Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности конкуренции в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, эти четыре модели рынка различаются, во-первых, числом фирм в отрасли, во-вторых, тем, какая продукция производится – стандартизированная или многообразная, и, в третьих, тем, легко или трудно новым фирмам вступить в отрасль. Рынки, не соответствующие условиям совершенной конкуренции, получили название рынков несовершенной конкуренции. Следующая глава посвящена особенностям конкуренции в современных рыночных условиях.

2.Особенности конкуренции в современных условиях

2.1 Влияние НТР на конкуренцию

Существует 4 этапа НТП, на каждом из которых решающей оказывается роль тех или иных фирм:

Первый этап: Роль первопроходцев играют мелкие фирмы-эксплеренты. Свойственное их основателям сочетание одержимости идеей с полной финансовой ответственностью за исход дела, обеспечивают предельную эффективность пионерских разработок. А небольшие размеры компании и её невовлечённость в текущее производство создают организационные предпосылки успеха. Играет определённую роль и венчурный(рисковой) капитал. Благодаря ему пионеры получают поддержку со стороны финансовой элиты страны, а последняя-доступ к прорывным инновациям и связанным с ними сверх-прибылям. Роль гигантских компаний на первом этапе НТП сравнительно мала [18].

Второй этап: В целом же лидерство в осуществлении НТП переходит к крупным компаниям-виолентам на втором этапе. Для него типично оттеснение новаторов от дальнейших стадий продвижения нового продукта на рынок. Дело в том, что массовое тиражирование уже оправдавшего себя новшества по самому своему смыслу лучше решается крупной организацией. При благоприятных условиях эту задачу может решить и сам эксплерент, постепенно перерождаясь в крупную фирму-виолента, но массовое производство новинки с успехом осуществляет поглотивший первопроходца гигант [18].

Третий этап: Виоленты осуществляют контроль на рынке, где недавняя новинка уже превращена ими в стандартный товар. Эти условия заставляют все остальные фирмы искать способы избежать смертельно опасной прямой схватки с гигантами. То есть возникает тенденция к поиску ниш, к адаптивному НТП, приспосабливающему товар к специальным запросам отдельных групп потребителей [15]. На рынок приходит разнообразие. Вместо одного товара появляется множество изделий на все вкусы. Здесь основная задача принадлежит фирмам-специалистам.


Четвёртый этап: Рынок данного продукта достигает зрелости. Но этот этап не равносилен техническому застою. Гиганты-виоленты продолжают текущее тиражирование товара. Если же они пытаются затормозить прогресс, мощный удар им наносят коммутанты, в частности, компании-копиисты. В борьбе с ними у крупных фирм есть только один способ: предлагать всё новые и новые товары, пока подражатели копируют предыдущие. Выигрывают от любых заминок лидеров в деле улучшения товаров и фирмы-патиенты. Пользуясь растущей неудовлетворённостью потребителей качеством стандартных товаров, они захватывают новые сегменты рынка. Постепенно сужается сфера господства виолентов [20].

Каждый тип компаний выбирает наиболее свойственные ему функции, а система в целом достаточно эффективно обеспечивает общественные потребности [15].

Огромное значение играют улучшающие инновации. В них проявляется постоянный поиск оптимальной по всем параметрам разновидности товара. Возникают те отработанные и сбалансированные по своим характеристикам продукты, которые свидетельствуют о высоком профессионализме их изготовителей [19].

Большой распространённостью отличается также перенос полученных другими новшеств в собственный бизнес. Бесспорные улучшения непрерывно распространяются из отрасли в отрасль. Но большую долю всех нововведений составляет прямой плагиат. Для коммутантов он представляет основную форму участия в техническом прогрессе, но в той или иной степени им занимаются и остальные фирмы.

2.2 Влияние глобализации на конкуренцию

Глобализация отраслей происходит потому, что изменение технологии, запросов покупателей, государственной политики или инфраструктуры в пределах страны даёт возможность фирмам из одних стран «уйти в отрыв» от конкурентов из других стран или повышает значение преимуществ, проистекающих из глобальной стратегии. Так, в автомобилестроении глобализация началась, когда японские фирмы добились существенного конкурентного преимущества за счёт качества и производительности, потребности в автомобилях в разных странах стали более сходными(в немалой степени из-за подорожания топлива в США), а транспортные расходы при международных перевозках упали [21].

