Файл: Анализ стратегии ценовой дискриминации в нефтегазовой отрасли (Понятие ценовой дискриминации).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты ценовой дискриминации
1.1. Понятие ценовой дискриминации
1.2. Виды ценовой дискриминации
Глава 2. Исследование ценовой дискриминации на нефтегазовом рынке
2.2. Формирование цен в нефтяной отрасли
2.3. Проблемы ценовой дискриминации на нефтегазовом рынке и пути их решения
От ценовой дискриминации следует также отличать некоторые иные виды манипуляции с ценами, которые могут быть не связаны с максими-
зацией прибыли.
Во-первых, это скидки, применяемые исключительно для целей маркетинга. Целью применения таких скидок не обязательно может быть максимизация прибыли. Как правило, если фирма не может контролировать рыночные цены (не является монополистом, работает в условиях конкурентного рынка), скидки рассматриваются как временная мера маркетингового характера для привлечения дополнительных клиентов (как рекламная акция, откуда расходы, связанные с предоставлением скидок приравниваются к расходам на рекламную кампанию), а в отдельных случаях — и как постоянная мера (действующая в отношении постоянных клиентов, которые такими
скидками закрепляются в данной фирме). Здесь чётко следует отличать скидки для целей маркетинга (стимулирование продаж) и скидки, связанные с применением ценовой дискриминации второй степени (скидки за объём). В первом случае дополнительный доход продавца весьма условен и не гарантирован, а скидки носят, как правило, временный характер[9].
Во-вторых, это скидки «политического» характера, результатом которых также не является максимизация прибыли компании, а скорее, наоборот, компания теряет в прибыли от продажи товара по низкой цене на том или ином рынке, хотя могла его реализовать по более высокой на другом. Здесь речь идёт о «несвободном» рынке, где такие действия компании диктуются
именно государством либо компания управляется от имени государства и действует в его интересах. Снижение цен на определённых рынках или
для определённых сегментов может быть компенсировано государственными дотациями, что снизит издержки в связи с применением компанией такой ценовой манипуляции. То есть и здесь следует чётко отличать скидку от скидок и продаж товаров по разным ценам при применении третьей степени ценовой дискриминации, поскольку в данном случае продавца вынуждают предоставлять данную скидку определённому сегменту покупателей, но могут частично или полностью и компенсировать его затраты при её предоставлении[10].
Выводы
Ценовая дискриминация — это продажа одного товара на разных рынках или разным потребителям по разным ценам. Условие её применения — возможность контроля продавца цены, замкнутость рынка с невозможностью перепродажи и превышение выгод от ценовой дискриминации над издержками, связанными с её осуществлением. Ценовая дискриминация может быть «совершенной» (идеальной), на практике редко встречающейся, дискриминацией по объёму (скидки от объёма) и дискриминацией, связанной с сегментированием (наиболее часто встречающейся, как раз связанной с «ограниченностью» рынков). Не всегда разница цен на разных рынках или сегментах является ценовой дискриминацией: где-то на неё влияют объективные издержки, где-то политика государства, диктующая условия ценообразования (для монополий), где-то политические факторы, связанные со скидками на определённых рынках (для государственных монополий).
Глава 2. Исследование ценовой дискриминации на нефтегазовом рынке
2.1. Особенности ценообразования на нефтегазовом рынке. Динамика цен и объемов продаж российского газа
Рынок газа, в отличие от рынка нефти, является менее конкурентным по вполне понятным причинам: на нём действует меньше независимых продавцов, газ во многом сложнее транспортировать до покупателей (требуется либо использование газопроводов, либо применение затратных технологий сжижения-разжижения). В России экспортом газа занимается компания «Газпром», которая одновременно работает и на внутреннем рынке (конкурируя в России с компанией «Новатэк», работающей в основном на внутреннем рынке). При этом необходимо иметь в виду, что у газа имеются товары-субституты, то есть энергоносители других видов (в Европе к ним отнесены мазут и газойль/дизтопливо[11]). Отсюда понятны тенденции роста цен на газ, поставляемый в Европу ОАО «Газпром» (соответствовал динамике цен на нефть), что подтверждается многими исследованиями корреляции газовых и нефтяных цен[12].
В составе формулы цены на газ, учитывая привязку к замещающим видам топлива, исторически использовались два вида нефтепродуктов (субститутов): дизельное топливо (вес 60%) и мазут (вес 40%). Данная модель (Гронингенская модель) была сформирована ещё в 1962 г. При этом коэффициенты при ценах на мазут и дизельное топливо в европейских контрактах не были постоянными, а в формуле стали использовать и другие компоненты. Так, Директорат по конкуренции Европейской комиссии на основе данных по анализу условий более 500 действовавших в Евросоюзе в середине 2000-х гг. долгосрочных контрактов на поставки газу (со сроком выше 12 мес.) охарактеризовал относительную распространённость использования разных показателей индексации цены. Вес индексации по ценам на дизельное топливо составил 44,8%, на мазут— 29,5%, по конкурентной цене газа — 9,8%, на сырую нефть — 3,6%, на уголь — 2,3 %, на электричество — 1,5%, а вес инфляции — 4,1%. То есть наиболее распространённой привязкой всё же, по оценкам специалистов, является привязка к цене нефтепродуктов[13].
