Файл: Понятие, свойства, структура, проявление невербального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена ролью эмоций в жизни человека: они являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма в деятельности человека. Анализ эмоционального состояния человека даёт возможность отслеживать изменение поведения людей, их отношение к происходящим событиям. Эмоциональные состояния влияют на когнитивные процессы и принятие решений. Поэтому потребность в их осмыслении приобретает все большее значение.

Значительный вклад в развитие теории эмоций внесли: Ф.Бард, Ч.Дарвин, К.Изард, У.Кэннон, Р.Лазарус, К.Ланге, У.Джеймс, Т.Рибо, Г.Спенсер, Л.Фестингер, З.Фрейд; В.В.Бойко, В.К.Вилюнаса, Е.П.Ильин, А.Н.Леонтьев, В.И.Панферов, П.В.Симонов и др. В работах этих и других ученых и исследователей отмечается, что значительную помощь в правильной интерпретации эмоциональных состояний человека могут оказать невербальные сигналы.

Назначение невербальной информации об эмоциональных состояниях человека заключается в том, чтобы получить истинные сведения о его намерениях, так как язык тела является непроизвольным и практически неподконтрольным. Средством выражения эмоций становятся телодвижение, мимика, жесты, взгляды, прикосновения; вздохи, паузы, покашливание. Все это может стать для наблюдательного человека хорошим подспорьем в осуществлении взаимодействия с другими людьми.

Различные аспекты невербального поведения проанализированы в трудах Р.Г.Апресяна, Е.А.Ботвинника, Е.М.Верещагина, И.Н.Горелова, А.В.Дементьева, Е.А.Зуевой, В.Г.Костомарова, Г.В.Колшанского, В.А.Лабунской, А.П.Моисеевой, В.П.Морозова, О.В.Русиной, Б.А.Эренгросса и др.

Объект исследования – проявление эмоциональных состояний человека. Предмет – проявление эмоциональных состояний человека с помощью

невербальных средств.

Цель исследования – описать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Сформулированная цель обусловила выдвижение следующих задач:

  • представить определение, функции, проявление эмоций;
  • охарактеризовать эмоциональные состояния человека;
  • раскрыть понятие, свойства, структуру, проявление невербального поведения;
  • осуществить выбор и обоснование методик исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;
  • провести исследование невербальных проявлений эмоциональных состояний человек и проанализировать полученные результаты;
  • подготовить рекомендации по развитию умения интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, систематизация научных представлений по теме исследования), эмпирические (психодиагностические – опросники, тесты; методы коррекции – групповой тренинг).

В качестве источников исследования были использованы учебники, учебные пособия и монографии по психофизиологии и общей психологии Т.В.Алейниковой, Ю.И.Александрова, Е.П.Ильина, В.М.Кроль, Г.А.Кураева, В.А.Лабунской, В.Н.Лавриненко, Е.Н.Пожарской, А.А.Реана.

Теоретическая значимость исследования заключается в подборе и систематизации сведений о проявлении эмоциональных состояний, его свойствах и структуре.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по развитию умения интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Структура. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы, включающего 23 источника.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Эмоции: определение, функции, проявление

Согласно «Большому психологическому словарю», составленному Б.Г.Мещеряковым и В.П.Зинченко, эмоциями называется «особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающий в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности»[1].

По наблюдению автора учебника «Психофизиология» Н.Н.Даниловой, в активном употреблении слово «эмоция» появилось в XVII веке: его использовали для разграничения чувств от мыслей[2]. В этом же источнике содержится информация об особенностях эмоций, которые заключается в том, что они в зависимости от потребностей субъекта непосредственно оценивают значимость действующих на индивида объектов и ситуаций.

Значимость эмоций в жизни человека выражается через их функции, среди которых в учебнике И.В.Макаровой «Общая психология»[3] перечислены следующие.


  1. Отражательно-оценочная. Эмоции оценивают значимость ситуаций для удовлетворения потребностей субъекта. Они являются системой сигналов, с помощью которой он узнает о значимости происходящих событий.
  2. Побудительная. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию.
  3. Активирующая. У каждого человека имеется оптимальный уровень эмоционального возбуждения, обеспечивающий максимум эффективности в работе.
  4. Регулирующая. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения влияет на мотивацию деятельности на всех этапах ее протекания.
  5. Синтезирующая. Эмоции синтезируют в единое целое отдельные, сопряженные во времени и пространстве события и факты.
  6. Смыслообразующая. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива.
  7. Защитная. Сильные эмоциональные переживания предупреждают человека о реальной или мнимой опасности.
  8. Экспрессивная. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

Об иных функциях эмоций пишет автор учебного пособия «Возрастная психофизиология» Т.В.Алейникова, которая перечисляет такие функции, как переключающая, подкрепляющая, коммуникативная, компенсаторно-замещающая[4]. А автор учебного пособия «Психофизиология человека» В.М.Кроль считает, что важнейшей функцией эмоций является обеспечение возможности коррекции поведенческой деятельности человека[5].

