Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Содержание и направления антимонопольной политики Российской Федерации).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Методы проведения антимонопольной и конкурентной политики в различных странах мира
1.1 Эволюция антимонопольного законодательства в зарубежных странах
1.2 Европейская модель регулирования конкурентных отношений
1.3 Основные реализации антимонопольной в современных
1.4 антимонопольной политики странах СНГ Единого экономического
2 Содержание и антимонопольной политики Федерации
2.1 Антимонопольная как составная концепции экономического России
2.2 Основные направления политики и эволюция в реформирования экономики
Адвокатирование – информации об ответственности за конкурентного законодательства участников рынка, открытость, в числе, через публичности при санкций.
6. Активизируется конкурентных ведомств выработке консенсуса международных стандартов , методов расследования конкурентных процессов, норм и их применения. влиянием экономической и интеграции рынков в хозяйственную систему процессы интернационализации между компаниями, трансграничные бизнес-, ведущие транснациональные , затрагивающие интересы разных стран конкурентоспособность компаний мировых рынках[43].
турбулентность обуславливает широкого сотрудничества стран в развития глобальной среды, создания совершенствования институтов механизмов межнационального и принятия , затрагивающих разные . Чрезвычайно актуальными вопросы гармонизации и методов регулирования с использования преимуществ для потребителей, защиты национальных стран и неоправданных затрат -сообщества на не согласующихся разных юрисдикций[44].
рамках проводимого научного исследования теоретические исследования имеющаяся практика и рассмотрения дел в и странах союза, выделен принципиальных положений, которых строится архитектура антимонопольного [45].
1. Отход от модели «Структура – - Результат» и подхода для допустимости антимонопольного в деятельность рынка.
2. Отказ абсолютизации противоправности компаний к рыночного преимущества обладанию монопольной .
3. Институциализация категории « (проконкурентные) эффекты», росту благосостояния потребителей и в целом, также усиливается институтов эффектов применении антимонопольных .
4. Предотвращение сдерживания поведения участников в результате контроля.
5. Переход гибкой системе регулирования, обеспечивающей рынка широкие в выборе, и изменении -стратегии.
6. Снижение , экономических и издержек регулирования среды для ведомств, судебных , участников рынка общества в .
7. Обеспечение условий развития конкуренции, на повышении для потребителя, важного элемента политики стимулирования и поддержки -активных предприятий[46].
1.4 антимонопольной политики странах СНГ Единого экономического
Распад СССР перед бывшими республиками неотложную беспрецедентную по задачу радикального политических и отношений на евроазиатском пространстве. Независимых Государств как результат трансформаций. СНГ структурообрзаующим фактором принципиально новых отношений. Правовые организационные основы отношений определены документами СНГ, также Уставом , принятом в 1993 . В рамках был принят 1995 г. Модельный «О защите конкуренции», разработанный основе международных и норм, частности, заложенных документе Конференции по торговле развитию (ЮНКТАД)[47].
современном этапе политика играет роль в развитии стран . Начиная с 90-х годов реформы в СНГ находились тесной взаимосвязи формированием и новых институтов области конкурентной . Такой подход создание за короткий период систему антимонопольного в государствах- СНГ. За период практически всех странах принятые законы ( 1991-1992 гг.) прекратили существование и приняты наиболее и соответствующие экономического развития о конкуренции ( 1).
С момента антимонопольных органов странах СНГ в области политики является элементом интеграционных на пространстве , обеспечивающим достижение по проведению реформ на принципов эффективной [48].
Таблица 1
Перечень «О конкуренции…» -участников СНГ реализующих их антимонопольных органов
Название закона |
антимонопольного органа |
|
Республика |
Закон Республики 04.03.1993 № 526 «Об деятельности» |
Государственная по антимонопольной и защите потребителей Азербайджанской |
Республика Армения |
Республики Армения 06.11.2000 « защите экономической » |
Государственная комиссия защите экономической |
Республика Беларусь |
Республики Беларусь 10.12.1992 № 2034-Xii «О монополистической деятельности развитии конкуренции» |
ценовой политики экономики Республики |
Республика Казахстан |
Республики Казахстан 25.12.2008 № 112- ЗРК «О » |
Агентство Республики по защите |
Кыргызская Республика |
Кыргызской Республики 15.04.1994 N 1487-XII « ограничении монополистической , развитии и конкуренции» |
Государственное антимонопольного регулирования Правительстве Кыргызской |
Республика Молдова |
Республики Молдова 30.06.2000 № 1103 «О защите » |
Национальное агентство защите экономической |
Российская Федерация |
закон от 26.07.2006 № 135- «О защите » |
Федеральная антимонопольная |
Республика Таджикистан |
Республики Таджикистан 29.11.2000 № 11 «О конкуренции ограничении монополистической на товарных » |
Государственная антимонопольная при правительстве Таджикистан |
Республика |
Закон Республики от 27.12.1996 № 355-I « конкуренции и монополистической деятельности товарных рынках» |
Комитет Республики по демонополизации поддержке конкуренции |
Закон Украины 11.01.2001 № 2210-III «О экономической конкуренции» |
комитет Украины |
ноябре – декабре 2010 принят пакет , направленных на Единого экономического (ЕЭП). Странами по состоянию ноябрь 2014 г. Российская Федерация, Казахстан, Республика и на вступления Республика .
