Файл: Анализ действующей в Российской Федерации системы налогообложения банков (Развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена ролью банков в системе экономических отношений и их воздействием на макроэкономические процессы рыночной экономики. В ситуации, когда наблюдается снижение доходности и финансовой устойчивости коммерческих банков, появляется необходимость исследования экономических отношений, связанных с финансовой стабильностью как коммерческого банка, так и самого государства. Речь идет прежде всего о проблемах в сфере налогообложения коммерческих банков.

Реформирование налоговой системы Российской Федерации привело к тому, что налоговый метод стал основным методом мобилизации доходов бюджетной системы страны. Налоговые методы регулирования призваны формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости к конъюнктурным колебаниям, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.

Налогообложение коммерческих банков - проблема чрезвычайно сложная, поскольку коммерческие банки являются не только крупными налогоплательщиками, но и экономическими субъектами, платежеспособность которых имеет большое общественное значение. С банковских счетов хозяйствующие субъекты в безналичном порядке рассчитываются за купленные товары, произведенные работы, оказанные услуги, осуществляют платежи в бюджет, на банковских счетах находятся безналичные денежные средства организаций, с банковских счетов осуществляется выплата заработной платы, банки осуществляют кредитование организаций и населения, в банках находятся вклады граждан. Неплатежеспособность коммерческих банков чревата экономическими затруднениями для их многочисленных клиентов, задержкой выплаты заработной платы, возрастанием социальной напряженности, что особенно ярко проявилось во время банковского кризиса в августе 1998 года. Вопрос надежности и ликвидности коммерческих банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития коммерческих банков. От того, как будут развиваться и функционировать коммерческие банки, во многом зависит их прибыль, а значит и увеличение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Цель курсовой работы заключается в анализе налогообложения коммерческих банков в Российской Федерации как особой группы участников налоговых отношений на основе анализа действующей системы их налогообложения.


Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:

  • Изучить основные понятия и принципы системы налогообложения банков
  • Рассмотреть виды налогов, уплачиваемых банками и их влияние на формирование доходной части бюджета
  • Проанализировать развитие налогообложения коммерческих банков в современных условиях

Объектом исследования выступает налогообложение коммерческих банков.

Предметом исследования является система налогов, уплачиваемых коммерческими банками.

Методологические и теоретические основы исследования. В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: диалектический подход, принцип исторического, логического и системного анализа и синтеза, методы сравнительного анализа.

Теоретической основой исследования послужили работы по теории налогов А. Смита, Д. Рикардо, Г. Посошкова, И. Озерова, Н. Тургенева и других. При написании работыбыли изучены работы современных исследователей финансовой науки по теории и практике налогообложения в России: А.Л. Глинкина, Л.И. Гончаренко, И.В. Горского, В.В. Гусева, Л.А. Дробозиной, В.Г. Князева, Н.И. Морозовой, М.А. Моторина, К.И. Оганяна, Л.П. Окуневой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, О.И. Пилипенко, С.Г. Пепеляева, Г.Б. Поляка, А.П. Починка, В.М. Родионовой, В.М. Романовского, Н.Ф. Самсонова, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткиной и других.

Структура работы обусловлены целями и задачами, поставленными в исследовании. Структура работы обеспечила логическое развитие темы исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Основные понятия и принципы системы налогообложения банков

Понятие «налог» следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения экономической теории и с позиций реальной практики использования налогов. Оба этих подхода неразрывно связаны, ибо любое практическое действие, не подкрепленное глубоким концептуальным обоснованием, обречено, если не на провал, то на полную бесполезность.

В законодательстве под одно понятие подведены налог, сбор, пошлина и другие платежи. Они определены как «обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами» [11, с. 63].


В трудах отечественных и зарубежных исследователей налог в большинстве случаев также определен как денежный платеж в казну государства. Так, Н.Тургенев утверждал, что налог - это «средство к достижению цели общества или государства. На сем основывается, и право правительства требовать податей от народа». А. Тривус считал, что «налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ соответствующего эквивалента». А. Соколов полагал, что «под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента» [13, с. 102].

Д. Рикардо, впервые непосредственно обратившийся к определению налога, считал его «долей продукта и труда страны, поступающей в распоряжение правительства». К Маркс утверждал, что в налоге заключено экономическое существование государства [11, с. 64].

Из многообразия определений налога следует лишь один вывод – он характеризуется всего лишь как практическая форма движения денежных средств от товаропроизводителя к государству. Это одностороннее толкование содержания понятия «налог». Действительно, на поверхности экономической реальности налог воспринимается как принудительное изъятие средств государством у их создателей. Но это только форма существования налоговых отношений на практике. Форма - это только одно из двух начал категории налог -субъективное. Его сущностная основа более глубокая, она объективна, не подвержена влиянию бурно текущих общественных процессов. Объективная основа налога, его внутренние потенциальные возможности неизмеримо более существенны, они предопределены базисными реалиями.

