Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности конкуренции в современных условиях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нельзя обойти вниманием еще одну проблему. Конкурентная система действительно создает заинтересованность в снижении издержек производства, его научно-техническом обновлении. Однако этот вопрос имеет и другую сторону [13]. Конкуренция порождает заинтересованность в простой "скупке" научно-технических новшеств — чтобы они не достались конкурентам, в локализации их применения, в нераспространении в экономике новых технических, информационных, организационных элементов. Не следует, конечно, преувеличивать масштабы и возможности такой "эгоистической" деятельности, но не считаться с ней совсем также нельзя [8].

Поэтому конкурентная система нуждается в определенной корректировке извне, выполнять которую может только государство.

Здесь начнем с констатации общепризнанного среди экономистов положения, что в некоторых сферах экономики конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже неприемлемой формой экономических отношений. Это те области хозяйственной деятельности, которые попадают в раздел исключения из общего правила, утверждающего полезность и необходимость конкуренции в экономике [4].

Естественная (законная, оправданная) монополия — это чистая монополия, существование которой признается обще­ством целесообразным. С такой монополией государству, разумеется, не следует вести линию на ее устранение. Государство изначально признает законность или оправданность существования естественной монополии. Поэтому отношение к ней определяется поиском наиболее эффективных средств регулирования условий деятельности [5].

Что же это за субъекты, к монопольному положению которых госу­дарство проявляет такую лояльность? Обычно ими являются предприятия, которые обеспечивают снабжение электроэнергией, газом, водой, многими услугами связи и транспорта. Представите на минуту, какие проблемы могли бы возникнуть, если бы в том районе, где вы живете, действовало бы несколько независимых предприятий по теплообеспечению жилищ, и каждое из них прокладывало бы свои собственные коммуникации к квартирам или домам клиентов [3].

Целесообразнее, экономически выгоднее отказаться в таком и подобных случаях от конкуренции.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент дает изобретателю нового продукта или технологии исключительное право контроля за их производством в течение определенного периода времени. Государство обеспечивает защиту идей изобретателя, затраченных им труда, денег, времени от захвата, неоплачиваемого присвоения. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражи­ровать свои произведения. Товарные знаки — это символика, исполь­зуемая предприятиями, зарегистрировав которую, государство делает незаконным ее использование другими [6].


Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обыч­но государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой [8].

Регулирование роста предприятий. Чем является крупная фирма — двигателем прогресса или его тормозом? Это давний спор, который ведут экономисты, и, судя по всему, еще неблизко до его окончательного разрешения. Пока в этом поединке аргументов "за" и "против" можно, на наш взгляд, констатировать ничью. В зависимости от ответа на данный вопрос находится определение политики государства по отношению к росту предприятий, их слиянию [2].

Рост экономических структур может осуществляться в следующих направлениях:

1. Горизонтальный рост. Это расширение объемов производства предприятия в рамках одной отрасли. Горизонтальное слияние фирм произойдет в случае, например, объединения двух сталелитейных предприятий.

2. Вертикальный рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникновения в смежные отрасли. Вертикальную форму слияния приобретает, например, объединение сталелитейного и машиностроительного предприятий.

3. Конгломеративный (диверсифицированный) рост. Это расширение объемов производства предприятия за счет проникнове­ния в технологически не связанные отрасли. Это происходит, например, когда сталелитейное предприятие приобретает капитал в нефтеперерабатывающей отрасли, а банк покупает универмаг или транспортную компанию [10].

Каким же должно быть отношение государства к направлениям роста предприятий, их слияниям? Безусловным является то, что государство должно осуществлять контроль за слияниями. Слияния, добровольные или вынужденные, могут влиять на уровень конкуренции. Допустим, в городе действуют два молокозавода. Если они объединятся, нетрудно представить, как это повлияет на конкуренцию, на взаимо­отношения продавцов и покупателей. Государство должно препят­ствовать таким действиям [14].

Снижение или устранение конкуренции может произойти не только при слияниях. Контроль над акционерным предприятием осуществляют те лица, которым принадлежат акции. Чем больше акций у какого-то лица, тем сильнее его влияние на деятельность предприятия. Акции периодически меняют своих владельцев, они являются предметом куп­ли-продажи. Так, если крупный пакет акций, например трубного завода, перейдет к конкуренту — другому трубному предприятию, то это может существенно подорвать конкуренцию на рынке труб [20]. Поэтому Государство должно осуществлять контроль за крупными продажами и покупками акций, производить экспертизу этих сделок на предмет их влияния на конкуренцию, принимать по ним соответствующие решения, вплоть до аннулирования. Вместе с тем эта деятельность государства не должна быть прямолинейной и чрезмерно жесткой, здесь нужно учитывать и многие другие обстоятельства, потому что нередко возни­кают случаи, когда потери, вызванные снижением конкуренции, могут быть с лихвой компенсированы выигрышем в других вопросах (на­пример, повышением производительности, сохранением рабочих мест, улучшением качества) [14].