Само стратегическое нововведение часто открывает возможности для глобализации отрасли. Международное лидерство в отрасли зачастую является результатом того, что фирма открывает способ сделать глобальную стратегию жизнеспособной. Например, она может найти способ дешевле приспосабливать товар, разработанный и выпускаемый в одном месте, к условиям разных стран. Так, в производстве систем селекторной связи, компьютерных и других систем, применяемых в телекоммуникациях, фирмы «Норзэрн телеком», «НЕК» и «Эрикссон» выиграли благодаря конструкции выпускаемой аппаратуры, позволяющей использовать модульное программное обеспечение и требующей лишь незначительных переделок для совмещения с местной телефонной сетью [18]. Кроме того, фирма может разработать новый товар, пользующийся всеобщей популярностью, или метод маркетинга, обеспечивающий этому товару популярность, Наконец, можно найти новаторские решения, устраняющие препятствия на пути к глобальной стратегии. Например, американские фирмы не только первыми стали выпускать одноразовые пластиковые шприцы, тут же завоевавшие широкую популярность, но и снизили транспортные расходы по сравнению со стеклянными шприцами и получили эффект масштаба, выпуская продукцию на одном заводе мирового масштаба [20].


Нарождающиеся лидеры в глобальных отраслях всегда начинают с какого-либо преимущества, достигнутого «дома», будь то более перспективная конструкция, более высокое качество изготовления, новый метод маркетинга или выигрыш в факторных издержках. Но, как правило, для сохранения преимущества фирма должна пойти дальше; достигнутое «дома» преимущество должно стать орудием для выхода на зарубежный рынок. А однажды закрепившись там, успешно действующие фирмы дополняют первоначальные преимущества новыми – на основе эффекта масштаба или репутации марки, полученных при действиях по всему миру. Со временем конкурентное преимущество усиливается(или компенсируются невыигрышные моменты) путём размещения определённых видов деятельности за рубежом [21].

Хотя преимущества, достигнутые в стране базирования, и трудно удержать, глобальная стратегия может дополнить и усилить их. Хороший пример – бытовая электроника. «Мацусита», «Саньо», «Шарп» и другие японские фирмы первоначально делали упор на низкую стоимость, выпуская простые портативные телевизоры. Выйдя на зарубежный рынок, они получили эффект от масштаба и ещё больше снизили издержки, сократив затраты при освоении новых моделей [15]. Благодаря торговле по всему миру они затем смогли очень активно вкладывать средства в маркетинг, новое оборудование и НИОКР, во владение технологией. Японские фирмы давным-давно отошли от стратегии сосредоточения на издержках и ныне выпускают широкий набор всё более дифференцированных телевизоров, видеомагнитофонов и т. п., используя материалы и технологии высочайшего качества. А стратегию сосредоточения на издержках взяли сегодня на вооружение их корейские конкуренты – «Самсунг», «Голдстар» и др. – и выпускают более простые, стандартные модели, пользуясь дешёвой рабочей силой [17].

Стоимость факторов – преимущество низкого порядка и к тому же очень непостоянное как для фирмы, конкурирующей на внутреннем рынке, так и конкурирующей на международном. Это видно по таким отраслям, ка пошив одежды или строительство. Переводя деятельность за рубеж, фирма с глобальной стратегией может нейтрализовать изменения стоимости факторов, вредящие интересам её страны, или даже использовать их. Так, шведские фирмы, выпускающие тяжёлые грузовики(«Вольво» и «Сааб-Сканиа»), уже давно перевели часть производства в такие страны, как Бразилия и Аргентина. Кроме того, фирмы, единственным преимуществом которых является выигрыш в стоимости факторов, редко становятся новыми лидерами в отрасли. Стратегию подражания лидерам слишком легко сделать неэффективной путём перевода на офшорное производство или офшорное обеспечение [18]. Фирмы с низкими факторными издержками смогут выйти в лидеры, только если будут сочетать это преимущество с сосредоточением на каком-либо сегменте отрасли, проигнорированном или не занятом лидерами, и/или с вложением капитала в крупные заводы, оснащённые самой современной на данный момент технологией. И удержать своё преимущество они смогут, лишь глобально конкурируя и постоянно усиливая это преимущество.