24 октября 2013 года ходе заседания Евразийского экономического главами Республики , Республики Казахстан Российской Федерации Модельный закон « конкуренции» для законодательств в конкуренции трех - членов ЕЭП[49].
Модельного закона первый этап национальных законодательств, также формирования конкурентной политики антимонопольного регулирования рамках ЕЭП.
данного закона определение единых , на которые ориентироваться страны - Таможенного союза ЕЭП при и реализации положений национальных о защите . Данный закон способствовать формированию правового поля, экономические отношения хозяйствующими субъектами ЕЭП, созданию , прозрачных и условий для ведения бизнеса, конкуренции на рынках[50].
Огромную в данной играл международный сотрудничества. Модельный разработан с лучших мировых в области регулирования и , а также международных организаций, как Организация сотрудничества и (ОЭСР), Конференция по торговле развитию (ЮНКТАД), конкурентная сеть ()[51].
Модельным законом запреты на таких основных практик, как доминирующим положением, соглашения (в числе картельные ), согласованные действия, конкуренция, принятие органами актов совершение действий, конкуренцию, монополизацию вследствие сделок слияниям и [52].
Модельным законом и ряд . Среди них выделить положение возможности распространения требований на (действия), связанные использованием интеллектуальной , если такие направлены на конкуренции при товаров. Данные обусловлены не лучшими мировыми в антимонопольном зарубежных стран (, Япония, Европейский ) и рекомендациями , но и -правовой базой (Соглашением ТРИПС)[53].
новеллой является в Модельном возможность выдачи органом предписаний субъектам, злоупотребившим положением, о и утверждении торговой практики, прозрачности организации таких участников и недискриминационному к реализуемым товарам (услугам). мера носит характер и на предупреждение антимонопольного законодательства. предлагаемой поправки способствовать снижению нарушений антимонопольного , особенно в повторяемости таких [54].
Сближение правового в странах - ЕЭП в конкуренции на Модельного закона способствовать достижению свободы экономической и эффективного товарных рынков ключевой цели стран - формированию экономического пространства[55].
2 Содержание и антимонопольной политики Федерации
2.1 Антимонопольная как составная концепции экономического России
Эффективность общества формируется счет результативности отраслей и государственной политики. инструментов государственной , направленной на экономического поведения структуры рынка, , мы же наибольшее внимание антимонопольной (конкурентной) , призванной обеспечить условия функционирования , при которых возникает избирательного интересов конкурентов нарушения прав [56].
Поддержка конкуренции Конституцией Российской , является одной основ конституционного а также приоритетом государственной . Развитие конкуренции экономике - это задача, решение в значительной зависит от проведения государственной по широкому направлений: от политики, создания инвестиционного климата, развитие финансовой налоговой системы, административных и барьеров, до прав граждан национальной политики[57].
политика – комплекс , направленных на условий для конкуренции на , обеспечение единого пространства, наблюдение процессами концентрации, и надзор области пресечения действий и конкуренции со субъектов рынка, антиконкурентных действий власти[58].
Конкурентная – системная деятельность , направленная на конкурентных условий экономической деятельности, , как правоприменительные, и иные противодействия ограничительной практики, антиконкурентному вмешательству в рынка.
Адвокатирование – деятельность, осуществляемая органом в защиты конкуренции, основном на взаимодействия с государственными ведомствами за счет информированности общественности пользе конкуренции, также пропаганда распространение знаний, созданию равных для всех рынка и общественного сознания пользу развития сил[59].
Благополучие конкуренции на рынках базируется двух основных : общей экономической и антимонопольном . Именно эти компонента определяют реализуемой в конкурентной политики. свою очередь, регулирование имеет точечное применение, на поведение , ограничивая их влияние на среду[60].
Государство выполнять важные , организационные, координирующие, функции для рыночных условий деятельности, развития сектора. Стратегическая государственной антимонопольной по отношению отдельным рынкам () состоит в баланса конкурентных монопольно-регулирующих в рамках конкуренции[61].
В с этим экономическими целями политики являются , направленные на рыночной структуры, монополистической власти различных методов проявления, корректировку для общества результатов для двух задач: качества жизни обеспечения конкурентоспособности экономики. (рис. 2)[62].
2. Экономические цели антимонопольного регулирования
этих целей [63]:
- организацию наблюдения основными экономическими и структурными на товарных финансовых рынках;
- единства экономического страны посредством регионального сепаратизма создания административных ;
- проведение мероприятий поддержке предпринимательства;
- «прозрачности» концентрации и рыночной ;
- снижение барьеров на рынки экономических структур обеспечение эффективного за поведением хозяйствующих субъектов;
- работы по и пресечению конкуренции на рынках;
- упорядочение государственных преференций;
- основных требований норм антимонопольного , разработку мероприятий, на адвокатирование .
В качестве принципов реализации политики можно следующие положения[64]:
- формированию рыночных на основе конкуренции и , контроль за концентрации.
- Предупреждение, и пресечение деятельности и конкуренции.
- Недопущение конкуренции органами , предоставление ими и муниципальной , приносящей конкурентные отдельным субъектам .
- Принцип разумного при применении антимонопольного законодательства, на эффективное товарных рынков конкуренции.
- Законности, и публичности действиях антимонопольных [65].
2.2 Основные направления политики и эволюция в реформирования экономики
антимонопольная политика решить следующие [66]:
- Задача процессуальной .
- Обеспечение сотрудничества органа с .
- Формирование поддержки политики и власти.