, имеют высокий уровень. Такие люди уверены, что их деятельность важна окружающим и ценится ими.
  • 4 участников из них 2 со стажем работы менее 5 лет и 3 со стажем работы более 5 лет, имеют средний уровень. Такие люди ощущают значимость своей деятельности, но иногда им кажется, что их труды не оценены по достоинству или просто не имеют смысла.
  • 3 участников из них 1 со стажем работы менее 5 лет и 2 со стажем работы более 5 лет, имеют низкий уровень. Такие люди проявляют серьезные сомнения в том, что их работа нужна другим людям, важна для них, а также в том, что благодаря своей работе они сделали в жизни что-либо ценное.