Уровень конкуренции и недобросовестная конкуренция. Оценка состояния рынков с точки зрения уровня конкуренции является одним из важных элементов экономической деятельности государства в этой области. Необходимы критерии, на основании которых можно было бы делать соответствующие оценки.

В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела-Хиршмана, согласно которому безопасный с точки зрения монополизации рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, при этом доля крупнейшей из их не должна превышать 31 % всех продаж определенного товара на рынке, двух крупнейших — не более 44 %, трех крупнейших — не более 54 %, четырех крупнейших — не более 64 % [11].

Беларусь делает первые шаги в решении этого вопроса. Первый спе­циальный законодательный акт по проблемам регулирования конку­ренции был принят в 1992 г. — Закон РБ "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" [15]. Этим законом, в частности, было введено понятие "монопольное положение": таким признавалось положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке опре­деленного товара составляла более 35 %. Такая позиция признавалась опасной для конкуренции и к такому субъекту государство имело право применять дополнительные ограничительные меры. В 1993 г. был при­нят Закон РБ "Об Антимонопольном комитете".

Что касается недобросовестной конкуренции, то таковой обычно признается распространение необъективной информации о характере и свойствах товара, способах его изготовления, качестве, пригодности к применению, использование без разрешения товарного знака, самоволь­ное использование или разглашение конфиденциальной информации, некоторые другие действия [18]. Они должны соответствующим образом пресекаться государством, которое должно обеспечить использование только законных и честных методов ведения конкурентной борьбы.

3.2 Значение конкуренции

Теперь следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе [4].

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента [2]. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую [8].


Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функ­ции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции [5].

В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффек­тивности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром [1].

В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершен­ствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности [7]. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда [13].

Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы по­беждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологи­ческими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки.

3.3 Конкурентная среда в РБ

Развитие мирового хозяйства на современном этапе происходит под знаком глобализации, характеризующейся формированием единой геоэкономической системы. Происходит стирание межстрановых границ на пути движения капитала, товаров, услуг, информации, знаний. Темпы роста прямых иностранных инвестиций и международной торговли опережают темпы роста валового внутреннего продукта в 2, а то и в 3 раза. В этих условиях динамичное развитие отдельно взятой страны становится невозможным без подключения её к мировому инновационному процессу [15].


Республика Беларусь стремится органично включаться в систему мирохозяйственных связей. Потребность в расширении внешней торговли и её стоимостных объёмов обуславливается необходимостью возобновления процесса воспроизводства [18]. Сегодня Республика Беларусь не может не учитывать факторы глобализации и интеграции, которые всё больше оказывают влияние на жизнь государства.

Конкурентные преимущества Республики Беларусь.

За последние десять лет бурное развитие мировой экономики объективно повлияло на конкурентные позиции Беларуси. Конкурентные преимущества Республики Беларусь условно можно разделить на 2 группы: естественные и созданные. Естественные преимущества за период независимого существования практически не изменились [15]. Беларусь по-прежнему имеет выгодное геостратегическое положение в центре Европы, оставаясь связующим звеном между Западом и Востоком, Севером и Югом. Через нашу страну проходят основные пути торговли в обозначенных направлениях. Беларусь имеет одинаковую близость к двум емким крупнейшим рынкам – Западной Европы и СНГ [16].

Из природных ресурсов Беларусь обладает важным в недалёком будущем сырьём в Европе – питьевой водой. По экспертным оценкам, около 60% Европейских её запасов находится в нашей стране.

Также Беларусь обладает запасами леса. По запасам древесины на душу населения Беларусь втрое превосходит Европейские страны. К 2010г. на корню будет около 20 млн. кубических метров готовой к употреблению древесины. В 2001г. было 2 млн. кубических метров [10].

К иным важным видам сырья можно отнести большие залежи торфа, калийных солей.

Однако самым важным конкурентным потенциалом Республики Беларусь по-прежнему остаётся человеческий капитал. По уровню грамотности взрослого населения Беларусь находится в одном ряду с Канадой, Норвегией, США, Японией, Германией, Францией, в которых он составляет 98 % [7].

Нахождение в центре Европы позволяет выгодно использовать своё географическое положение в экономическом плане.

Созданными экономическими преимуществами страны являются развитая производственная база, транспортная составляющая, современные телекоммуникации [15].

Доля страны в мировом экспорте в 2000г. составила 0,12 %, хотя на мировом рынке Беларусь представлена достаточно широким кругом отраслей.

Экономические выгоды от геостратегического положения страны используются слабо. Это сказывается на низких объёмах транзитных грузоперевозок через Беларусь [4].