Файл: Процесс построения модели управленческого решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вес срочных прямых поставок увеличивается

Система принятия решений эффективна

Система принятия решений неэффективна

Рис. 5. Блок-схема оценки эффективности принятия решения о выборе поставщиков в администрации Харабалинского района.

Методами оценки выполнения договорных обязательств являлись:

- выполнение заказа по количеству;

- соблюдение требований к качеству поставляемой продукции;

- ритмичность оплаты выставленных счетов.

Анализ степени выполнения плана поступления материалов по заключенным договорам, основывался на данных оперативного учета выполнения договоров поставок материальных ресурсов.

Позиция 2 - Анализ качества отбора поставщиков в результатах входного контроля качества продукции Администрация МО «Харабалинский район».

Администрация МО «Харабалинский район» уделяет значительное внимание качеству поставляемой продукции, реализуя это через собственную систему входного контроля качества, соответствующей международными стандартам качества (проводятся проверки материально-технических ресурсов).

Позиция 3 - Анализ качества принятия управленческих решений по отбору поставщиков с позиции организации плановых централизованных и срочных прямых поставок.

Необходимо учитывать, что выполнение работ зависит не только от объема поставок в соответствии с договором и полной реализации этих договоров, но и от полноты и своевременности поступления материалов.

В результате проведенного анализа деятельности «Администрация МО «Харабалинский район» в сфере материально-технического обеспечения подразделений, в частности, организации процедуры отбора поставщиков и управления материально-техническими ресурсами, можно сделать следующие выводы:

  1. Анализ процесса принятия управленческих решений в администрации Харабалинского района был рассмотрен на примере организации процесса материального снабжения и отбора поставщиков.

Материальное обеспечение - это способ организации деятельности учреждения, позволяющий объединить усилия различных единиц, оказывающих услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых муниципальными органами власти для реализации своих целей.

2. В отношениях с поставщиками материально-технических ресурсов Администрация МО «Харабалинский район» придерживается нескольких основных принципов:

- не забывать демонстрировать на деле общность интересов;


- знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;

- проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

- соблюдать принятые на себя обязательства;

- учитывать в деловой практике интересы поставщика;

- поддерживать по возможности стабильные контакты в деловой сфере.

3. Важной функцией является выбор поставщика материально-технических ресурсов для администрации Харабалинского района.

Кроме основных критериев выбора поставщика, таких как высокое качество и минимальная цена, в администрации не применяют прочие критерии.

  1. Оценка квалификации поставщиков выполняется, ориентируясь на следующие показатели: соответствие уставных и регистрационных документов требованиям действующего законодательства; состав привлекаемых соисполнителей; опыт и репутация поставщика; профессиональные знания поставщика; наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных возможностей для выполнения контракта; банковские гарантии, поручительства.
  2. Нами была проведена оценка эффективности принятия решений о выборе поставщиков с использованием:

- оценки отклонения фактических и планируемых показателей материального снабжения

- данных о контроле и отбраковке продукции на входном контроле качества

- оценки результатов отбора поставщиков через структуру плановых централизованных и срочных прямых поставок.

Позиция 1 - Анализ качества отбора поставщиков в критериях оценки обеспеченности материальными ресурсами.

Как показал анализ, выполнение договорных обязательств Администрация МО «Харабалинский район» проводилась в разрезе количества и ассортимента поставок, соблюдения оговоренного в договоре сроков и периодичности поставок, требований к качеству поставляемой продукции, а и также ритмичности оплаты выставленных счетов.

Позиция 2 - Анализ качества отбора поставщиков в результатах входного контроля качества получаемой продукции в администрации Харабалинского района.

По третьему критерию был проведен анализ качества принятия управленческих решений по отбору поставщиков с позиции организации плановых централизованных и срочных прямых поставок.

Таким образом, проведенный анализ в разрезе трех критериев – отклонения факта и плана поставок, показателей входного контроля качества и уровня централизованности поставок, говорит о существовании проблем в организации процесса принятия управленческих решений.


По результатам исследования процесса принятия решений в области поставки материальных ресурсов мы видим, что в администрации Харабалинского района ведется целенаправленная работа по реализации, контролю и оценке эффективности управленческих решений. В тоже время следует отметить ряд недостатков, с вязанных с процессом принятия решений в области обеспечения администрации материальными ресурсами:

- в практике деятельности администрации отмечались случаи перебоев в поставках материальных ресурсов;

- отмечены случаи поставки некачественной (бракованной) продукции;

- несколько раз срывались договора на поставку материальных ресурсов.

- отмечены случаи «недобросовестных» поставщиков.

По нашему мнению, администрация не в полной мере использует все известные методы оценки поставщиков, не использует оценку рисков и т.д.

Поэтому в следующей главе работы мы разработали ряд мероприятий по повышению эффективности системы принятия управленческих решений.