С точки зрения исследователя Т.И.Лариной, лучше опознают эмоции люди с развитым невербальным интеллектом, а также эмоционально подвижные, больше направленные на окружающих, чем на себя. А люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением и пожилые успешнее опознают отрицательные эмоции[6].

В учебном пособии Е.П.Ильина «Эмоции и чувства» приведены примеры, сделанные на основе гендерных различий. У женщин, пишет автор, выше уровень невербального выражения всех эмоций, они в большей степени склонны раскрывать другим эмоциональную сторону своей жизни, точнее, чем мужчины, оценивают невербальную экспрессию[7].

Е.П.Ильин считает, что у каждого человека существуют доминирующие эмоции: для сангвиника это радость, для холерика гнев, для меланхолика страх, флегматик не имеет доминирующей эмоции. Также для каждого человека характерен свой тип эмоционального поведения, который определяется характером субъекта и степенью созревания соответствующих отделов нервной системы.


В книге К.Э.Изарда «Психология эмоций» отмечается, что у человека, переживающего эмоцию, фиксируют изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Изменения указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма[8].

В завершении необходимо отметить, что наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру[9]. Кроме того, эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта.

1.2 Эмоциональные состояния человека

В самом широком понимании состоянием называется «реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного для организма результата»[10]. Данное определение представлено в книге Е.П.Ильина «Психофизиология состояний человека». Состояния характеризуют разные уровни человека: физиологический, психофизиологический, психический.

На физиологическом уровне наблюдаются состояния покоя, возбужденности и заторможенности. Эти состояния также являются реакцией на те или иные воздействия. По убеждению Е.П.Ильина, состояние необходимо рассматривать с точки зрения целостной системной реакции на внешние и внутренние воздействия, направленной на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных ситуациях.

Опираясь на определение, сформулированное в учебнике А.А.Реана «Психология человека от рождения до смерти», укажем, что эмоциональным состоянием называется «переживание человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для человека»[11]. В тексте поясняется, что такие состояния регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и отношения.

Обращаясь к вопросу о классификации эмоциональных состояний, мы не нашли более или менее согласованной позиции разных авторов по данному вопросу. Выход из положения можно найти, если обозначить классификационные основания. Так, в учебном пособии «Психология человека», написанном Г.А.Кураевой[12], перечислены следующие эмоциональные состояния на основе следующих признаков: 1) по степени интенсивности и продолжительности (длительные, но слабые; кратковременные); 2) по субъективному переживанию (эмоции положительного порядка и эмоции отрицательного порядка; 3) по содержанию (простые и сложные; к простым относятся гнев, горе, зависть, страх, ревность, радость; к сложным – чувство патриотизма, эстетическое чувство, моральное чувство); 4) по форме протекания (аффект, высшие чувства, настроение, страсть, стресс, фрустрация, чувственный тон).


Исследователь Е.А.Пырьев пишет о том, что такие эмоциональные состояния, как стресс, фрустрация, аффект, настроение, выражены внешне. Эмоциональные состояния занимают промежуточное положение, проходя путь от бессознательных форм к осознанным. Данные явления обладают характеристиками временного существования в психике человека. Еще одной особенностью эмоциональных состояний является переживание посредством разнообразных эмоций[13].

В учебнике Ю.И.Александрова «Психофизиология» отмечается, что необходимо различать эмоциональное состояние человека и эмоциональную черту личности. Например, состояние тревожности характеризуется иначе, чем тревожность как черта личности, хотя они и не различаются по содержанию переживания[14]. Эмоциональное состояние может варьироваться в широком диапазоне длительностей – от нескольких секунд до нескольких часов – и интенсивностей. В то время как эмоциональная черта является характерологической чертой индивида.

Например, такие эмоциональные черты характера, как вспыльчивость или гневливость, относятся к особенности индивида часто испытывать в процессе жизнедеятельности определенный комплекс негативных эмоций. В связи с этим К.Изард вводит понятие «эмоциональный порог»[15], который характеризует скорость и частоту вовлечения индивида в то или иное эмоциональное состояние. Эмоциональные состояния разделяются на два класса – собственно эмоции и эмоциональные чувства[16].

Эмоционально окрашенные чувства (голод, жажда, любопытство, любовь, ненависть, привязанность и проч.) характеризуются жесткой связью с биологической, социальной или культурной потребностью и комплексом эмоций, переживаемых в процессе ее формирования и удовлетворения[17]. Например, любопытство может сопровождаться эмоциями страха, тревоги, удивления или удовольствия.

Эмоциональные состояния оказывают влияние на когнитивную, волевую, мотивационную сферу[18]. Эмоциональные состояния имеют физиологическую основу и связаны с деятельностью нервной, пищеварительной, кровеносной систем. Для анализа эмоционального состояния важно учитывать его взаимосвязь с другими состояниями личности как структурной целостности. Эмоциональное состояние является результатом оценки ситуации, достижения цели, величины расхождения между желаемым и достигнутым.