Файл: Понятие, свойства, структура, проявление невербального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание № 3. Преподаватель демонстрирует четыре фрагмента документального фильма. Участникам тренинга необходимо определить эмоциональное состояние людей: 1) на основе выбора одежды; 2) на основе жестикуляции; 3) на основе занимаемых поз; 4) на основе наблюдения элементов мимики.

Задание № 4. Для проведения тренинга необходим рисунок Х.Бидструпа «На футбольном матче». Тренинг проводится в форме игры. Преподаватель загадывает одного из изображенных персонажей и предлагает задать вопросы о позах, жестах, мимике, пантомимике, мизансцене. Каждый участник тренинга имеет право задать не более пяти вопросов. Победителем становится тот, кто задал меньше других.

Задание № 5. Преподаватель демонстрирует фрагменты портретов людей, после чего дает задание определить переживаемые людьми эмоции и совершаемые ими действия. Обосновывая свой ответ, участники тренинга должны акцентировать внимание на тех средствах, посредством которым переданы эмоциональные состояния людей. Выслушав ответы, преподаватель демонстрирует целостное изображение.

Задание № 6. Преподаватель демонстрирует фрагменты документального фильма, героями которого являются люди, находящиеся на отдыхе. На основании наблюдений за позами, жестами, мимикой Участники тренинга должны определить: 1) занимаемое положение: руководитель, подчиненный, независимое лицо; 2) кто в процессе общения занимает позицию конфронтации и защитную позицию. Каждое из заданий следует комментировать – на основании каких невербальных признаков сделаны соответствующие заключения.

Задание № 7. Преподаватель демонстрирует фотографии с изображение мимики рта. Участники должны определить, какие эмоциональные состояния она передает, и записать ответы. По завершению работы преподаватель называет истинные значения, участники исправляют ошибки, если таковые имеются.

Для оценки сформированности умения интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека используется тест «Успешная невербальная коммуникация», разработанный Д.Лидерсом. Участники тренинга получают задание интерпретировать мимику девушки (Приложение 3), записав значение выражения лица для каждой фотографии. После выполнения задания происходит коллективное обсуждение и сверка значений мимических выражений лица, которые приведены в описании рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Настоящая работа преследовала целью описание невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. Для достижения цели был сформулирован ряд задач, поэтапное решение которых позволило сделать следующий вывод:

Эмоции являются способом выражения состояния человека, который зависит от личностных особенностей субъекта, его воспитания, социального статуса, межличностных отношений его с окружающими людьми. Возникновение эмоциональных состояний обусловлено влиянием различных событий, нередко стрессового характера, что повышает возбудимость мозговых структур человека. Эмоциональные состояния выявляются при дополнительных «раздражающих» ситуативных воздействиях.

Люди обмениваются многими невербальными сигналами, используя лицевую экспрессию, контакты глазами, жесты, телодвижения. С помощью этих средств передается важная информация. Умение адекватно ее интерпретировать позволяет человеку установить конструктивное взаимодействие с окружающими.

В эмпирической части исследования были выявлены умения адекватно интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека. Участниками исследования стали студенты, обучающиеся на 1-м – 5-м курсах вузов, в возрасте от 17 до 22 лет; количество – 20 человек.

Используя опросник Г.Я.Розена, тест Дж.Гилфорда, методику В.А.Лабунской, мы установили, что в группе преобладающее большинство составляют лица с недостаточно развитыми умениями адекватно интерпретировать эмоциональные состояния людей (70%).