2.3 Роль национальных особенностей в конкурентоспособности страны и фирмы

Страна добивается успеха тогда, когда условия в стране благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли или её сегмента. Стратегия, которая хорошо работает в этой стране, должна привести к конкурентному преимуществу. Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии. Особенности эти разнородны – от поведенческих норм, определяющих методы управления фирмами, до наличия или отсутствия в стране некоторых видов квалифицированной рабочей силы, характера спроса на внутреннем рынке и целей, которые ставят перед собой местные инвесторы [5].

Для получения конкурентного преимущества в сложных отраслях требуются улучшения и нововведения – поиск новых, лучших способов конкуренции и применение этих способов повсеместно, а также непрерывное совершенствование товаров и технологий [8]. Страна имеет успех в этих отраслях, если условия в ней благоприятствуют такой деятельности. Чтобы добиться преимущества, нужны предвидение новых способов конкуренции и готовность рисковать (и вкладывать деньги в рискованные предприятия). И добиваются успеха те страны, условия в которых дают фирмам уникальные возможности распознавать новые конкурентные стратегии и стимул, чтобы немедленно применять эти стратегии. Те же страны, фирмы которых должным образом не реагируют на изменение обстановки или не имеют нужных способностей, оказываются в проигрыше [10].

Сохранение конкурентного преимущества на долгий период требует усовершенствование его источников. Совершенствование преимущества требует, в свою очередь, более сложных технологий, навыков и методов производства и постоянных капиталовложений. Страны добиваются успеха только в тех отраслях, где имеются навыки и ресурсы, необходимые для изменения стратегии. Фирмы же, которые почивают на лаврах, используя раз и навсегда закреплённую концепцию конкурентного преимущества, быстро теряют позиции, так как конкуренты копируют приёмы, некогда позволившие этим фирмам вырваться вперёд [12].

Постоянные перемены, необходимые для удержания конкурентного преимущества, - вещь неудобная и трудная в организационном плане. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых фирмы испытывают давление, помогающее им преодолеть инерцию и заниматься постоянным усовершенствованием и обновлением, а не сидеть сложа руки. А в тех отраслях, где фирмы перестают совершенствоваться, страна проигрывает [14].


Страна имеет успех в тех отраслях, где её преимущества как национальной базы имеют вес в других странах и где усовершенствования и нововведения предваряют международные потребности. Чтобы добиться международного успеха, фирмы должны преобразовать лидерство на внутреннем рынке в лидерство на международном. Это позволяет усилить преимущества, полученные «дома», с помощью глобальной стратегии.

В связи с вышеперечисленным, видно, что страны добиваются успеха в тех отраслях, где отечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемые правительством или под давлением обстоятельств [18]. В поиске детерминантов конкурентного преимущества стран в разных отраслях нужно определить условия в стране, благоприятствующие успеху в конкуренции.

3. Конкуренция в Беларуси

3.1Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством

Естественные монополии и контроль над ними. Сама по себе конкуренция не является идеальной формой экономи­ческих отношений людей. Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах [2].

Итак, в конкурентной системе ресурсы и конечные товары распре­деляются по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их больше. А что делать тем потребителям, которые по объективным причинам не могут получать какую-то приемлемую сумму денежного дохода? Одни семьи могут кормить отборной пищей любимого бульдога, другие — питаются простейшими, нередко низкокачественными, продуктами питания. Конечно, ни в коем случае нельзя поощрять лентяйство, инертность, безответственность, но в то же время нельзя и не видеть во многих случаях проблем объективного характера. Критики конкурентной системы отмечают также ее недостаточную способность в распределении экономических ресурсов отвечать требованиям со­циальной справедливости и гуманности. В частности, ресурсы могут направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, лекарств первой необходимости [15].