Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления государственной собственностью
1.1 Сущность управления государственной собственностью
1.2 Формы и методы управления государственной собственностью
2. Анализ и оценка эффективности управления государственной собственностью
2.1 Анализ управления государственной собственностью в России и за рубежом
2.2 Критерии эффективного управления государственной собственностью в Российской Федерации
– учетно-регистрационная деятельность государства;
– порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
– формы управления различными видами государственной собственности со стороны государственных организаций.
Как один из методов управления государственной собственностью, будем также рассматривать и приватизацию. Возможность приватизации государственного и муниципального имущества предусмотрена статьей 217 ГК РФ. Приватизация – передача государственного или муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством о приватизации. В принципе, законодательство РФ допускает и осуществление процедуры, обратной приватизации (это национализация или отчуждение / выкуп / изъятие частной собственности в соответствии с возникающими общественными потребностями).
Управление государственной собственностью необходимо осуществлять методом оценки его эффективности на основе критериев социальной и экономической эффективности. Критерий социальной эффективности управления государственной собственностью определяется соотношением общественных благ, получаемых обществом, и затрат на управление государственной собственностью. Экономическую эффективность управления государственной собственностью необходимо определять соотношением интегрального народнохозяйственного эффекта и затрат на управление государственной собственностью.
Управление государственной собственностью должно быть строго целевым. Такой подход предполагает выработку, постановку и оценку реализации поставленных целей перед субъектами управление государственной собственностью. Наличие системы четко поставленных целей необходимо для исключения неопределенности и безответственности в работе субъектов управление государственной собственностью на всех уровнях.
Управление государственной собственностью должно основываться на принципе прогрессивной мотивационной направленности этого процесса, который органически связан с двумя названными выше. Для реализации этого принципа важно разработать систему материальной заинтересованности в зависимости от полученных в процессе управления результатов.
Неразрывно связан с мотивационной направленностью процесса управления государственной собственностью принцип социальной и экономической ответственности субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования объектов.
Принцип комплексности и системности управления связан и реализуется в руководстве принципом разделения и кооперации труда всех субъектов управление государственной собственностью. Каждому субъекту управления необходимо четко определить его специфические функции и моменты кооперации с другими субъектами управления.
Одним из основных принципов управление государственной собственностью является принцип непрерывной эволюционной реорганизации. Этот принцип реализуется, прежде всего, в таких методах управления государственной собственностью, как приватизация и реприватизация, национализация и денационализация, а также в изменениях форм государственного предпринимательства, децентрализации управления, его демократизации и т.д.
В качестве основного выступает принцип многообразия форм и методов управление государственной собственностью: директивной и экономической, инновационной и стационарной, авторитарной и сочетающей единоначалие и коллегиальность и т.д. При этом в каждом конкретном случае выбираются оптимальные формы управления (прямое управление, аренда, траст, лизинг и т.д.).
В экономической литературе выделяют и такой принцип управления государственной собственностью, как равноправие всех форм собственности перед бюджетом. Это, безусловно, важный принцип управления всеми формами собственности, который необходимо реализовать в системе налогообложения, неналоговых платежей, взносов и т.д. в государственных бюджетах всех уровней.
Важнейшим принципом является обеспечение профессионализма управления государственной собственностью. Его реализация предполагает конкурсную систему при привлечении субъектов управления и систему их подготовки и повышения квалификации, исключение коррупции при приеме и оценке уровня квалификации менеджеров.
Разделение и обеспечение взаимосвязи функций управления государственной собственностью и управления непосредственно хозяйственной деятельностью с учетом изменения структуры собственности и новых форм управления в государственном секторе.
2. Анализ и оценка эффективности управления государственной собственностью
2.1 Анализ управления государственной собственностью в России и за рубежом
Организация непосредственно управления государственной собственностью также представляет собой сложную совокупность действий государства. В нее включаются: определение государственной политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности и распределение объектов между субъектами управления; осуществление непосредственно процесса управления.
Управление государственной собственностью реализуется с помощью системы федеральных и региональных органов власти и управления, а также другими (в том числе общественными) организациями с целью достижения максимального народно-хозяйственного эффекта. В этой связи необходимо отметить роль таких хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций), как унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ). Унитарное предприятие не наделяется правом собственности на закрепленное за ним государственное или муниципальное имущество (оно принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Государственное управление собственностью Российской Федерации представляет неотъемлемую часть более общей системы управления экономикой страны. Здесь государству принадлежит определяющая роль.
Сам механизм управления госсобственностью в РФ, который используется на современном этапе истории страны, был отработан и отлажен на практике лишь в последние 10–15 лет. На заре перестройки и проведения реформ о многих способах управления и использования собственности государством, наверное, было известно, но их не применяли.
