Файл: Понятие, свойства, структура, проявление невербального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов

Используя вышеописанные методики, мы провели исследование, в ходе которого были выявлены умения студентов адекватно интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека. Для удобства обработки данных каждому студенту был присвоен порядковый номер, который был занесен в сводную таблицу.

Вначале были интерпретированы результаты ответов по опроснику Г.Я. Розена «Определение уровня перцептивно-невербальной компетентности». Цифровые данные отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Ответы участников исследования по опроснику Г.Я.Розена

№ п/п студентов

Сумма баллов

Соответствие стену

Результат

Студент 1

13

5

умеренный

Студент 2

1

2

низкий

Студент 3

12

4

умеренный

Студент 4

21

7

умеренный

Студент 5

9

4

умеренный

Студент 6

5

3

низкий

Студент 7

10

4

умеренный

Студент 8

7

3

низкий

Студент 9

27

9

высокий

Студент 10

3

2

низкий

Студент 11

15

6

умеренный

Студент 12

3

2

низкий

Студент 13

19

7

умеренный

Студент 14

2

2

низкий

Студент 15

16

6

умеренный

Студент 16

6

3

низкий

Студент 17

11

4

умеренный

Студент 18

4

2

низкий

Студент 19

26

9

высокий

Студент 20

8

3

низкий


Для наглядного представления соотношения студентов с высоким, умеренным и низким уровнями перцептивно-невербальной компетентности, была построена диаграмма, представленная на рисунке 1.

Рисунок 1.

Соотношение студентов с различными уровнями

перцептивно-невербальной компетентности

Интерпретируя полученные результаты самодиагностики студентов, можно отметить, что в группе представлено равное соотношение с умеренным и низким уровнем невербальной компетентности – по 9 человек (по 45%); количество студентов с высоким уровнем искомой способности незначительно – по 2 человека (10%). Акцентируя внимание на характеристике студентов с низким уровнем способности, укажем: поглощенные собственными проблемами, они оказываются недостаточно внимательными к нуждам и заботам других людей.

В результате демонстрируют неспособность к пониманию особенностей межличностного взаимодействия. Студенты с высоким уровнем перцептивно-невербальной компетентности, напротив, поглощены проблемами других людей, в результате чего невнимательны к своим. Студенты с умеренным уровнем компетентности нашли баланс между удовлетворением собственных потребностей и забот других людей.

Далее перейдем к интерпретации результатов ответов на вопросы теста Дж.Гилфорда «Социальный интеллект». Данные по тестам 1 – 3 занесены в таблицу 2.

Таблица 2.

Сводные показатели по субтестам 1 – 3 теста Дж.Гилфорда

№ п/п

студентов

Порядковые номера тестов

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

Баллы / стены

Уровень

Баллы / стены

Уровень

Баллы / стены

Уровень

Студент 1

6/3

средний

7/3

средний

6/3

средний

Студент 2

1/1

низкий

1/1

низкий

1/1

низкий

Студент 3

6/3

средний

6/3

средний

5/3

средний

Студент 4

9/3

средний

8/3

средний

7/3

средний

Студент 5

6/3

средний

7/3

средний

8/3

средний

Студент 6

3/2

ниже ср.

3/2

ниже ср.

2/2

ниже ср.

Студент 7

6/3

средний

7/3

средний

8/3

средний

Студент 8

4/2

ниже ср.

4/2

ниже ср.

3/2

ниже ср.

Студент 9

13/5

высокий

13/5

высокий

12/5

высокий

Студент 10

2/1

низкий

2/1

низкий

2/1

низкий

Студент 11

7/3

средний

6/3

средний

7/3

средний

Студент 12

2/1

низкий

2/1

низкий

2/1

низкий

Студент 13

8/3

средний

9/3

средний

8/3

средний

Студент 14

2/1

низкий

2/1

низкий

2/1

низкий

Студент 15

7/3

средний

8/3

средний

8/3

средний

Студент 16

5/2

ниже ср.

4/2

ниже ср.

4/2

ниже ср.

Студент 17

6/3

средний

7/3

средний

7/3

средний

Студент 18

4/2

ниже ср.

4/2

ниже ср.

4/2

ниже ср.

Студент 19

12/4

выше ср.

12/4

выше ср.

11/4

выше ср.

Студент 20

3/2

ниже ср.

4/2

ниже ср.

4/2

ниже ср.


Несмотря на то, что цифровые показатели практически у каждого студента по трем тестам разные, значение стена остается одним и тем же, в результате уровень способности интерпретировать действия окружающих на основе невербального поведения у 1 человека (5%) является высоким, у 1 человека (5%) выше среднего, у 9 человек (45%) средним, у 5-ти человек (25%) ниже среднего, у 4-х человек (20%) низким. Соотношение студентов в зависимости от уровня искомой способности представлено на рисунке 2.

Рисунок 2.

Соотношение студентов с различными уровнями способности

интерпретировать действия окружающих

на основе невербального поведения

Обратим внимание на две подгруппы студентов, чей уровень способностей можно назвать контрастным – высоким и низким. Характеризуя способность студента с высоким уровнем (находится в таблице под № 9), отметим, что он умеет предвидеть последствия поведения других людей на основе анализа поз, жестов, мимики; он также может понимать логику развития взаимодействия людей, при необходимости – достраивать недостающие звенья в системе взаимодействия; умеет устанавливать причины, обусловившие ту или иную модель поведения.

Говоря о студентах с низким уровнем способности (находятся в таблице под № 2, 10, 12, 14), укажем, что они плохо понимают связь между поведением и его последствиями; не могут интерпретировать язык жестов и телодвижений; не могут проанализировать ситуации межличностного взаимодействия.