Для оптимизации положения были разработаны рекомендации по участию студентов в тренингах. Имеющие практическую направленность, эти занятия преследовали целью сформировать искомые умения на основе наблюдения за мимикой, жестикуляцией, позами людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Алейникова. – Ростов/н/дону, 2002. – 147 с.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
  3. Изард К. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М.: Директ Медиа, 2008. – 954 с.
  4. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – 464 с.
  5. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – 752 с
  7. Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – 2-е изд., перераб, и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 415 с.
  8. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах / Науч. ред. проф. А.А. Алексеева. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 1876.
  9. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: учебно-методическое пособие / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2002. – 232 с.
  10. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций / В.А. Лабунская // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 228 – 263.
  11. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.
  12. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. – 6-е изд., перераб, и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 591 с.
  13. Ларина Т.И. Определение качества социологического инструментария на основе анализа невербальных реакций респондентов / Т.И. Ларина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 117. – С. 26-31.
  14. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – 182 с.
  15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 632 с.
  16. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию / Е.С. Михайлова. – СПб.: Речь, 1996. – 53с.
  17. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, О.А. Рутер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 352 с.
  18. Психология человека от рождения до смерти: учебник для студ. вузов / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 678 с.
  19. Психофизиология человека: учеб. пособие для студ. вузов / В.М. Кроль. – СПб.: Питер, 2003. – 304 с.
  20. Психофизиология: Учебник для вузов. – 4-е изд. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
  21. Пырьев Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Е.А. Пырьев // Известия Российского государственного педагогического университетат им. А.И. Герцена. – 2012. – № 133. – С. 288 – 294 .
  22. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. – М.: АСТ, 2015. – 352 с.
  23. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 490 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Стимульный материал к тесту Дж.Гилфорда «Социальный интеллект»

Тест № 1 «Истории с завершением»

  

Тест № 2 «Группы экспрессии»

Тест № 3 «Истории с дополнением»

   

Приложение 2

Стимульный материал к методике В.А.Лабунской

«Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации

невербального поведения»

Задание № 1 «Позы»

Задание № 2 «Мимика – жесты»

Задание № 3 «Мимика»

Тест «Успешная невербальная коммуникация», разработанный Д.Лидерсом

  1. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 547.

  2. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2012. – С. 167

  3. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И. В. Макарова. – М.: Юрайт, 2013. – С. 136

  4. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Алейникова. – Ростов/н/дону, 2002. – С. 163

  5. Психофизиология человека: учеб. пособие для студ. вузов / В.М. Кроль. – СПб.: Питер, 2003. – С. 275

  6. Ларина Т.И. Определение качества социологического инструментария на основе анализа невербальных реакций респондентов / Т.И. Ларина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2013. – № 117. – С. 28.

  7. Ильин Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2001. – С. 439

  8. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб: Питер, 1999. – с. 78

  9. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 547.

  10. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – С. 18

  11. Психология человека от рождения до смерти: учебник для студ. вузов / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – С. 318

  12. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: учебно-методическое пособие / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2002. – С. 117

  13. Пырьев Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Е.А. Пырьев // Известия Российского государственного педагогического университетат им. А.И. Герцена. – 2012. – № 133. – С. 290.

  14. Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014. – С. 127.

  15. Изард К. Эмоции человека / К.Э. Изард. – М.: Директ Медиа, 2008. – С. 54

  16. Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2014. – С. 127.

  17. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 550.

  18. Психология человека от рождения до смерти: учебник для студ. вузов / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – С. 319

  19. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2006. – С. 724.

  20. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2000. – С. 118

  21. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 28

  22. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 29

  23. Там же, с. 30

  24. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. – М.: Юрайт, 2015. – С. 328

  25. Сеченов И М. Рефлексы головного мозга / И.М. Сеченов. – М.: АСТ, 2015. – С. 6

  26. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 34

  27. Коноваленко М.Ю. Теория коммуникации / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2013. – С. 214

  28. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. – М.: Юрайт, 2015. – С. 330

  29. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. – М.: Юрайт, 2015. – С. 330

  30. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, О.А. Рутер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 52

  31. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия / Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2006. – С. 726

  32. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – С. 411

  33. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта / Е.С. Михайлова. – СПб.: Речь, 1996. – С. 28

  34. Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций / В.А. Лабунская // Социальный и эмоциональный интеллект / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – С. 247.