Файл: Построение организационных структур (Анализ существующей структуры управления маркетинга ОАО «Белшина»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования организационных структур
1.1 Понятие, значение, определение организационных структур управления
1.2 Методы проектирования организационных структур
Глава 2. Анализ существующей структуры управления маркетинга ОАО «Белшина»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Белшина»
2.2 Организационная структура службы маркетинга и сбыта предприятия
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из данных таблицы 2.1 следует, что к 01.01.2016 г. планировалось увеличение численности работников на 2 %. Общее количество работников на предприятии должно быть равно 13335 чел., из них: служащих 204 чел., руководителей 911 чел., специалистов 1366 чел., рабочих 10866 чел. Сравнивая эти данные с отчетом по труду на 01.01.15 года, мы видим свободные вакансии среди категорий руководителей и специалистов.
По отношению 2014 года к 2016 году заметно уменьшилась численность рабочих (- 181 чел.), руководителей (- 3 чел.), служащих (- 8 чел.), что незначительно отразилось на итоговой численности работников предприятия (- 164 чел.).
В таблице 2.2 представлены данные об изменении структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина» за 2014–2016 гг.
Таблица 2.2 - Изменение структуры трудовых ресурсов ОАО «Белшина»
Категория сотрудников |
2015 г. |
2016 г. |
||||||||
Женщины |
Пенсионного возраста |
До 25 лет |
С высшим образованием |
Со средним образованием |
Женщины |
Пенсионного возраста |
До 25 лет |
С высшим образованием |
Со средним образованием |
|
служащие |
181 |
26 |
13 |
30 |
85 |
199 |
36 |
8 |
28 |
87 |
руководители |
274 |
193 |
16 |
537 |
328 |
267 |
212 |
13 |
552 |
313 |
специалисты |
930 |
189 |
72 |
925 |
382 |
939 |
205 |
72 |
1000 |
337 |
рабочие |
3914 |
97 |
1265 |
323 |
2738 |
3851 |
1634 |
1103 |
340 |
2758 |
итого |
5299 |
1914 |
1366 |
1815 |
3533 |
5256 |
2087 |
1196 |
1920 |
3495 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из данных таблицы 2.2 видно, что в 2016 по отношению к 2015 году увеличилось количество лиц пенсионного возраста, можно предположить, что предприятие активно перенимает опыт и навыки старшего поколения.
Использования производственных мощностей на 2016 г. составили:
- по Обществу – 79,3%;
- шины резиновые пневматические для автобусов или грузовых автомобилей – 77,1%;
- шины резиновые пневматические для легковых автомобилей – 79,4%;
- шины резиновые пневматические прочие для сельского и лесного хозяйства, прочих производственных машин – 83,5%.
В 2016 году сложилась достаточно сложная ситуация на основных рынках сбыта шин, что отразилось на показателях работы ОАО «Белшина». Основными проблемами, с которыми столкнулась предприятие в данном периоде, стали снижение деловой активности в отдельных отраслях промышленности. Падение спроса на шины диагональной конструкции, наличие экономических санкций и таможенных пошлин, затрудняющих реализацию продукцию в страны дальнего зарубежья, снижение платежеспособного спроса на внутреннем рынке в связи с отмечающимся спадом производства в автомобилестроении вследствие затоваренности складов производителей автотехники, отсутствие средств у транспортных предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Таблица 2.3 — Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Белшина» за 2014—2016 гг., млн р.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Темп роста, % |
Отклонение, %; |
||
2016 к 2015 |
2016 к 2014 |
2016 к 2015 |
2016 к 2014 |
||||
Выручка от реализации продукции |
2383077 |
2579868 |
5182484 |
200,88 |
217,47 |
50,22 |
54,0 |
в сопоставимых ценах |
|||||||
Объем производства продукции |
437431 |
680913 |
985990 |
144,80 |
225,40 |
30,94 |
55,6 |
в сопоставимых ценах |
|||||||
Себестоимость реализованной продукции |
|||||||
сумма |
352919 |
509201 |
89957 |
17,67 |
25,49 |
43,04 |
60,5 |
уровень, % |
14,81 |
19,74 |
17,25 |
87,39 |
116,48 |
-14,42 |
14,15 |
Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки |
|||||||
сумма |
70753 |
63028, |
93788 |
148,80 |
132,56 |
32,80 |
24,5 |
уровень, % |
2,97 |
2,44 |
1,81 |
74,18 |
60,94 |
-35,00 |
-64,0 |
Прибыль от реализации продукции |
26198 |
59861 |
105022 |
175,44 |
400,88 |
43,00 |
75,0 |
Рентабельность, %: |
|||||||
итоговая |
1,10 |
2,32 |
2,03 |
87,5 |
184,5 |
-14,50 |
0,53 |
расходов |
7,42 |
11,76 |
11,75 |
99,91 |
158,35 |
-0,07 |
36,8 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Из таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2014—2016 гг. наблюдается тенденция роста объема производства продукции (на 30,94 % по сравнению с 2015 г. и на 55,64 % по сравнению с 2016 г.) одновременно со снижением доли себестоимости реализованной продукции в выручке от реализации.
Ассортимент выпускаемой на предприятии продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. В настоящее время выпускается 350 типоразмеров шин.
Свыше 90 % шин, выпускаемых на предприятии, являются радиальными. Все виды продукции (пневматические шины) защищены патентами по двум параметрам: конструкция и внешний вид.
Ассортимент продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Весь ассортимент продукции, выпускаемый предприятием, в соответствии с Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителя» сертифицирован и проверяется на соответствие требованиям безопасности и защиты окружающей среды по стандартам Республики Беларусь, Российской Федерации, Европейской комиссии ООН.