В завершении интерпретируем результаты ответов по методике В.А.Лабунской «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения». Данные по тестам 1 – 3 представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Сводные показатели по тестам 1 – 3 В.А.Лабунской

№ п/п

студентов

Порядковые номера тестов

Итоговый уровень

Тест № 1

Тест № 2

Тест № 3

Студент 1

2

2

2

средний

Студент 2

1

1

1

низкий

Студент 3

2

2

2

средний

Студент 4

3

3

3

высокий

Студент 5

2

2

2

средний

Студент 6

1

1

1

низкий

Студент 7

2

2

2

средний

Студент 8

1

1

1

низкий

Студент 9

3

3

3

высокий

Студент 10

1

1

1

низкий

Студент 11

2

3

2

средний

Студент 12

1

1

1

низкий

Студент 13

2

2

3

средний

Студент 14

1

1

1

низкий

Студент 15

3

2

2

средний

Студент 16

1

1

1

низкий

Студент 17

2

2

2

средний

Студент 18

1

1

1

низкий

Студент 19

3

3

3

высокий

Студент 20

1

1

1

низкий


Анализируя полученные данные, отметим, что согласно результатам выявлено 3 студента с высоким уровнем способности интерпретировать эмоциональные состояния на основе умения анализировать особенности мимики и поз человека. Эти студенты находятся под № 4, 9, 19. Отвечая на вопросы, они использовали максимально возможное количество слов, характеризующих различные состояния человека и эмоциональные оттенки. Кроме того, эти студенты приводили примеры жизненных наблюдений, свидетельствующих о типичных ситуациях, способствующих появлению конкретных состояний человека.

Выявлено 8 студентов со средним уровнем способности. Они находятся под № 1, 3, 5, 7, 11, 13, 15, 17. Выстраивая ответ, такие студенты не смогли прямо указать на психологическое значение мимики либо позы, однако безошибочно определили ситуации, в которых появляются подобные состояния. Остальные студенты – их большинство (находятся под № 2, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20) – предприняли попытку представить элементы психологической интерпретации, которая, однако же, не соответствовала факту. Наглядно соотношение студентов в зависимости от уровня умений интерпретировать эмоциональные состояния на основе невербального поведения представлено на рисунке 3.

Рисунок 3.

Соотношение студентов с различными уровнями способности

интерпретировать эмоциональные состояния

на основе мимики и поз

Подводя итоги проведенного исследования, сделаем вывод о том, что в группе недостаточное количество студентов с высоким уровнем способности интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний: по 1-й и 2-й методикам – выявлено 2 человека, по 3-й – 3 человека. В целом же в группе превалируют студенты с низким и ниже среднего уровнями искомых способностей.

2.3 Рекомендации по развитию умения интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека

В силу того что среди участников исследования преобладающим большинством являются студенты с недостаточным уровнем сформированности умения интерпретировать невербальные проявления эмоциональных состояний человека, было принято решение оптимизировать положение в группе. Для этого рекомендовано проведение психологических тренингов. Целевые ориентиры тренингов: 1) развитие наблюдательности; 2) усвоение различных стратегий интерпретации невербальной информации; 3) совершенствование социально-перцептивных качеств (рефлексии, проницательности, сензитивности, эмпатии).


Перечисленные цели конкретизируются в группе следующих задач:

1) способствовать развитию наблюдательности; 2) отработать технику наблюдения; 3) развивать личные качества, способствующие повышению социально-перцептивных качеств; 4) обучить приемам визуальной психодиагностики физиогномических компонентов структуры невербального выражения личности; 5) сформировать умение прогнозировать поведение человека в различных ситуациях общения; 6) выработать индивидуальные навыки, необходимые для умения соотносить невербальное проявление эмоциональных состояний с личностными свойствами людей.

В основу организации тренингов должны быть положены следующие принципы:

  • взаимодействие через диалог: общение реализуется посредством субъект-субъектной модели;
  • активности: работа на занятиях строится таким образом, чтобы обеспечить исследовательскую активность каждого участника тренинга;
  • взаимного развития и дополнения: участники тренинга могут обогатить свой опыт благодаря обмену знаниями и умениями с другими участниками группы;
  • кооперации: широкое применение совместной деятельности учащихся – как с тренером, так и между собой;
  • опоры на личностный опыт: важным ресурсом обучения является опора на социальный, профессиональный, жизненный опыт;
  • психологического события: обучение участников тренинга происходит в эмоционально насыщенной среде;
  • рефлексии: постоянное осмысление участниками тренинга основных параметров процесса обучения и своих действий.

Для проведения тренингов необходимо использовать различные группы заданий. Приведем примеры:

Задание № 1. Для проведения тренинга необходимы рисунки из работы Р.Уайтсайда «О чем говорят лица». Демонстрируя некоторые их числа, преподаватель называет те признаки мимики, которые ее образуют, после чего анализирует мимические выражения при разных эмоциональных состояниях. Затем участники тренинга пробуют анализировать оставшиеся рисунки.

Задание № 2. Преподаватель предлагает участникам тренинга выразить определенное эмоциональное состояние. Для этого должны быть заготовлены карточки по числу присутствующих. На каждой карточке написано только одно состояния – блаженство, высокомерие, готовность действовать, любопытство, озабоченность, пренебрежение, угроза и проч. Получив задание, каждый участник готовит позу, после чего демонстрирует ее группе. Задача остальных участников тренинга – определить, какое эмоциональное состояние она передает.