Исследование процесса принятия управленческих решений, как организационного процесса проводилось на базе Администрации Харабалинского района с целью выявить стили и методы принятия управленческих решений и их эффективность. Респондентами выступила руководящая команда. В анкетировании приняло участие 19 респондентов (руководители).

Методы и стили принятия решений в Администрации Харабалинского района также были рассмотрены на примере процесса материального обеспечения организации. Так как для реализации механизма принятия управленческих решений – это наиболее наглядный пример как принятия, так и реализации управленческих решений в данной области. К тому же в эффективности данный процесс заинтересованы все структурные подразделения администрации.

Таким образом, мы видим, что администрация в своей деятельности использует метод суммы баллов при оценке квалификации поставщиков.

По нашему мнению, администрация не в полной мере использует все известные методы принятия решений, в частности оценки поставщиков, не использует оценку рисков и т.д.

Глава 3. Предложения по совершенствованию модели принятия управленческих решений


Основываясь на проведенном анализе процесса принятия управленческих решений в части организации отбора поставщиков в администрации Харабалинского района, можно сделать несколько предложений по повышению эффективности и качества принятия управленческих решений:

    1. В направлении совершенствования планирования материально-технического снабжения было бы целесообразным:
  • добиться представления структурными подразделениями объективных и точных заявок на материально-технические ресурсы с полным указанием всех характеристик, сроков поставок по кварталам с разбивкой их внутри квартала, а также первоочередных позиций с учетом находящихся на складах остатков. Проведенный анализ степени исполнения плановых показателей поставок, определил, что по многим видам материально-технических ресурсов не было достигнуто заявленных объемов. В случае отсутствия полной информации, а информация о первоочередных позициях материальных ресурсов является здесь весьма значимой, сложно принимать верные оперативные решения в направлении совершенствования плана материально-технического снабжения;
  • повысить ответственность руководителей подразделений за завышение потребности в материально-технических ресурсах в годовых заявках, приводящее к возникновению излишних запасов.
    1. В направлении совершенствования взаимоотношений с поставщиками и финансирования приобретения материально-производственных ресурсов:
  • Добиться ужесточения требований к своевременному проведению предварительных платежей, согласно заключенных договоров.
  • В рамках планирования и дальнейшего осуществления платежей за материально-технические ресурсы.

Не меняя общей логики тендерного комитета, предлагается ввести более качественные измерители в предварительную оценку возможностей претендентов – поставщиков на конкретный вид продукции (выполнение работ, оказание услуг).

В качестве одного из методов принятия решений мы предлагаем использовать дерево решений.

Он позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющего по каким-то условиям процесса. Общая идея «метода дерева» решений графически изображена на рисунке 6.

Рис.6. Обобщенная идея метода «дерево решений».

Основные этапы разработки управленческого решения по методу «дерева решений»:


1 – составление новой цели развития или совершенствования компании;

2 - сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели;

3 – формулирование проблем как разность между новой целью и обобщенной ситуацией в компании;

4 – выбор или разработка критериев оценки проблемы;

5 – декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;

6 – поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблемы;

7 – разработка вариантов основных решений и их предполагаемая эффективность;

8 – разработка вариантов детализирующих решений для каждого варианта основных решений;

9 – разработка вариантов очередного набора детализирующих решений для каждого предыдущего варианта и т.д.;

10 – оценка каждой ветви решений на эффективность действий и возможность достижения цели;

11 – выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений;

12 – практическая реализация выбранного варианта решений.

Таким образом, решение относительно выбора поставщика можно построить по «дереву решений». Данный метод принятия управленческих решений можно использовать и для других ситуаций при принятии управленческих решений в администрации Харабалинского района.

Для поддержки принятия управленческих решений в области материального снабжения и учете внешних и внутренних источников рисков предлагается модель производственных затрат (рис.7).

Модель производственных затрат выполняет роль связующего звена между администрацией Харабалинского района и поставщиками, с которыми работает администрация. Эта модель изменяет саму основу принятия решений, используя подход, стимулирующий сокращение совокупных затрат в цепи поставок и наращивание совместных конкурентных преимуществ при движении материалов и информации от поставщика к потребителю.

Покупная цена

Затраты связанные с эффективностью поставщика

Затраты на организацию и непосредственно процесс приобретения

Потери из-за нестабильного планирования

Вероятные издержки

Производственные затраты по продукции (работам, услугам) поставщика

Рис.7. Модель производственных затрат, лежащая в основе формирования критериев выбора поставщиков.

Рассмотрим более подробно представленную на рисунке модель производственных затрат. Базой оценки затрат служит покупная цена или цена приобретения сырья, материалов, оборудования, выполнения работ и оказания услуг поставщиками. Она фиксируется в договоре поставки и границы ее изменения, а также возможности ее изменения закреплены юридически.