Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности конкуренции в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как удаётся отдельным социальным группам, коммерческим организациям и странам добиваться успеха и процветания? Этот вопрос волновал и привлекал внимание многих исследователей, экономических и политических организаций с тех пор, как появились экономические, социальные и политические институты.

В рамках этой проблемы за последние годы активно проводятся исследования по отдельным странам с точки зрения стандарта, обычно именуемого конкурентоспособностью [5].

Впрочем, из какого определения конкурентоспособности не исходить, существует ещё более серьёзная проблема: до сих пор отсутствует общепринятая теория, объясняющая конкурентоспособность. Предложены многочисленные характеристики стран и фирм, и все считаются важными, но не выделены наиболее существенные, не установлена взаимосвязь между ними [14].

Актуальность исследуемой проблемы несомненна – несмотря на ее огромную практическую значимость нельзя констатировать отсутствие значительного потенциала для ее исследования. Особенный интерес представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития [9].

Предметом исследования в данной работе выступает сравнительный анализ теорий конкуренций. Объектом – специфические особенности рынка совершенной конкуренции.

Основной целью данной курсовой работы было определение уникальных, диаметрально противоположных характеристик теорий конкуренций, при помощи сравнительного анализа, благодаря которому можно было бы выявить основные черты, составляющие основу рассматриваемых теорий.

В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

- изучить работы основных теории конкуренций;

- изучить механизм функционирования данных теорий;

- раскрыть характер и особенности конкуренций;

- выявить сходства и различия между ними;

-изучить особенности конкуренции в современных рыночных условиях;

- изучить характер конкуренции и ее особенности на примере РБ.

Структура работы соответствует цели и задачам исследования - первая часть работы посвящена сущности теорий конкуренции. В ней детально проанализированы совершенная и несовершенная конкуренции в различных периодах, дана характеристика рынка совершенной конкуренции как экономического феномена. Во второй части работы анализируется сущность конкуренции в современных рыночных условиях. Исследование в обеих частях работы проводится по единому плану и соответствует единой цели исследования. В заключительной части работы описывается конкуренция на примере страны РБ.


Работа написана на основе материалов периодической печати учебных пособий по микроэкономике казахстанских и российских авторов.

1.Неоклассическая теория конкуренции и её критика

1.1 Совершенная и несовершенная конкуренция: понятие, признаки, механизм

Рынок свободной, или совершенной конкуренции, предполагает большое число независимых друг от друга продавцов и покупателей, осуществляющих обмен имеющегося у них «полезностей». Он обладает максимумом свобод [5].

Характерные черты рынка совершенной конкуренции:

- на рынке свободно действуют единоличные собственники товаров;

- производители создают продукты без предварительной договорённости с покупателями;

- производители сами реализуют произведенные товары.

Таким образом, имеются значительные экономические свободы, обеспечивающие возможности реализации потребительских предпочтений – выбора экономических партнёров, направлениё деятельности, форм предпринимательства и т.д., которые, в конечном счёте, обеспечивают и особый механизм конкуренции между ними, получивший название совершенной конкуренции [1].

Признаки рынка совершенной конкуренции: на рынке много продавцов; отсутствуют барьеры входа и выхода на рынок; субъекты рынка независимы друг от друга; товаропроизводители сами устанавливают рыночную цену.

Эти факторы в совокупности формируют механизм рынка совершенной конкуренции, в основе которого находится рыночная цена. Механизм цен имеет многоплановые проявления [3]. Существуют три важнейших уровня «ценового регулирования» в рыночной экономике:

1. На уровне продавцов. Здесь механизм цен приводит к распределению средств производства и труда между различными структурами, стимулированию технического прогресса, дифференциации субъектов рынка.

2. На уровне покупателей. Здесь выделяют три направления: «возможности кошелька в условиях многообразия товаров заставляют потребителей изыскивать более дешёвые и качественные товары, наибольший успех имеют более активные потребители, диалектика товарного производства приводит к расслоению и в этой сфере [1].


В конечном счёте рынок в одинаковой мере воздействует на производителей и потребителей товаров, усиливает дифференциацию в обществе.

3. Взаимодействие между продавцами и покупателями. Здесь последствия связаны с механизмами спроса и предложения.

В итоге рынок совершенной конкуренции – продукт достаточно невысокого уровня общественного развития, показавший свою ограниченность и пределы уже во второй половине 19 века [2]. Объективный процесс возникновения и развития монополий и в последующем – вмешательства государства в экономику привели к переходу от совершенной к несовершенной, то есть ограниченной, конкуренции [4].

1.2 Критика неоклассического подхода к конкуренции

Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена ещё в 18 веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки» [8]. Он обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, каждый капиталист стремится к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует интересы всего общества. Причём часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой только альтруистические цели [6].

Словно невидимая рука правит миром. Дёргая за ниточки марионеток-предпринимателей, она заставляет их действовать в соответствии с неким идеальным планом развития экономики. При этом «ниточками», т.е. конкретным механизмом, который вынуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» служит как раз конкуренция.

