Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Содержание и направления антимонопольной политики Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 1. Этапы развития конкурентного и антимонопольного законодательства

В конце двадцатого столетия проявилась глобальная тенденция к упразднению границ, открытию и объединению рынков, поощрению торговли, следовательно, возрос интерес к политике конкуренции.

Активизация мирохозяйственных связей и принципиально новые явления в международном экономическом сотрудничестве создание Всемирной торговой организации обусловили необходимость принятия законодательства о защите конкуренции на рынках отдельных государств в ключе международных правил торговли. За последние 10 лет практически каждая развитая страна (Германия, Дания, Австрия, Франция, Швеция, Швейцария, Ирландия, Финляндия, Испания, Канада, Австралия) усовершенствовала свое законодательство в области конкуренции[19]. Именно в этот период времени почти в ста странах мира были приняты законы о конкуренции.

Центр тяжести концепции антимонопольного перенесен в поддержки и конкуренции, недопущения стороны органов власти административных межрегиональных барьеров. поэтому в экономической и литературе понятие « регулирование» (законодательство)» новым содержанием трансформировалось в «конкурентная политика» «законодательство о »[20].

Конференция ООН по промышленности и торговли (ЮНКТАД) в течение последних десяти лет постоянно осуществляет деятельность по разработке комплекса основополагающих понятий о положений, касающихся ограничительной деловой практики в торговле, включая комплекс положений, направленных на недопущение злоупотреблений доминирующим положением компаний на рынке, согласованных действий и сделок, связанных со слияниями и поглощениями, приводящими к изменению структуры рынка[21].

В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области конкуренции ЮНКТАД пришла к выводу о том, что необходимо издание «Типового закона о конкуренции», носящего рекомендательный характер, по вопросам ограничительной деловой практики и конкурентной политики. С 2005 г. такая версия Типового закона официально существует и в нем изложены статьи с комментариями. Основными из них являются статьи о контроле за слияниями и приобретениями, соглашениями и согласованными действиями, действиями субъектов, имеющих характер злоупотребления доминирующем положением на рынке[22]. Разработка данного «Типового закона о конкуренции» явилась мощным катализатором принятия во многих странах мира законов о конкуренции только за последнее десятилетие.


Подробный анализ антимонопольных законов и направления их эволюции позволяет выделить следующие общие положения, присущие большинству законов вне зависимости от страны проведения[23]:

  • Политика конкуренции строится на основе содействия экономической либерализации, поощряя или иногда заставляя независимых покупателей и продавцов вступать в конкуренцию.
  • Меры, направленные на ограничение монополий, демонополизация экономики и поддержка малого предпринимательства лежат в основе политики конкуренции.
  • Жесткий контроль и наблюдение за поведением субъектов, имеющих доминирующее положение.
  • Недопущение несанкционированных соглашений, ограничение слияний.
  • Снятие ограничений на слияния и присоединения в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий превышает негативные последствия для конкуренции на рынке.
  • Недопущение действий со стороны органов власти, ограничивающих конкуренцию и устанавливающих административные барьеры.

Конкуренция максимизирует благосостояние всего общества в целом, однако она не обязательно приводит к оптимальному распределению доходов. Ставя акцент на конкуренции, современная политика антитраста сосредотачивается преимущественно на максимизации размера доли общества при распределении экономического «пирога»[24].

1.2 Европейская модель регулирования конкурентных отношений

В странах Европейского Союза примером широкого международного конкурентного законодательства является применение норм статей 81 и 82 Римского договора о создании ЕС от 25 марта 1957 года. Эти статьи содержат условие, что после отмены национальных защитных мер в торговле стран-членов ЕС частные фирмы не станут воздвигать индивидуальные барьеры на пути развития торговли. Применением основных положений в национальных судах стран-членов ЕС занимается состоящая из 14 членов Европейская комиссия - административная организация[25].

Статья 81 запрещает заключение договоров и осуществление совместных действий, которые оказывали бы влияние на торговлю между странами-членами и целью которых являлось бы предотвращение, ограничение или нарушение конкуренции на общем рынке.


Статья 82 запрещает злоупотребление доминирующим положением на общем рынке, которое оказало бы влияние на торговлю между остальными государствами: навязывание несправедливых коммерческих условий, ограничение производства, рынков или технического развития в ущерб интересам потребителей, применение дискриминационных условий, применение завышенных цен.

В ЕС в качестве главной задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего условия, при которых конкуренция на Общем рынке будет носить нормальный характер»[26].

Основная парадигма конкурентной политики в странах Общего рынка исходит из того, что она представляет важнейшее направление интеграционной деятельности. Конкурентная политика в ЕС существует не обособленно, а развивается в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка[27].

В настоящее время Европейская комиссия осуществляет регулирование четырех сфер деятельности:

1. Контроль антиконкурентных соглашений и злоупотребления доминирующим положением

Принципы антимонопольного контроля за соглашениями, ограничивающими конкуренцию, изложены в статье 81 и 82. В условиях интеграции и расширения ЕС назрела необходимость пересмотра механизма конкурентного регулирования, что предопределило начало реформы в этой области. В 1999г. Европейская Комиссия опубликовала «Белую книгу», предусматривающую основные принципы реформирования.