При этом поставка газа на внешний рынок и внутри России существенно отличается по ценам. В табл. 1 представлены данные о средних ценах продаж в перерасчёте на доллары США.
Таблица 1
Цена и объёмы продаж российского газа в России, странах СНГ и Европе[14]
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Реализация газа в РФ, млрд м3 |
300,80 |
298,00 |
309,10 |
305,70 |
307,00 |
316,30 |
307,00 |
Реализация газа в СНГ, млрд м3 |
39,60 |
42,50 |
44,10 |
65,70 |
76,60 |
101,00 |
96,50 |
Реализация газа в Европу, млрд м3 |
126,90 |
128,60 |
140,60 |
153,20 |
156,10 |
161,50 |
168,50 |
Реализация всего, млрд м3 |
467,30 |
469,10 |
493,80 |
524,60 |
539,70 |
578,80 |
572,00 |
Средняя цена реализации в РФ, р./1 000 м3 |
357,90 |
505,00 |
668,70 |
826,20 |
1014,10 |
1129,40 |
1301,10 |
Средний курс доллара, р./долл. |
29,17 |
31,35 |
30,69 |
28,81 |
28,30 |
27,17 |
25,58 |
Средняя цена реализации в РФ, долл./1000 м3 |
12,27 |
16,11 |
21,79 |
28,68 |
35,83 |
41,57 |
50,86 |
Средняя цена реализации в СНГ, долл./1000 м3 |
41,50 |
45,40 |
43,60 |
46,70 |
60,70 |
88,60 |
110,90 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Средняя цена реализации в Европу, |
122,60 |
102,50 |
131,60 |
137,70 |
192,40 |
261,90 |
269,40 |
Реализация газа в РФ, млрд м3 |
292,20 |
273,50 |
277,30 |
280,70 |
264,90 |
243,30 |
232,40 |
Реализация газа в СНГ, млрд м3 |
96,50 |
56,70 |
70,20 |
81,70 |
66,10 |
59,40 |
48,10 |
Реализация газа в Европу, млрд м3 |
184,40 |
148,30 |
148,10 |
156,60 |
151,00 |
174,30 |
159,40 |
Реализация всего, млрд м3 |
573,10 |
478,50 |
495,60 |
519,00 |
482,00 |
477,00 |
439,90 |
Средняя цена реализации в РФ, р./1 000 м3 |
1640,60 |
1839,50 |
2296,80 |
2631,70 |
2871,40 |
3264,60 |
3 530,90 |
Средний курс доллара, р./1 000 м3 |
24,86 |
31,83 |
30,36 |
29,39 |
31,08 |
31,85 |
38,61 |
Средняя цена реализации в РФ, долл./1 000 м3 |
65,99 |
57,79 |
75,65 |
89,54 |
92,39 |
102,50 |
91,45 |
Средняя цена реализации в СНГ, долл./1 000 м3 |
159,20 |
202,10 |
231,70 |
289,50 |
305,42 |
267,12 |
266,42 |
Средняя цена реализации в Европу, долл./1 000 м3 |
407,30 |
296,70 |
301,80 |
383,00 |
385,25 |
381,46 |
355,21 |
Сопоставление динамики долларовых цен «Газпрома» на газ в России, странах СНГ и Европе в 2001-2014 гг. позволяет построить такой график (рисунок 1).
Рисунок 1 - Средние цены продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., доля, /1000 м3[15]
Из графика видно, что средняя цена на реализацию газа в Европу значительно превышает и средние цены на реализацию в страны СНГ, и, тем более, средние цены реализации газа в России.
Доли реализации по рынкам представим в виде табл. 2.
Таблица 2
Структура продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., %[16]
Рынок сбыта |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Россия |
64,37 |
63,53 |
62,60 |
58,27 |
56,88 |
54,65 |
53,67 |
50,99 |
57,16 |
55,95 |
54,08 |
54,96 |
51,01 |
52,83 |
Страны СНГ |
8,47 |
9,06 |
8,93 |
12,52 |
14,19 |
17,45 |
16,87 |
16,84 |
11,85 |
14,16 |
15,74 |
13,71 |
12,45 |
10,93 |
Европа |
27,16 |
27,41 |
28,47 |
29,20 |
28,92 |
27,90 |
29,46 |
32,18 |
30,99 |
29,88 |
30,17 |
31,33 |
36,54 |
36,24 |
Заметен рост доли продаж в Европу (по более высокой цене) при снижении долей продаж в страны СНГ и России (где цена заметно ниже). Если рассматривать динамику объёмов продаж (цепные темпы прироста), то показатели имеют следующий вид — табл. 3.
Таблица 3
Цепные темпы прироста продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., %[17]
Рынок сбыта |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Россия |
0,00 |
-0,93 |
3,72 |
-1,10 |
0,43 |
3,03 |
-2,94 |
-4,82 |
-6,40 |
1,39 |
1,23 |
-5,63 |
-8,15 |
-4,48 |
Страны СНГ |
0,00 |
7,32 |
3,76 |
48,98 |
16,59 |
31,85 |
-4,46 |
0,00 |
-41,24 |
23,81 |
16,38 |
-19,09 |
-10,14 |
-19,02 |
Европа |
0,00 |
1,34 |
9,33 |
8,96 |
1,89 |
3,46 |
4,33 |
9,44 |
-19,58 |
-0,13 |
5,74 |
-3,58 |
15,43 |
-8,55 |