Файл: Современные международные финансовые и кредитные институты (Сущность денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное предположение сформулировано в форме так называемой «невозможной троицы» (.«impossible trinity»): в экономике не могут одновременно присутствовать фиксированный валютный курс, полная мобильность капитала и денежно-кредитная политика, направленная на решение внутренних задач.

1.3. Современные подходы к денежно-кредитному регулированию

Современные подходы к денежно-кредитному регулирование требуют переосмысления. Государство объективно не может управлять трансграничным движением капитала. Следовательно, метод антикризисной и антиинфляционной политики в зависимости от фаз делового цикла становятся малоэффективными.

Процессы глобализации также уменьшают эффективность воздействия денежно-кредитной политики на экономику через процентный канал денежной трансмиссии: в то же время усиливают действие канала, связанного с валютным курсом. Однако связь между процентной ставкой и валютным курсом не настолько явная, и это ограничивает возможность использования валютного канал как основного инструмента денежно-кредитного регулирования [5, с. 98-99].

Можно выделить следующие ограничения в проведении денежно кредитной политики в условиях финансовой глобализации [4, с. 281-282]:

1) снижается эффективность денежно-кредитной политики в целом поскольку воздействие на банковскую систему внешних шоков;

2) под влиянием изменений в трансмиссионном механизме результаты регуляторных действий центрального банка становятся менее предсказуемыми;

3) возрастает степень ответственности центрального банка за действия, которые могут привести к оттоку капитала из страны, росту долларизации экономики, финансовому и экономическому кризису.

Включение в перечень таких полномочий центрального банка, как поддержание макрофинансовой стабильности, предотвращение «пузырей» цен на активы объективно требует, чтобы центральный банк осуществлял регулирование деятельности всех финансовых посредников, а не только банков.

Однако подобная концентрация полномочий может предоставить центральному банку слишком широкую власть над финансовой сферой и национальной экономикой, фактически гарантировав выход его из-под контроля парламента и правительства. Поэтому при осуществлении реформ в финансово-кредитной сфере следует искать новые формы эффективного взаимодействия парламента, органов исполнительной власти и центрального банка [7, с. 320].


Центральным банкам следует обратить особое внимание на эффективное управление ликвидностью финансово-кредитной системы. Меры по укреплению ликвидности будут способствовать усилению других инструментов денежно-кредитной политики, предоставив большую уверенность участникам рынка в возможности доступа к денежным средствам [8, с. 105].

Вероятно, именно в этой плоскости находятся новые возможности трансформации денежно-кредитной политики, так как при эффективном использовании инструментов управления ликвидностью происходит изменение таких важных характеристик финансово-кредитной системы, как скорость обращения ликвидности и возможность ее эффективного распределения в соответствии с потребностями экономики, а следовательно обеспечиваются необходимые условия для сбалансированного развития финансово-кредитной системы и реального сектора экономики [14, с. 26].

Подводя итог первой главы исследования, можно сказать, что процесс формирования глобального финансового рынка существенно изменил архитектуру и экономическую среду, в которой функционируют национальные центральные банки.

В настоящее время в большинстве развитых стран происходит поиск путей трансформации денежно-кредитной политики и определение новых целей деятельности национальных центральных банков.

Дальнейшее развитие процессов финансовой глобализации требует от государственных регуляторных органов прoведения взвешенной макроэкономической политики, направленной, как на постепенную либерализацию движения капитала, так и на сбалансированность внутренних и внешних источников заимствований, oобеспечение финансовой стабильности, обдуманное и осторожное сочетание стимулов и ограничений в движении денежных потоков в целью недопущения разбалансировки основных финансовых и экономических пропорций.

2. Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации

2.1. Общая характеристика международных финансовых институтов

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции [5, с. 98].


Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН – МВФ и группа Всемирного банка, а также ГАТТ, преобразованное во Всемирную торговую организацию [6, с. 277].

Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Так, на Конференции ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием развивающихся стран. В период между сессиями функции ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год) [15].

Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по «невидимым» статьям и финансированию, связанному с мировой торговлей, с «официальной помощью развитию». Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х годов и внешней задолженности развивающихся стран (на основании мандата ЮНКТАД).

Специализированное учреждение ООН – Экономический совет – создал 4 региональные комиссии – для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Две последние способствовали организации Азиатского банка развития и Межамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации [15].

Организация европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением плана Маршалла, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР. Париж). Ныне в составе ОЭСР 30 стран, включая Россию с 1997 г. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемам платежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус) [6, с.278].

Цель ОЭСР – содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств. ОЭСР – своеобразный клуб развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики (дважды в год).


Парижский клуб стран-кредиторов – неформальная организация развитых государств, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран [12, с. 10]. Для избeжaния одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних займов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х годах сменились активной работой в 80-90-х годах в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. С середины 70-х годов разработка проблем межгосударственного регулирования перенесeна на уровень совещаний глав государств и правительств «семерки», превратившейся в «восьмерку» после присоединения России, и «группы десяти», которая, кроме «семерки», включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию [6, с. 279]. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества в противовес центробежным тенденциям («каждый за себя»).

Международные финансовые институты возникли в основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930 г.). Эти межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами [7, с. 342]:

- усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ. выходящих за национальные границы;

- развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений;

- необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Специфическими причинами создания региональных банков развития развивающихся стран явились: завоевание политической независимости этими странами: повышение их роли в мировом развитии: тенденция к региональному сотрудничеству и экономической интеграции в целях решения проблем национальной экономики. К региональным валютным и кредитно-финансовым организациям относятся институты ЕС, созданные для стимулирования западноевропейской интеграции [11, с. 32].


Международные финансовые институты преследуют следующие цели:

  1. объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  2. осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
  3. совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США. Западная Европа. Япония) в противовес послевоенному американоцентризму. отражается в деятельности международных финансовых институтов.

Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерство по глобальным проблемам международных финансов развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы.

2.2. Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ЕС

Институциональная структура интеграционного комплекса ЕС включает ряд региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. Это обусловлено следующими причинами [6, с. 318]:

- развитием экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой, интеграции;

- созданием единого рынка;

- стремлением стран Западной Европы укрепить свои позиции в мировой экономике в противовес другим центрам — США и Японии;

- поисками путей расширения совместных фондов для оказания помогли ассоциированным с «Общим рынком» развивающимся странам.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации ЕС преследуют разнообразные цели [10, с. 21-22]:

- укрепление западноевропейской интеграции и мирового центра путем создания собственной институциональной структуры;

- развитие экономики стран ЕС: проведение единой сельскохозяйственной политики;

- создание экономического и валютного союза в соответствии с Маастрихтским договором, вступившим в силу с ноября 1993 г.;

- проведение согласованной политики по отношению к ассоциированным странам.