Файл: Понятие, свойства, структура, проявление невербального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании сказанного сделаем вывод о том, что эмоциональные состояния имеют большое значение в жизни человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

1.3 Понятие, свойства, структура, проявление невербального поведения

Интерес к невербальному поведению среди ученых и практиков сохраняется на протяжении длительного периода времени «в связи с неречевой передачей информации между людьми»[19]. Термин «невербальный» по своему значению противоположен термину «вербальный»: в переводе с латинского «вербальный» (verbalis) обозначает «словесный, устный». Отсюда «невербальный» означает «несловесный; не имеющий вербального выражения»[20]. Невербальное поведение обусловлено психическим состоянием человека. Невербальное поведение становится объектом истолкования не само по себе, а в качестве индивидуально-психологических характеристик личности. Благодаря пониманию невербального поведения раскрывается внутренний мир личности.

Интерпретируя невербальное поведение, обратимся к содержанию книги В.А.Лабунской «Экспрессия человека: общение и межличностное познание». С точки зрения автора упомянутого источника, под невербальным поведением следует понимать «совокупность движений, включающую как движения, не имеющие четких формальных критериев, смысл которых появляется в результате общения, так и движения, имеющие социально определенный статус, очерченный круг значений»[21]. По мысли В.А.Лабунской, невербальное поведение личности формируется в результате переживаний, которые реализуются с помощью социокультурных способов поведения.

На формирование невербального поведения, говорится в книге, оказывают влияние обстоятельства жизни человека и характер взаимодействия с окружающими. Неотделимое от личности, невербальное поведение свидетельствует о психических состояниях субъекта, его темпераменте, отношениях к людям. Невербальное поведение всегда индивидуально в той мере, в какой «индивидуальна и неповторима личность во всех своих переживаниях»[22]. В этой связи возникают объективные трудности, связанные с точностью понимания людей в общении.


Благодаря невербальному поведению, убеждена В.А.Лабунская, можно свести к минимуму нежелательные состояния, к примеру, агрессию, для чего человек использует социальные маски. Это позволяет индивидууму управлять взаимодействием в процессе коммуникации, не используя дополнительные эмоциональные нагрузки. В то же время, акцентирует внимание автор книги, невербальное поведение нельзя считать маской, поскольку «это сама личность во всех ее проявлениях»[23].

С мнением В.А.Лабунской соглашается автор учебника «Психология и этика делового общения» В.Н.Лавриненко, который считает, что, хотя люди достаточно быстро приспосабливают невербальное поведение к тем или иным обстоятельствам, язык тела до конца контролировать невозможно, поскольку оно «разговаривает языком души, отражая свой внутренний мир и представляя его на невербальном уровне»[24]. Об этом, кстати сказать, в свое время писал русский просветитель и создатель физиологической школы И.М.Сеченов: «все внешние проявления мозговой деятельности могут быть сведены на мышечное движение»[25]. Говоря иначе, сведены на язык тела.

Из сказанного следует, что основным свойством невербального поведения становится движение, которое реализуются благодаря невербальным средствам выражения мыслей и чувств. Совокупность невербальных средств выражения личности состоит из элементов, которые имеют различную динамику изменений. Структурными составляющими невербального поведения являются компоненты, обладающие разной степенью изменчивости – высокой, средней, низкой. Ядро невербального поведения составляют движения – прикосновения, взгляды, экспрессия лица, жесты и проч. Они связаны с «изменяющимися психическими состояниями человека, его отношениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения»[26].

Невербальное поведение может выполнять группу функций, служащих своеобразной подсказкой для собеседника. Это сведения об эмоциональном состоянии, его темпераменте, самооценке, Я-образе, принадлежности к субкультуре, социальном статусе. Кроме того, невербальное поведение содержит сведения о расположении/нерасположении партнера по общению к своему собеседнику, его эмоциональной и социальной близости/отдаленности, доминировании/зависимости от партнера, стремлении прекратить/продолжить общение. Это также информация «об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющей им регулировать взаимодействие»[27].


Проявлениями невербального поведения могут быть:

  • подтверждение и повторение. Говоря иначе, невербальное поведение усиливает либо повторяет то, что ранее было сказано: «если в ответ на выражение собеседником обеспокоенности партнер, медленно кивая головой, с сопереживающим выражением лица говорит: «Я понимаю, как трудно находиться в такой ситуации», то он невербально подтверждает сообщение сочувствия и понимания»[28];
  • отрицание или запутывание. Невербальное поведение может вводить партнера по взаимодействию в заблуждение. Например, если один из партнеров задел другого неуместным высказыванием, а пострадавшая сторона не имеет возможности либо не хочет в этом признаться, то об истинных эмоциях будет свидетельствовать дрожащий голос либо избегание зрительного контакта;
  • усиление и акцентирование. Невербальное поведение может свидетельствовать об эмоциональной окраске речи. Так, если деловой партнер говорит о том, что оговоренные условия являются нарушенными и при этом агрессивно смотрит на собеседников, это свидетельствует о его решимости и готовности к конфронтации;
  • контроль и регуляция. Невербальное послание используется для контроля над поведением собеседника. Так, если собеседник, слушая, кивает в знак понимания либо одобрения, это означает, что «мысль говорящего понятна и не нуждается в пояснении»[29].