Управление государства – понятие абстрактное. Управляет не само государство, а его представители, обладающие определенными полномочиями и действующими от имени государства. В управлении госсобственностью такими представителями являются специально созданные организации – юридические лица. Их устав, полномочия, обязанности, функции и т.п. четко прописаны и оглашаются публично. У каждой такой организации существует руководитель, которого нанимают по контракту, где также четко прописаны все его функции и определена ответственность.
Государственная собственность в развитых капиталистических государствах.
Имущество, составляющее государственную собственность, предназначено для удовлетворения общественных интересов собственника.
Для государственного имущества в целом установлен общий принцип не отчуждаемости. Неприменим срок давности к оспариванию приобретения доли государственного имущества, добровольных пожертвований и завещательных отказов.
Государство приобретает имущество либо в результате, либо в соответствии с правилами гражданского и торгового оборота (государство как частное лицо).
Государство может экспортировать или реквизировать необходимое ему имущество. Например, среди способов приобретения права собственности, используемых государством, в Законе о государственном имуществе 1964 год (Испания) названы возмездное приобретение, дарение, экспроприация, захват. В большинстве развитых капиталистических стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность.
В Великобритании ей соответствует «имущество короны». К публичной собственности относятся: территориальные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые.
Закон об имуществе короны 1961 года относит к нему землю, которую суверен использует, находясь у власти. Эти земли включают в себя:
-
- участки, изначально принадлежавшие короне или перешедшие к ней в последствии;
- береговую полосу, затопляемые во время прилива, наплывы, шахты;
- земли и права на землю, перешедшие к короне в качестве выморочного имущества или в результате конфискации.
Корона владеет всеми землями, примыкающими к побережью или судоходным рекам, землями береговой полосы, землями между уровнем прилива (высшим) и уровнем отлива, примыкающими к морским заливам.
Корона обладает исключительным правом на разработку полезных ископаемых на морском дне и в недрах (подробно порядок разработки месторождений урегулирован в Законе о континентальном шельфе 1964 года, а также в Законе о юрисдикции над территориальными водами от 1878 года).
Статья 132 Конституции Испании (1978) гласит, что «государственной собственностью является имущество, определенное законом, а также во всех случаях: прибрежная зона, пляжи, территориальные воды, природные ресурсы экономической зоны и континентальный шельф. Использование, защита и сохранность государственной и национальной собственности регулируется законом».
Гражданский кодекс Испании (1889 год) устанавливает, что к имуществу, находящемуся в общем, пользовании, относятся дороги, каналы, реки, водопады, порты и мосты, построенные государством, берега, пляжи, и редуты. Помимо указанных выше объектов, Закон о государственном имуществе 1964 года относит к государственной собственности:
-
- имущество, находящееся в собственности государства и предназначенное для общего пользования;
- вещные права, вытекающие из аренды, принадлежащих государству объектов;
- все иные права, вытекающие из владения государственным предприятием;
- имущество, предназначенное для какой-либо государственной службы или для развития национального богатства;
- права на совместную собственность, принадлежащую государству.
Во Франции в состав исключительной собственности государства французский гражданский кодекс включает:
-
- дороги и улицы, за состоянием которых следит государство,
- реки, судоходные и сплавные речки, берега, морские наплывы, порты, гавани, рейды и любые участки территории Франции, которые не могут находиться в частной собственности;
- ворота, стены, рвы, оборонительные сооружения укреплений и крепостей.
Бесхозное имущество, то есть имущество, никем не освоенное, и имущество лиц умерших без наследников, также принадлежит государству. Исключительной собственностью государства являются большие озера Ле-Берте и Линесен.
Французское законодательство относит к числу объектов государственной собственности воздушное пространство, недра земли, шахты и недвижимое имущество, предназначенные для их эксплуатации.
Гражданский кодекс Бельгии практически без изменений воспроизводит положения Французского Гражданского Кодекса об объектах, находящихся в исключительной собственности государства.
Для включения имущества в состав государственного достояния необходим специальный закон. Имущество, которое используется всеми, считается государственным достоянием.
Правому положению государственного имущества посвящена глава II книги III Гражданского кодекса Италии. Статья №822 причисляет к государственной собственности следующее: морские побережья, рейды и порты, реки, озера, другие воды (в соответствии с положением специальных законов), а также изделия, предназначенные для национальной обороны.
Если виды имущества, перечисленные выше, приобретены регионами на любых законных основаниях, то такое имущество подчиняется правовому режиму, установленному Государственным Кодексом Италии для государственного имущества (статья №281 от 16 мая 1970 года).
Органы государственной власти осуществляют управление государственным имуществом. Защиту права собственности на это имущество они осуществляют в порядке, установленном административным и гражданским законодательством.