Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Содержание и направления антимонопольной политики Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики страны. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В связи с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.

Цель данной работы заключается в изучении эволюции антимонопольного законодательства в разных странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить эволюцию антимонопольного законодательства в зарубежных странах.
  • Рассмотреть Европейскую модель регулирования конкурентных отношений.
  • Выявить основные тенденции реализации антимонопольной политики в современных условиях.
  • Проанализировать реализацию антимонопольной политики в странах СНГ и Единого экономического пространства.
  • Проанализировать антимонопольную политику как составную часть концепции экономического развития России.
  • Изучить основные направления антимонопольной политики и их эволюцию в период реформирования экономики.

Объект исследования – антимонопольное законодательство.

Предмет исследования - эволюция антимонопольного законодательства в разных странах.

Разработанность в науке. Многообразие точек зрения западных исследователей этого вопроса – следствие того интереса, которое вызывает данная тема и высокого уровня развития экономики западных стран. Из них необходимо выделить работы Пола А. Самуэльсона, Вильяма Дж. Нордхауса, С. Фишера, П.Р. Кругмана, Х.Р. Вэриана, Р. Дорнбуша и других.

Современная литература по проблеме Российского антимонопольного законодательства не столь разнообразна. Различные аспекты изучения данной проблемы затрагиваются в работах и статьях А.В. Турова, В.Цапелика, А.Г.Коржубаева, Л.Макаревича, А. Шаститко и других.

В работе использованы следующие основные методы исследования: метод системного подхода; экспертно-аналитический метод; методы экономического анализа.

Практическая значимость работы заключается в том, что аналитика поставленной проблемы и сделанные на основании ее изученности предложения могут быть применены на практике для анализа и дальнейшего изучения антимонопольного законодательства и регулирования экономики.


Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографии.

Глава 1 Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира

1.1 Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах

В 80-90-ые годы прошлого века проявилась глобальная тенденция к экономической либерализации, открытию рынков, поощрению торговли, когда множество развитых и развивающихся стран начали отдавать предпочтение не жесткому государственному регулированию, а рыночным силам в качестве определяющих факторов для производства и распределения товаров и услуг. Для того, чтобы рыночные силы не смогли оказать отрицательного воздействия на рынок появилась настоятельная потребность государственного вмешательства в процессы функционирования рынков[1].

Традиционное регулирование (налоговое, таможенное и др.) обычно предполагает наличие длительных взаимоотношений между регулирующим органом и объектом регулирования. Политика конкуренции (называемая в США политика Антитраста) содействует экономической либерализации, поощряя или иногда заставляя независимых покупателей и продавцов вступать в конкуренцию[2].

В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в 130 странах мира лежат законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law), ставящие перед собой цель – пресечение и недопущение антиконкурентных действий со стороны субъектов, имеющих рыночную власть, недопущение высокой рыночной концентрации и сделок, направленных на аккумуляцию рыночной власти, а также осуществление ограничительной деловой практики в виде картелей и антиконкурентных соглашений[3].

Изучение хронологии развития и содержания основных положений антимонопольной политики в разных странах мира позволили автору выделить пять концептуальных этапов развития антимонопольного законодательства и практики теории антимонопольного регулирования. Каждый из обозначенных этапов имеет свое историческое место, содержание и тактику реализации основных положений и производен от важнейших теоретических и концептуальных этапов развития экономической теории[4].


Первые два этапа политики антимонопольного регулирования характеризуются как период становления и апробации методов активного вмешательства в конкуренцию на рынке. Антимонопольное регулирование, применяющееся в большинстве стран мира и предполагающее методы воздействия на состояние рынка с целью недопущения ограничения конкуренции, впервые законодательно было закреплено в Канаде и США[5].

США имеют богатейший опыт в области проведения антитрестовской политики. Юридическую основу этой политики составляют три федеральных закона: закон Шермана (1890), Клейтона (1914) и закон о Федеральной торговой комиссии (1914).

Основная экономическая цель акта Шермана - создание условий в пользу свободного предпринимательства и ничем не ограничиваемой конкуренции, а также политическое намерение правительства повысить благосостояние потребителей, предотвратить несправедливое перераспределение благ от потребителей к производителям, поддержание жизнеспособности демократических институтов[6].

Глава первая закона содержит запрет объединения в форме треста, тайные сговоры или иные действия, ограничивающее торговлю между штатами.

Глава вторая запрещает монополизацию, попытки ее осуществления, вступление в сговор или соглашение с целью монополизации. Каждое лицо, вступившее в соглашение или осуществляющее деятельность незаконной в отношении конкуренции, совершает уголовное преступление и наказывается штрафом или тюремным заключением сроком на три года[7].

Глава седьмая разрешает частным лицам, которым был нанесен убыток в результате нарушения этого закона, обращаться с иском в суд и требовать возмещения убытков в трехкратном размере. Возможность получения компенсации в трехкратном размере - исключение по сравнению с положением дел в других странах и серьезное препятствие к нарушению закона[8].

