Файл: Современные международные финансовые и кредитные институты (Сущность денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В соответствии с поставленными целями эти организации осуществляют межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики на региональном уровне и играют важную роль в развитии западноевропейской экономической интеграции. Целевая установка ЕС на создание экономического и политического союза определила специфику функционирующих в его рамках региональных финансовых институтов.

Во-первых, они являются составным элементом институциональной структуры ЕС, которая включает наднациональные институты – Европейский парламент. Совет европейских сообществ. КЕС. Суд. Во-вторых, материальной основой их создания и деятельности служат совместный бюджет и фонд, концентрирующий 20% официальных золото-долларовых резервов стран-членов. За счет централизованного бюджета ЕС. объединяющего 2.5-3% суммы национальных бюджетов стран-членов, сформирован ряд совместных фондов. В-третьих, в деятельности региональных институтов использовалась международная валютная единица ЭКЮ, замененная евро с января 1999 г. [10, с. 23].

Создание региональных финансовых институтов в рамках ЕЭС происходило постепенно, в основном в соответствии с определенными этапами развития интеграционных процессов в Западной Европе. На первой стадии экономической интеграции- когда создавался таможенный союз путем отмены ограничений во взаимной торговле стран ЕЭС и введения единого тарифа по отношению к импорту из третьих стран, для осуществления глобальных задач в соответствии с Римским договором в 1958 г. был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) [6, с. 321].

Банк предоставляет долгосрочные кредиты сроком от 7-12 (промышленность) до 20 лет (инфраструктура): развивающимся странам, кредиты на малорентабельные проекты – до 40 лет из 1-2% годовых. Кроме того, ЕИБ дает гарантии частным и государственным предприятиям. Цель кредитной деятельности ЕИБ: освоение наименее развитых районов стран ЕС: реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществлены за счет ресурсов одной страны: модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производства: создание совместных хозяйственных объектов, представляющих общий интерес для стран ЕС: развитие приоритетных отраслей – производства стали, угля, энергетики. С 1987 г. ЕИБ участвовал в проектном финансировании сооружения туннеля под Ла-Маншем. Это крупнейший объект в истории Е11Б. Членами ЕИБ являются 15 стран ЕС. Это институт с автономным юридическим и финансовым статусом. Его руководящие органы – Совет управляющих в составе министров финансов стран-участннц. который определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантии, выпуске займов, устанавливает процентные ставки, и Директорат. Оперативное руководство возложено на президента и его 5 заместителей. Правление – в Люксембурге [13, с. 28].


Европейский фонд развития (ЕФР) (1958 г.) создан для проведения коллективной политики ЕС по отношению к ассоциированным с ним развивающимся странам. Поскольку он не имеет статуса юридического лица, им управляет Генеральный директорат КЕС по вопросам сотрудничества и развития. Развивающиеся страны располагают лишь правом совещательного голоса. ЕФР формируется при подписании очередной конвенции об ассоциации на пять лет за счет взносов стран ЕС.

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА) был учрежден в 1962 г. в целях создания общего аграрного рынка («Зеленая Европа»). Включение сельского хозяйства в процесс интеграции потребовало создания специального межгосударственного фонда для финансирования совместной сельскохозяйственной политики с целью подтянуть уровень развития, концентрации и специализации производства- накопления капитала в сельском хозяйстве до уровня промышленности и тем самым сгладить противоречия воспроизводства. Руководство ФЕОГА осуществляет КЕС при содействии Постоянного комитета Фонда по вопросам структурной сельскохозяйственной политики. Источником ресурсов ФЕОГА служит общий бюджет ЕС. 70% которого используется для финансирования совместной сельскохозяйственной политики. В соответствии с этим механизм формирования ресурсов ФЕОГА аналогичен принципам построения доходов бюджета ЕС. в который отчисляются: компенсационные сборы, таможенные пошлины. 1% НДС (налог на добавленную стоимость).

В ФЕОГА поступают компенсационные сборы с импортеров сельскохозяйственных товаров, определяемые разницей между гарантированными («защитными») ценами, установленными в ЕС на многие из этих товаров, и мировыми. Гарантированные цены применяются при скупке органами ЕС излишней продукции, которая складируется или экспортируется. В связи с этим ФЕОГА покрывает расходы экспортеров по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственных товаров.

За счет Фонда экспортеры получают субсидии в размере разницы между внутренними и мировыми ценами. В итоге ФЕОГА привлекает значительные суммы от импортеров сельскохозяйственной продукции, а основные его ресурсы получают страны-экспортеры в порядке субсидирования вывоза этой продукции в третьи страны. Поэтому проблема формирования и распределения средств ФЕОГА вызывает разногласия между странами-членами, а также между ЕС и США, которые, выступают против субсидирования экспорта сельскохозяйственных продуктов из ЕС [12, с. 10].


Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) (1973-1993 гг.) был создан в связи с введением Европейской валютной системы: предназначен для регионального межгосударственного валютного регулирования. Фонд предоставлял кредиты странам – членам ЕВС для погашения дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с регулированием валютного курса [5, с. 119].

Подводя итог втором главы, можно сделать вывод о том, что страны ЕС передали ЕЦБ и ЕСЦБ значительную долю управления своей денежно-кредитной и финансовой системой. Эти наднациональные органы, во-первых, контролируют денежную массу в обращении, то есть количество выпушенных денег: во-вторых, устанавливают базисные процентные ставки: в-третьих, определяют лимит бюджетных расходов и налагают санкции на страны-участницы, которые тратят больше средств, чем могут позволить. Европейская система центральных банков функционирует независимо от национальных властей. Наднациональные институты наблюдают за соблюдением странами-членами жесткой финансовой, валютной и кредитной дисциплин.