Рассматривать налог всего лишь как форму одностороннего волеизъявления государства в отношении распределения финансовых ресурсов, значит постепенно выхолостить этот процесс, поставить его в зависимость от чисто субъективистских позиций правящей администрации. В этих условиях налог теряет свою сущностную основу и превращается в нормируемые государством денежные отчисления в бюджет. При этом в сферу принудительных денежных изъятий постепенно вовлекаются финансовые ресурсы, необходимые товаропроизводителю для обеспечения воспроизводства на новой качественной основе. Сверхцентрализация финансовых средств способствует появлению возможностей непроизводительных трат общегосударственных доходов. Интересы товаропроизводителя отходят на задний план, складываются предпосылки неэкономического, директивного управления развитием производительных сил [8, с. 211].


Налог - это, прежде всего объективная экономическая категория, существующая на практике в различных формах. Налог - понятие базисное, это не просто инструмент осуществления государственной политики.

Наука о налогообложении развивается исходя из теоретических положений о воспроизводстве. Налоговая практика, впитывая фундаментальные научные положения теоретического характера, является их отражением через призму базисных и общественно-политических отношений на конкретный период времени и в определенных геополитических условиях. Поэтому налоговая практика служит фактическим результатом проверки глубины и обоснованности научных положений о налоге. Она может развиваться исключительно на основе экономически объективной теории, дополняя и обогащая ее. Научная теория о налоге, в свою очередь, исследуя практическое содержание действующего налогообложения, определяет его позитивные и негативные стороны, их причины и следствия, создает более совершенные налоговые концепции [10, с. 5].

Характеристика налога как объективной экономической категории требует обращения к теории воспроизводства, к одной из его фаз - распределению. Именно при распределении и перераспределении созданной стоимости «зарождаются» налоговые отношения. Существование государства - это вторичное условие их необходимости. Государство использует эту объективную экономическую категорию, придает ее практическим формам законодательно-властный характер. От типа государства зависит насколько принятые обществом налоговые формы будут отражать сущностное начало категории налог. Общественно-политическая надстройка производив от базиса, однако, она способна подавлять или сдерживать темпы экономического развития. Сила и длительность такого сдерживания зависят от множества причин. Прежде всего, определяющим фактором служит экономическая свобода граждан, их способность влиять на ход общественно-экономических процессов. Налог как экономическая категория существует помимо воли одного лица, группы лиц. Однако государство может использовать эту категорию, как во благо общества, так и во вред. Научная обоснованность налоговых форм, в которых используется категория, на практике зависит как от профессионализма лиц, занимающихся реформацией налоговых отношений, так и от степени демократической, правовой зрелости граждан, полноты их участия в распределении созданной стоимости. Здесь особую важность приобретает проблема собственности. Если формы собственности существуют в обществе на паритетных началах, отсутствует дискриминация отдельных форм, то и отдельные виды налогов будут в максимально возможной степени раскрывать потенциал налога как такового. Налог выражает отношения собственности. При ее равномерном распределении в обществе происходит и равно напряженное налоговое обложение. В таких условиях можно говорить об известной степени оптимальности налоговой системы [6, с. 11].


Налог, опосредуя совокупность перераспределительных отношений, является частной категорией по отношению к всеобщей экономической категории финансы. Поэтому, исследуя перераспределительные отношения налогового характера, необходимо знать глубинную первооснову финансов. Именно всеобщая экономическая категория финансы - прародительница налога, а государство - его проводник в реальную жизнь.

Осознание этих закономерностей представляет огромную ценность для разработки научных гипотез существования налога на практике, прежде всего потому, что налоговые отношения есть существенная часть финансовых распределительных отношений. Распределение стоимости в денежной форме -процесс многозначный. Разные, но родственные части этого процесса находят выражение частных по отношению к финансам объективными экономическими категориями. Финансы - это категория, опосредующая весь процесс распределения. Распределяемая стоимость приобретает денежную форму. Это движение стоимости выражает формирование и использование фондов денежных средств целевого назначения. Понять финансы как всеобщую объективную экономическую категорию - значит разобраться во всех структурных слагаемых этой многозначной совокупности экономических отношений. Прежде всего, следует уяснить важность трактовки таких понятий, как: «финансы», «налог» и т. п. в качестве объективных экономических категорий первого, второго и т.д. порядка [6, с. 11].

Налог - категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость и роль налогов в обеспечении общественных интересов.

К.Марксом всесторонне исследованы особенности распределения стоимости. Выявленные им закономерности распределительных процессов в обществе составляют первооснову становления и развития финансовых, а, следовательно, и налоговых отношений. Необходимость централизации части финансовых ресурсов обусловлена потребностью удовлетворить общественные интересы: возобновить производство; обеспечить существование нетрудоспособных и непроизводственной сферы; обеспечить обороноспособность страны и управление государством; осуществить крупномасштабные фундаментальные научные исследования; создать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.

В связи с этим часть созданной в производстве стоимости (в форме финансовых ресурсов) изымается из него в безэквивалентном, безвозвратном и одностороннем порядке. Такое движение финансовых ресурсов и отличает налоговые от других перераспределительных отношений. Таким образом, теория налога - это область знаний о перераспределении стоимости (совокупного дохода общества, т.е. финансовых ресурсов) вне непосредственной связи с конкретным пространством и временем. Абстрагируясь от них, сознание, тем не менее, постигает закономерности движения стоимости применительно к реально существующим явлениям, но уже в их глобальном масштабе. Тем самым создается теоретическая конструкция всех слагаемых сложного и многозначного процесса перераспределения стоимости в денежной форме [14, с 9].