Файл: Понятие государственной собственности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы управления государственной собственностью

1.1  Сущность управления государственной собственностью

1.2 Формы и методы управления государственной собственностью

2. Анализ и оценка эффективности управления государственной собственностью

2.1 Анализ управления государственной собственностью в России и за рубежом

2.2 Критерии эффективного управления государственной собственностью в Российской Федерации

На «входе» системы: требования общества (управляемого объекта), обусловливающие принятие соответствующих решений, и поддержка управляющего субъекта – легитимность (доверие общества) и ресурсы, которыми располагает государство для реализации возможных решений.

На «выходе»: реальное изменение объекта как следствие осуществленных решений и достижения целей управляющего субъекта (системы). Внутри системной модели «вход-выход» формируются и действуют подсистемы, дублирующие системную в применении к анализу эффективности как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства по отношению к другим органам, так и внешней по отношению к обществу или его части.

В таком контексте используются понятия: «частичная эффективность» и «полная эффективность». Первая характеризуется показателями результативного решения части проблем, отдельных составляющих общей цели; вторая – показателями успешного решения всего комплекса проблем, образующих общую, конечную цель управляющего субъекта.

Понятие «критерий эффективности» государственного управления обозначает признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Стержневым элементом данного понятия является термин «оценка». Его специфический смысл предопределяет неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений управляющего субъекта. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России.

Оценка эффективности государственного управления необходима как для государственных органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов. А руководителям и государственным служащим нужна для самоконтроля, для усовершенствования управленческого процесса.

Оценка как ядро понятия «критерий эффективности» термин, производный от понятия «ценность». Последний указывает на общественное значение тех или иных явлений (социальных и природных). Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и пр. Они именуются «предметными ценностями». Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу «субъективных ценностей». Их следует отличать от «предметных ценностей» (объектов оценивания).

Заключение

Список литературы

Имущество, принадлежащее провинциям и коммунам, подчинено тому же режиму, что и прочее государственное имущество. Этот же правовой режим распространяется на коммунальные рынки и кладбища.

В состав государственного имущества входят принадлежащие государству, провинциям и коммунам права на имущество, принадлежащее другим лицам, в тех случаях, когда это имущество необходимо для достижения целей, представляющих общественный (государственный) интерес.

Частью имущества государства является:

    1. леса, шахты, карьеры и торфяники, разрабатываемые месторождения;
    2. объекты, найденные в земле и представляющие историческую, археологическую, палеонтологическую или художественную ценность;
    3. имущество, предоставляемое президенту Республики;
    4. казармы, вооружение, военные самолеты и корабли.

В состав имущества государства, провинций и коммун входят здания, предназначенные для размещения в них государственных учреждений, а также иное имущество, предназначенное для осуществления государственной службы.

Государству принадлежит бесхозное имущество.

Имущество государства, регионов и коммун подчиняется правовому режиму, установленному него Гражданским Кодексом и специальными законами.

Передача имущества из состояния государственного достояния в собственность государства на основании заявления, сделанного государственным органом. Сообщение о такой передаче имущества публикуется в официальном издании. Переход части государственного достояния к имуществу провинций доводится до сведения общественности в соответствии с правилами, установленными регламентами коммун и провинций.

В США государственная собственность возникла и развивается в основном путем аккумуляции денежных средств в государственном бюджете и их использования для государственного стимулирования экономики, в том числе и для создания отдельных государственных предприятий.

В собственности государства находится: земля, почтовая служба, ирригационные сооружения, дороги, порты, электростанции, научные и исследовательские центры. Стоимость государственных активов составляет в настоящее время более 30% национального богатства страны, федеральное правительство – крупнейший страховой агент.

Особенно велика роль государства как собственника на землю. На его долю приходится 39,5% земельной площади США, в том числе федеральному правительству принадлежит 33,7%, штатам – 5%, муниципалитетам – 0,8%. Около 50% принадлежащей федеральному правительству земельной площади находится на Аляске.


Правительство США может приобрести землю у штатов, у частных лиц и корпораций за ту цену, которую получил бы продавец, если бы торг состоялся на земельном рынке.

Федерации могут принадлежать на праве собственности любые другие объекты, помимо земли.

Государство играет значительную роль в производстве электроэнергии, в атомной промышленности, в транспорте. Федерации принадлежит несколько крупных железных дорог страны и все автострады, большое число гражданских аэропортов, судостроительных верфей.

Для государственной собственности в США характерно, что преобладающая ее часть находится в руках местной власти. Удельный вес последних в общей сумме гражданского имущества в восьмидесятых годах составлял 75% (накануне II мировой войны – 50%).

Преобладающая часть государственной собственности сдается в аренду частным монополиям. После II мировой войны были сданы в аренду государственные заводы по производству алюминия, предприятия атомной промышленности, сталелитейные заводы.