Для интерпретации невербального поведения, говорится в книге «Невербальные средства общения», важно иметь не только интуицию, но и определенный навык: «человек, умеющий слушать и наблюдать, понимает больше, чем на самом деле означают слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи; замечает отклонения в построении фраз, незаконченность предложений, отмечает частые паузы»[30]. Для человека, умеющего «считывать» сведения с невербальных посылов, также важны «подсказки относительно статуса убеждений с помощью одежды, стиля, прически и украшений тела»[31].

Таким образом, становится понятным, что невербальное поведение можно назвать средством передачи информации, которую необходимо уметь правильно интерпретировать.


ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

2.1 Выбор и обоснование методик исследования

невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Теоретические сведения о состояниях человека, эмоциях и невербальном поведении позволяют перейти к проведению эмпирического исследования.

Цель работы – выявить умения адекватно интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) осуществить подбор и обоснование методик, предназначенных для выявления невербальных проявлений эмоциональных состояний человека;

2) организовать и провести исследование;

3) интерпретировать полученные результаты;

4) представить рекомендации по развитию умений адекватно интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

В исследовании приняли участие 20 студентов, обучающихся на 1–5-м курсах различных вузов. Возраст участников исследования – от 17 до 22 лет; количество девушек и юношей одинаковое – по 10 человек. Исследование проводилось с помощью следующих методик:

А) Опросник Г.Я.Розена «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности»[32]. Опросник состоит из 15 вопросов, в каждом – по три варианта ответа. Участникам исследования необходимо самостоятельно дать оценку своим способностям: умеют ли они разбираться в языке жестов; замечают ли малейшие изменения эмоций в процессе взаимодействия; могут ли определить, какие чувства вызывают у собеседника; способны ли распознать намерения человека, не вступая с ним в разговор и проч.

Процедура исследования такова. Участники вписывают в бланки фамилию и имя, пол и возраст, после чего приступают к заполнению опросника. Время работы не ограничивается. Обработка результатов предполагает суммирование баллов в соответствии со данными ключа, затем полученные баллы переводятся в стены. В зависимости от значений делается вывод о низком, умеренном либо высоком уровне невербальной компетентности.

Б) Тест «Социальный интеллект» Дж.Гилфорда[33]. Методика состоит из тестов, направленных на диагностику умений интерпретировать действия окружающих на основе невербального поведения. Методика включает четыре теста: «Истории с завершением», «Группы экспрессии», «Истории с дополнением», «Вербальная экспрессия». Стимульный материал для первых трех тестов составлен на основе невербальных ситуаций, для четвертого – на основе вербальных. Количество заданий в тестах колеблется от 12 до 15. Поскольку суммарное количество иллюстраций составляет 273 картинки, то в Приложении 1 представлено по одному примеру задания для каждого теста.


Так, при выполнении первого задания необходимо, рассмотрев иллюстрации, на которых представлены житейские ситуации, определить намерения и чувства персонажей. Во втором необходимо определить по характеру жестов, поз и мимики состояния людей. В третьем – на основе серии картинок определить, недостающее звено (логическое завершение ситуации). В четвертом – найти аналог фразы, подходящий для ситуации общения.

Перед началом проведения исследования всем участникам раздаются бланки, на которых они должны указать свои имя и фамилию, возраст и пол. Далее экспериментатор читает инструкцию к первому заданию, после чего дает команду «начали», одновременно включив секундомер. Говоря о процедуре тестирования, отметим, что время его проведения не должно превышать 35 минут: на выполнение первого отводится 6 минут, второго – 7 минут, третьего – 10 минут, четвертого – 5 минут. По истечении отведенного времени экспериментатор говорит «стоп».

Интерпретация результатов осуществлялась на основе подсчета правильных ответов по каждому тесту и сверки их с нормативными диапазонами. В результате по каждому тесту испытуемый может получить от 1 до 5 баллов: низкие способности (1 балл), ниже среднего (2 балла), средние (3 балла), выше среднего (4 балла), высокие (5 баллов).

В зависимости от целей исследования возможно использование как каждого теста в отдельности, так и всех четырех тестов. В нашем случае будут использованы первые три теста.

В) Методика В.А.Лабунской «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения»[34]. Возможности данной методики позволяют проводить диагностику умений интерпретировать эмоциональные состояния на основе невербального поведения; состояния человека на основе его позы; состояния человека на основе мимики. К каждому заданию дается стимульный материал в виде картинок и фотографий (Приложение 2).

Так, например, по условиям задания № 1 «Позы» участнику исследования демонстрируются шесть картинок, рассмотрев которые, он должен определить, какому состоянию соответствует поза. Аналогично задание № 2 «Мимика – жесты», в котором необходимо установить, какому интеллектуально-волевому состоянию соответствует поведение изображенных на рисунках людей. По условиям задания № 3 «Мимика» нужно определить по выражению лиц мужчин и женщин их эмоциональное состояние. Интерпретация ответов осуществляется на основе ключа, в соответствии с которым делается вывод о высоком, среднем и низком уровне способности интерпретировать невербальное поведение.