Переход к единой валюте – евро – уменьшaeт валютный риск, связанный с колебаниями курсов валют. Накопленный в ЕС богатый – позитивный и негативный – опыт интеграции, в том числе ее институциональный аспект, полезен России и ее партнерам по СНГ для воссоздания единого экономического и финансового пространства и создания рублевой зоны на принципиально новой основе рыночных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследования, необходимо отметить, что важным фактором глобализации финансовой среды стал процесс последующей интернационализации хозяйственной жизни. Интенсификация мирохозяйственных связей. формирование интегрированной сети международного производства нуждались в создании новой системы международных финансово-кредитных отношений, реализацию которых могли бы обеспечить глобальные и региональные финансовые институты.

Анализируя деятельность и функции международных финансовых организаций следует отметить, что в зависимости от цели их создания они в той или иной степени непосредственно или опосредствовано способствуют созданию, функционированию и развитию глобализирующегося мирового хозяйства.

Среди глобальных финансовых организаций, которые опосредствовано влияют на развитие объектов глобализирующегося мирового хозяйства, ведущее место занимает Международный валютный фонд. В соответствии с потребностями мирового хозяйства МВФ использует самые разнообразные механизмы кредитования, предопределенные наличием проблем, которые необходимо решить с целью повышения эффективности функционирования международной экономики в целом и национальных хозяйств, в частности.


Известно, что основной функцией МВФ является предоставление финансовой помощи странам-участницам, но процесс глобализации мирового хозяйства сопровождается сoответствующими изменениями целей и функций данной организации. Кроме предоставления финансовой помощи с целью ликвидации временных дефицитов платежных балансов МВФ использует также и финансовые инструменты для структурной перестройки экономик стран мира. Это, в свою очередь, создает предпосылки для развития национальной экономики и ее включения в глобализирующуюся мировую экономику.

Основную роль в кредитовании и страховании долгосрочных международных проектов играет группа Всемирного банка с соответствующими структурными элементами:

- Международным банком реконструкции и развития (МБРР);

- Международной ассоциацией развития (MAP);

- Международной финансовой корпорацией (МФК); Многосторонним агентством гарантирования инвестиции (МАГИ);

- Международным центром регулирования инвестиционных споров (МЦРИС).

Кредитная деятельность международных финансовых организаций глобального и регионального уровней направлена на создание. развитие и модернизацию объектов наднациональной производственной инфраструктуры по следующим направлениям:

- предоставление ссуд для структурной перестройки национальных экономик, являющихся элементами или создающими условия для эффективного функционирования международного производства;

- кредитование долгосрочных проектов в развивающихся странах с целью их включения в систему глобализующейся мировой экономики;

- финансирование строительства сети производственных и инфраструктурных объектов регионального и внутриконтинентального значения;

- модернизацию отдельных элементов наднациональной инфраструктурной системы, в частности, энергетических, транспортных, информационных и других коммуникаций;

- разработка системы страхования долгосрочных капиталоемких промышленных и инфраструктурных проектов от финансово-экономической нестабильности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Соглашение по официальным экспортным кредитам (Arrangement on Officially Supported Export Credits), также известное как Консенсус; джентльменское соглашение между странами-членами Организации экономического сотрудничества и развития, заключенное в апреле 1978 г., регламентирующее правила оказания финансовой поддержки экспорта
  2. Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (Agreement on Subsidies and Сountervailing Measures, SCM) – соглашение, устанавливающее правила использования субсидий и применения ответных мер, компенсирующих ущерб, возникающий в результате субсидирования, заключенное в рамках ВТО в 1994 г.
  3. Ермасова Н.Б., Замедлина С.Г., Шпаргалка по финансам и кредиту. – М.: Аллель, 2012. – 64 с.
  4. Ещенко П.С. Куда движется глобальная экономика в XXI веке? – К.: Знания Украины, 2012. – 479 с.
  5. Максимова В.Ф., Максимов К.В., Международные финансовые рынки и международные финансовые отношения: Учеб. пособие. – М.: Норма, 2012. – 129 с.
  6. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 608 с.
  7. Ожгибесова Е.В. Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе /Третья Международная ежегодная научно-практическая конференция преподавателей 28–29 октября 2009 г. – Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2009. – С. 317-342
  8. Полякова Е.В. Финансы и кредит: Учеб. пособие. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2010. – 108 с.
  9. Хикс Дж. Стоимость и капитал. – М.: Прогресс, 2010. – 739 с.
  10. Климачев В.В. Международные финансовые центры и финансовая глобализация. // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010.– № 5.– С. 18-23
  11. Космабагаева С.Т. Сущность финансово-кредитных инструментов в инновационной деятельности // Основы экономики, управления и права. - 2012. – № 6. – С. 30-38
  12. Коуз М. Финансовая глобализация: не ограничиваясь // Финансы & развитие. - 2013. – № 3. – С. 9-13
  13. Овчинников А.Л. Экспортные кредитные агентства в международной торговле. // Экономический журнал. - 2011. – № 24. –С. 23-31
  14. Самко Н.Г. Нрансформация денежно-кредитной политики в условиях финансовой глобализации. // Экономика. - 2014. – №2(11). – С. 19-28
  15. Восканян М.А. Некоторые подходы к денежно-кредитному регулированию в контексте глобализации мировой финансовой системы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.group-global.org/ru/publication/view/3169. (Дата обращения: 14.10.2015)