Подводя итог выше сказанному, в развитых капиталистических странах, таких как Великобритания, Испания, Франция, Бельгия и США государственная собственность имеет важное экономическое значение, а также стратегическое. По сути, государство владеет тем, чего не может иметь частное лицо физически, или же в случае владения каким-либо объектом он превращается в монополиста. А это опасно для государства.

2.2 Критерии эффективного управления государственной собственностью в Российской Федерации

«Эффективность государственного управления» и ее критериев не есть технологическая операция, скажем, по модели: «затраты-выпуск», а представляет собою элемент управляющей деятельности политического субъекта, несущий в себе некоторый политический аспект.

Специфическое содержание понятия «эффективность государственного управления» можно также определить через модель – соотношение «вход-выход», характеризующую деятельность политической системы в целом и подсистемы управления.

На «входе» системы: требования общества (управляемого объекта), обусловливающие принятие соответствующих решений, и поддержка управляющего субъекта – легитимность (доверие общества) и ресурсы, которыми располагает государство для реализации возможных решений.


На «выходе»: реальное изменение объекта как следствие осуществленных решений и достижения целей управляющего субъекта (системы). Внутри системной модели «вход-выход» формируются и действуют подсистемы, дублирующие системную в применении к анализу эффективности как внутренней управленческой деятельности отдельных органов государства по отношению к другим органам, так и внешней по отношению к обществу или его части.

В таком контексте используются понятия: «частичная эффективность» и «полная эффективность». Первая характеризуется показателями результативного решения части проблем, отдельных составляющих общей цели; вторая – показателями успешного решения всего комплекса проблем, образующих общую, конечную цель управляющего субъекта.

Понятие «критерий эффективности» государственного управления обозначает признак или совокупность признаков, на основании которых оценивается эффективность системы управления в целом, а также отдельных управленческих решений. Стержневым элементом данного понятия является термин «оценка». Его специфический смысл предопределяет неоднозначность процедуры оценивания людьми результатов и последствий одних и тех же действий и решений управляющего субъекта. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России.

Оценка эффективности государственного управления необходима как для государственных органов власти, так и для общества. Обществу она позволяет контролировать качество деятельности государственных институтов. А руководителям и государственным служащим нужна для самоконтроля, для усовершенствования управленческого процесса.

Оценка как ядро понятия «критерий эффективности» термин, производный от понятия «ценность». Последний указывает на общественное значение тех или иных явлений (социальных и природных). Объектами оценки выступают разнообразные результаты управленческой деятельности: жизненные средства, виды общественных отношений, процессы, конкретные акты деятельности и пр. Они именуются «предметными ценностями». Объекты оцениваются, т.е. определяется их общественное значение, в соответствии с идеалами, принципами, целями, концепциями, нормами и т.д. Данные явления относятся к числу «субъективных ценностей». Их следует отличать от «предметных ценностей» (объектов оценивания).


Заключение

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государственное управление как управляющая система должно приобрести характер опережающего состояния, предложить обществу новую стратегию и подходы развития. ХХ век прошел под знаком индустриального развития, научно – технической революции.

В России нельзя строить систему управления умозрительно, согласно чьим-то представлениям об идеальной демократии, полагаясь на стихийное пробуждение инициативы.

В стране 2/3 территории – Север и зоны рискованного земледелия, громоздкие затратные инфраструктуры, транспортная сеть, уязвимые границы.

Надежное функционирование и воспроизводство хозяйства страны, даже только того, что есть, требует эффективной системы государственного управления по вертикали и горизонтали, жесткая централизация оскудевших бюджетных средств, консолидации общества на базе решения конкретных задач.

Государственное управление должно обеспечить функционирование хозяйственного механизма; развитие социальной, экологической и других сфер, где применение рыночных отношений нецелесообразно и неэффективно; укрепление российской государственности и позиции страны в мире.

В России переход к многообразию форм собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и непланомерная передача государственной собственности в частное и коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все общество.


Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. До сих пор в России свободно не продается земля. Проблемой является и приватизация крупных предприятий.

Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично.

Рассматривая цель управления собственностью с позиций интересов государства, следует учитывать, что необходима постоянная сбалансированность прироста государственного имущества с теми расходами, которые несут органы государственного управления по обслуживанию задач социального характера, при этом принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления ценой максимальной экономии ресурсов.

Государственная собственность – это материальная основа публичной власти, чтобы обслужить потребности и интересы в общенациональном масштабе, государство всегда должно иметь оптимальный объем собственности.

Необходима разработка Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации». Данный закон должен содержать:

    1. цели, задачи и принципы управления государственной собственностью (по основным видам объектов собственности); правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований; особенности владения, пользования, распоряжения имуществом; правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;
    2. правила и организационные основы учета имущества, классификации объектов учета, ведения реестров государственного и муниципального имущества;
    3. принципы организации системы управления собственностью, сферы компетенции органов государственной власти в отношении собственности;
    4. общие принципы управления собственностью на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;
    5. правила и порядок приобретения и прекращения прав собственности;
    6. критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств;
    7. критерии и правила сохранения объектов собственности в качестве субъектов хозяйствования.