Демократия в США, по мнению большинства собственников, ассоциировалась с возможностью иметь собственный бизнес, экономическую и политическую самостоятельность. Наступление на эти права в виде трестов и монополий становилось угрозой для демократических институтов и было чревато нетерпимой социальной и политической гегемонией корпораций. В глазах многих американцев промышленный переворот в результате всех этих процессов воспринимался как антидемократическое явление в жизни нации.


Противоконкурентное поведение со стороны корпораций-гигантов обострило недовольство мелких собственников и порождало все большее напряжение в обществе[9].

В США в ходе президентской кампании 1912 г. внимание общественности сфокусировалось на роли правительства в экономической жизни, в том числе и в сфере антитрестовского законодательства. Кандидат в президенты Вудро Вильсон, выдвинувший программу «Новой свободы», предлагал дополнить закон Шермана более жестким набором требований и действий, являющихся незаконными, которые предусматривали бы уголовное наказание за монополистические действия в любой форме в целях обеспечения власти мелких собственников на рынке. Политически грамотный и экономически просчитанный шаг В. Вильсона в предвыборной борьбе позволил ему не только победить на выборах 1912 г., но и создать прецедент государственного вмешательства в экономические процессы в обществ[10].

В 1914 г. Конгресс принял Закон Клейтона, расширивший охват антитрастовского законодательства и распространенный на другие возможные схемы поведения, которые могли привести к ограничению торговли.

Вильсон также настоял на создании административного органа, цель которого – создание благоприятных условий для добросовестной конкуренции и запрет «нечестных методов конкуренции» в сфере бизнеса и торговли, которые противоречили целям социальной политики и наносили убытки потребителям[11].

Закон о Федеральной торговой комиссии был принят в 1914 г. с тем, чтобы оказать помощь в рассмотрении направлений действия других антитрестовских законов. Министерство юстиции - основное федеральное учреждение, проводящее в жизнь эти законы и наделенное широкими полномочиями.

В практике применения антитрестовских законов США чередовались более жесткие и либеральные подходы. Начало ХХI века ознаменовалось ужесточением антимонопольных подходов[12].

Третий этап развития антимонопольного законодательства регулирования сопряжен с началом принятия норм, ограничивающих монопольное поведение компаний в некоторых европейских странах. Япония и Германия, приняли антимонопольные законы в 1947 г. под политическим давлением США и в течение последующего десятилетия внесли в них значительные коррективы. Историческую роль в принятии этих Законов сыграл также политический фактор – поражение и капитуляция этих стран во Второй мировой войне. Политика государств-победителей предполагала демилитаризацию экономики Японии и Германии, и как следствие ее демонополизацию[13].


В Германии были приняты Правила об отмене картелей, установленные странами-союзниками как мера против высококонцентрированной и милитаризованной экономики. Первоначально антитрестовское законодательство Германии преследовало цель предотвращения злоупотреблений господствующим положением на рынке со стороны крупной производственной компании. Однако в 1965 г. было разрешено создание картеля из небольших фирм, далее – из крупных, мощных фирм-производителей для достижения конкурентных преимуществ на международных рынках при условии не злоупотреблять своей мощью на внутреннем рынке по отношению к мелким фирмам[14].

В 1947 году американское правительство настояло на принятии в Японии Закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», который способствовал роспуску конгломератов «дзайбатсу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г[15].

Лучшим примером эффективного международного законодательства о конкуренции является законодательство ЕС. Оно утверждено статьями 85, 86 Римского договора (1957 г.), которые содержат условие о том, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран-членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли и оказывать влияние на ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке. Опыт ЕС прекрасно иллюстрирует эффективное влияние законов о конкуренции на динамику и рост международной торговли и прогресс промышленного развития[16].

Четвертый этап антимонопольного регулирования приходится на период 70-80-х годов. Успехов в конкурентной борьбе на мировых рынках стали достигать крупнейшие транснациональные компании. В этих условиях государство изменило концептуальные подходы в политике антимонопольного регулирования[17].

В законодательство о конкуренции Германии, Японии, Великобритании, Франции и других стран были внесены существенные поправки, направленные на либеральное отношение к слияниям и поглощениям, способствующим укрупнению компаний. Тезис о том, что эффективное функционирование общества и конкурентное преимущество стран достигается благодаря активной экономической деятельности крупных компаний, нашел свой отклик в либерализации антимонопольного законодательства[18].

Пятый этап в развитии антимонопольного регулирования ознаменовался изменением политической карты мира, интеграционные изменения на европейском континенте. Глобализация экономики формируют принципиально новый подход к созданию наднациональных регуляторов. Кроме того, акцент формируется на недопустимости и пресечении скрытых монополистических проявлениях – антиконкурентных картелях. Главная особенность этого этапа – многогранность и принципиально новые экономические и юридические подходы к самой политике антимонопольного регулирования.