В реализации идей, в Белой , в декабре 2002г. принят новый по применению 81 и 82. Основными регламента являются[28]:

  • принятия решений антиконкурентным соглашениям, широких полномочий этой области органам по за конкуренцией;
  • бюрократического бремени предприятий при расследований;
  • сосредоточение Комиссии на сложных делах в первую , расследование наиболее картелей;
  • активизация контроля со Комиссии за и согласованными компаний.

Регламент также создание информационной сети органов с обеспечения единообразного правил конкуренции. этих же установлено, что антиконкурентным соглашениям, на торговлю странами – членами, только право [29].

С целью эффективности обеспечения конкурентных правовых ЕС, Комиссия пересматривает и о неналожении снижении штрафов участников картелей, с антимонопольными . Предлагается расширить применения полного от ответственности сделать его более предсказуемым, повысить привлекательность сообщения об в картеле[30].


2. над слиянием .

Европейская Комиссия выполнение главного , если слияния или усиливают положение на они запрещены. документом установлен превентивного контроля в ЕС[31].

3. экономических секторов, к сфере монополии.

Комиссия те области, монополии все существуют (например, доставки в регионы). Власти предоставлять особые в частности право государственным частным предприятиям выполнения услуг таких секторах, электроэнергия, железнодорожный . С целью ограничения конкуренции комиссия проверяет – Члены ЕС предоставлении ими прав компаниям[32].

4. государственной помощи

ЕС действует эффективное законодательство государственной помощи. регулирования представления помощи в закреплены статьями 87-89 Договора. Комиссия помощь, которую государство – член агентам рынка бизнесу внутри . Видами помощи не только , займы, дотации, , но и льготы. Комиссия помощь организациям, в последствии смогут функционировать [33].

Главный принцип государственной помощи ЕС состоит том, что помощь в недопустима, за случая, когда позиций «общего » имеется «компенсирующее » в силу рыночного механизма. помощь должна разрешена только том случае, рыночные силы не могут надлежащих задач4. те виды , которые носят характер, ликвидируют природных катаклизмов, на экономическое , развитие отдаленных неразвитых территорий, восстановление экономического и ориентированы культурное развитие[34].

ЕС существует только общее по контролю всеми видами помощи, но и отраслевое , в том для сталелитейного , автомобильной промышленности др. Более , утвердилось мнение, жесткий контроль государственной помощью существенным элементом деятельности рынка, этом нормативные по государственной последовательно разрабатываются все более [35].

Опыт последних показал, что контроль над помощью со Сообщества, осуществляемый полную ответственность и обусловленный и справедливыми , необходим для целей реорганизации, производства и свободной конкуренции.

заключении важно , что каждая стран ЕС собственное антимонопольное и до пор, пока не повлияет все европейское (на ограничение в масштабе ), Европейская комиссия вмешивается в деятельность стран - ЕС. Но только факт касается экономической на Общем в целом, вопросы рассматривает комиссия[36].


1.3 Основные реализации антимонопольной в современных

В двухтысячные стали проявляться новые тенденции теории и антимонопольного регулирования, трансформирующимся процессами экономике и ранее существовавшие конструкции и [37].

1. Усиливается либерализация регулирования: на место выходит «разумного подхода» ( of reason) сравнению с применения «закона существу» (per ).

Антимонопольное регулирование больше стало по «правилам подхода», предполагающим фактического воздействия характер и конкуренции на рынке и обоснование действий рынка.

В с решением суда США 2004 . «Монополизация не недопустимой только основании обладания властью на рынке[38]. Необходимо преднамеренное приобретение поддержание такой в отличие объективных факторов компании: предложения высококачественного продукта, деловых качеств в результате ситуации».

2. Перераспределяются конкурентных ведомств, на наиболее нарушениях конкурентного . К таким : классические картели, злоупотребления доминирующим . Это позволяет предотвратить возможный для государства общества, создать эффект огласки, в тоже снизить нагрузку регулирования на .

Существенно ужесточаются за наиболее нарушениям и полномочия конкурентных в области , расследования, доказательства пресечения картельных [39].

3. Повышается значимость , направленных на желаемого поведения рынка (эффективность инновационность). Это посредством выставления условий разрешения , невмешательства при компании на . «Поведенческие» методы поощряют укрепление рынке более компаний и вытеснение участников, способных обеспечить эффект для и потребителей. смещения акцента качественные критерии антимонопольном регулировании процессов является экономически оправданной среды»[40].

4. Снижается мер по экономической концентрации процессами. В связи наблюдается к снижению бремени и масштабности применения по контролю концентрации при повышении их для предотвращения , реально ограничивающих . Расширяются критерии увеличиваются пороговые характеристик участников , на основе определяются границы : круг сделок иных действий субъектов, подлежащих уведомлению, предварительному / одобрению антимонопольного [41].

5. Актуализируются вопросы, с адвокатированием () конкуренции, возрастает превентивного сдерживания действий. Динамичное бизнеса и рыночных условий более точного сути действий рынка, что к усложнению анализа для антимонопольного контроля, повышает издержки органов. В связи усиливается мер профилактики действий и адвокатирования среди групп, как потребителей, деловое , СМИ и общественность[42].