Как видно из выше сказанного ОАО «Белшина» имеет широкую номенклатуру и ассортимент выпускаемой продукции. Основные показатели номенклатуры и ассортимента выпускаемых шин приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Показатели номенклатуры и ассортимента шин ОАО «Белшина», шт.
Показатель |
Значение показателя |
Широта номенклатуры |
6 |
Минимальная длина ассортиментной группы |
15 |
Максимальная длина ассортиментной группы |
47 |
Средняя длина ассортиментной группы |
30,2 |
Длина номенклатуры |
151 |
Минимальная глубина марки (подгруппы) |
5 |
Максимальная глубина марки (подгруппы) |
1 |
Средняя глубина марки (подгруппы) |
2,27 |
Насыщенность номенклатуры |
215 |
Коэффициент гармоничности номенклатуры |
0,9 |
Коэффициент обновления номенклатуры |
0,2 |
Примечание – Источник: данные предприятия.
Формирование ежемесячных планов производства и продаж осуществляется в сроки и в порядке, установленные действующим приказом по ОАО «Белшина» «О разработке бизнес-плана на месяц»
Ежемесячные планы производства и продаж разрабатываются на основании имеющихся заявок потребителей, запасов готовой продукции, обеспечения оптимальной загрузки производственных мощностей с учетом экономической целесообразности производства продукции в разрезе номенклатуры производимой продукции ОАО «Белшина».
Проект плана продаж, сформированный отделом стратегического анализа и планированием коммерческой деятельности (далее ОСАиПКД) в натуральном выражении по заявкам потребителей, детализируется по рынкам сбыта и каналам распределения (первичный рынок, вторичный рынок, субъекты ТПС, конечные потребители и прочие потребители) и направляется в экономическое управление (далее – ЭУ) для разработки проекта плана производства с учётом имеющихся запасов готовой продукции.
Проект плана производства направляется в производственный отдел (далее – ПО), который проводит анализ данного проекта исходя из обеспечения оптимальной загрузки производственных мощностей и пропускной способности оборудования. Замечания по проекту плана производства направляются в ЭУ для формирования окончательного плана производства.
Окончательный план продаж формируется в натуральном и стоимостном выражении по отпускных ценам согласно действующих прейскурантов по рынкам сбыта в разрезе потребителей.
Широкая номенклатура и ассортимент шин позволяет учесть требования, предъявляемые к продукции различными потребителями и занимать устойчивое положение на различных сегментах рынка. Оптимальная техническая политика, принятая на ОАО «Белшина», предполагает на основе изученного спроса осваивать и внедрять в дальнейшем производстве новые типоразмеры шин. И поэтому ОАО «Белшина» постоянно осуществляется техническое перевооружение производства, внедрение новых перспективных технологий и материалов, совершенствование качества выпускаемой продукции. В целях разработки и внедрения новой продукции на предприятии созданы и функционируют на постоянной основе инженерно-технический центр, исследовательская и экспериментальные базы.
2.2 Организационная структура службы маркетинга и сбыта предприятия
Управление маркетинга (далее – УМ) является структурным подразделением службы зам. генерального директора по коммерческим вопросам ОАО «Белшина» и подчиняется непосредственно заместителю генерального директора по коммерческим вопросам. Возглавляет УМ начальник управления, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора ОАО «Белшина» (далее – предприятие) по представлению заместителя генерального директора по коммерческим вопросам. УМ создаётся и ликвидируется приказом генерального директора предприятия.
В своей деятельности УМ руководствуется:
- законодательными и нормативными актами РБ, приказами, постановлениями и распоряжениями вышестоящих организаций в части, касающейся сбытовой и маркетинговой деятельности;
- нормативными, методическими и другими руководящими материалами в части, касающейся деятельности УМ;
- Уставом ОАО «Белшина»;
- организационно-распорядительной документацией по предприятию и концерну «Белнефтехим», касающейся УМ;
- Положением об управлении маркетинга;
- Политикой ОАО «Белшина» в области качества;
- Целями в области качества ОАО «Белшина»;
- документами системы менеджмента качества;
- Правилами внутреннего трудового распорядка и графиками работы;
- Положением о внутриобъектовом и пропускном режимах на предприятии;
- правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
- документами СУОС и СУОТ;
- Законом Республики Беларусь «Об охране труда»;
- Экологической политикой ОАО «Белшина»;
- целевыми и плановыми экологическими показателями;
- Учетной политикой предприятия;
- Политикой в области охраны труда ОАО «Белшина»;
- Целями в области охраны труда.
Задачи управление маркетинга
Исследование и анализ конъюнктуры рынков сбыта и рынка основного сырья, вспомогательных материалов, оборудования, металлов, запасных частей, инструмента, металлопродукции и комплектующих, используемых предприятием в собственном производстве, с целью формирования конкурентной среды и снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Разработка и реализация маркетинговой стратегии предприятия на основе исследований, мониторинга, диагностики и прогнозирования ситуации на рынках сбыта. Разработка стратегии развития экспорта на долгосрочный и краткосрочный периоды. Разработка политики продаж на долгосрочный и краткосрочный периоды. Планирование товарного ассортимента.
Оценка конкурентоспособности товаров на основе исследования потребительских свойств производимой продукции, предъявляемых к ней требований, запросов потребителей. Исследование ценовой политики предприятий – конкурентов. Формирование ценовой политики предприятия.
Поиск и омологация новых видов основного и вспомогательного сырья и материалов. Создание и регулярная актуализация информационно-статистической базы данных по рынкам сырья, материалов, оборудования, металлов, запасных частей, инструмента, металлопродукции и комплектующих, используемых в производстве предприятия.Сбор и анализ информации о состоянии рынков основного сырья и материалов за определенный период.