Действительно, любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами [9]. Конкуренция безжалостно выбраковывает фирмы, занятые производством излишней, т.е. ненужной рынку продукции. Соответственно сокращается и объём выпуска отвергаемых рынком товаров и услуг. Напротив, компании, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы «вне конкуренции»: в условиях острой нехватки нарасхват идёт любая продукция. Перед производителями последней открываются возможности быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения терзающего экономику дефицита [10].

Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Тонкость проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу фирмы страдают не в равной мере. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки. В тот же самый момент, когда произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые лучше к ним приспособлены [11].


Таким образом, в соответствии с принципом «невидимой руки» конкуренция выступает важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамичности рыночной экономики.

Швейцарский экономист и историк С. Сисмонди отвергал в позднем периоде своего творчества отвергал основополагающее положение Смита о благотворности своекорыстного интереса и конкуренции [13]. У Сисмонди конкуренция имеет гибельные экономические и социальные последствия: обнищание основной массы населения, экономические кризисы. Сисмонди считал, что именно наёмный труд и конкуренция подрывают основу равенства в экономических системах, приводят к разрушению баланса производства и потребления.

Негативное последствие свободной конкуренции, по Сисмонди, заключается в том, что она меняет тип народонаселения, приводя к перенаселению [12]. Если раньше рост населения соизмерялся с ростом дохода и в определённой степени регламентировался, то в эпоху промышленного переворота положение рабочего меняется в зависимости от спроса на рабочую силу, но семья рабочего не может изменяться – так возникает излишнее население.

Мерами по ограничению конкуренции Сисмонди считал поощрение мелкого капитала, участие рабочих в прибыли законодательное ограничение новой техники [14]. На государство он также возлагал реализацию программы социальных реформ. Это позволяет рассматривать Сисмонди как одного из первых реформаторов, идеи которого в значительной мере реализовались лишь в двадцатом веке.

1.3 Современная структура рынков

Различают четыре довольно несхожие ситуации на рынке:

  1. Чистая конкуренция;
  2. Чистая монополия;
  3. Монополистическая конкуренция;
  4. Олигополия.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика рыночных структур.

Таблица 1- Рыночные структуры

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество фирм

Множество мелких фирм

Относительно много небольших фирм

Небольшое количество средних и крупных фирм

Одна фирма

Условие вступления в отрасль и выхода из нее

Легкое, затруднения отсутствуют

Сравнительно легкое, присутствуют отдельные препятствия

Наличие существенных препятствий

Наличие непреодолимых препятствий, полная блокировка

Тип продукции

Однородная

Разнородная

Разнородная или однородная

Уникальная, не имеющая заменителей

Контроль над ценой

Отсутствует

Контроль в узких рамках

Ограниченный (при взаимной зависимости) либо значительный (при тайном сговоре)

Значительный либо полный

Формы конкуренции

Ценовая

Ценовая. Неценовая: реклама, торговые знаки, торговые марки, дифференциация продукта

Ценовая. Неценовая: тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка, реклама

Неценовая: связи с общественными организациями

Доступность информации

Равный доступ ко всем видам информации

Сравнительно незначительные ограничения

Существенные ограничения

От некоторых ограничений до полной информационной блокады


Исходя из таблицы видно, что наряду с перечисленными видами существует еще один тип конкуренции. Недобросовестная конкуренция – выделяемые по признаку соблюдения правовых и деловых норм неограниченные действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение выгоды в сфере предпринимательства, нарушающие антимонопольное законодательство [3].

В условиях чистой конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы могут легко войти в отрасль. Спрос на продукт конкретного продавца совершенно эластичен. На чисто конкурентном рынке почти недоступен контроль над ценой своего продукта [11]. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко, но это не означает, что анализ конкурентного рынка – неуместное логическое упражнение. Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем к любой другой рыночной структуре. Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Функционирование чисто конкурентной экономики даёт нам образец, или стандарт, с которым можно сравнить и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Чистая конкуренция – это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение явлений реальной жизни [12].

Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей [16]. Основными признаками чистой монополии являются:

  1. Единственный продавец. В данном случае слова «фирма» и «отрасль» - синонимы.
  2. У товара нет близких заменителей. Покупатель вынужден приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.
  3. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта, а соглашается с ценой.
  4. Заблокированное вхождение. Чистый монополист не имеет конкурентов.

Определяющими характеристиками монополистической конкуренции являются:

  1. Относительно большое число продавцов.
  2. Дифференциация товаров.
  3. Лёгкий вход и выход из отрасли.

Первая и третья характеристики обеспечивают «конкурентную» сторону монополистической конкуренции, вторая связана с монополистическим аспектом [17].

Признаки монополистической конкуренции:

  1. Малая доля рынка;
  2. Невозможность сговора;
  3. Независимость действий;
  4. Дифференциация продукта.

Олигополия существует, когда на рынке доминирует несколько крупных фирм, производящих однородную или дифференцированную продукцию. Фирмы зависят друг от друга в том смысле, что они должны учитывать возможную реакцию соперников на принимаемые решения о цене, рекламе и развитии продукции [5].