Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Особенности конкуренции в современных условиях).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Неоклассическая теория конкуренции и её критика
1.1 Совершенная и несовершенная конкуренция: понятие, признаки, механизм
1.2 Критика неоклассического подхода к конкуренции
1.3 Современная структура рынков
2.Особенности конкуренции в современных условиях
2.1 Влияние НТР на конкуренцию
2.2 Влияние глобализации на конкуренцию
2.3 Роль национальных особенностей в конкурентоспособности страны и фирмы
3.1Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством
В то же время при наличии в Беларуси высокого уровня развития науки, многогранных перспективных технологических разработок, достаточной производственной базы слабо осуществляется внедрение уже имеющихся конкурентных разработок [5].
Однако, к сожалению, многие факторы задействованы не в полной мере и в Беларуси всё ещё остаётся низким уровень конкурентоспособности [7].
Причины низкого уровня конкурентоспособности.
Во-первых, белорусская экономика характеризуется крупной долей государственных предприятий. В развитых странах преобладает частный сектор. Сложность ситуации усугубляется тем, что большинство отечественных предприятий являются убыточными или близки к нулевой рентабельности, а также несут значительную социальную нагрузку [11].
Во-вторых, связанное с собственностью чрезмерное государственное администрирование экономики не способствует планомерному наращиванию финансовой мощи отечественных компаний и не ориентирует их хозяйственную деятельность на получение прибыли.
В-третьих, в Беларуси нарушен базис функционирования рыночной экономики, на основе которого развивается весь мир: «деньги (инвестиции) – наука (технологии) – мотивация (прибыль)». По-прежнему преобладают идеи равного распределения материальных благ [17].
Административное регулирование экономики, нацеленное на поддержание текущей ситуации, привело фактически к полному вымыванию инвестиционных ресурсов из реального сектора. В результате общий объём инвестиций в 2002г. составил лишь 49 % от уровня 1991г. Не способствует процветанию государства и высокое инфляционное давление. За последние 5 лет трёхзначные цифры индекса потребительских цен не имела ни одна европейская страна, кроме Беларуси, где в 1999г. он составил 294 %, а в 2000г. – 168 %. Хотя в 2001 – 2002г. произошло некоторое замедление роста цен, темпы инфляции продолжают оставаться довольно высокими – 61 % в 2001г. и 34 % в 2002г [11].
Износ активной части производственных фондов достиг 80 % и нарастает со скоростью от 1-3 % в начале 90-х годов до 3-5 % в 2002г. Показатель уровня обновления продукции составляет 2,6 %.
Снижение конкурентных позиций Беларуси в мировой торговле является результатом сочетания ухудшения условий торговли с неспособностью расширить производственный потенциал, улучшить качество продукции и перейти к производству необходимой мировому рынку продукции. Следует сосредоточить внимание не на либерализации торговли, а на стратегии, способствующей росту, в том числе поощрению экспорта наукоёмкой продукции [18].
Также в республике по сравнению с другими государствами слабо развит сектор услуг, а также туризм.
Пути повышения конкурентоспособности.
В современной теории и истории международной конкуренции можно выделить 2 пути повышения конкурентоспособности. Первый заключается в создании государством такой конкурентной среды на национальном рынке, которая выявляет победителей во внутренней борьбе путём «отсева» слабых и неконкурентоспособных предприятий и отраслей [4].
Второй путь заключается в целенаправленном развитии избранных экономических сфер, отраслей, производств и создании для них максимально благоприятных местных условий, которые становятся основой их конкурентных преимуществ на мировом рынке [9].
Беларусь может стать конкурентоспособной на мировом рынке только тогда, когда процессы глобализации и глобальных трансформаций станут учитываться во внутренней жизни страны. Поддержанию конкурентоспособности со стороны государства будет способствовать доведение экспорта до объёмов, составляющих, по крайней мере, 2-2,5 % от суммы годового экспорта товаров [3].
Большое значение для повышения конкурентоспособности белорусских предприятий на мировом рынке имеет механизм взимания налогов, а также политика в области ценообразования. Переход на денежную политику, направленную на накопление денежных средств, позволит снизить темпы инфляции [12].
Таким образом, объективная реальность свидетельствует, что экономика страны на современном этапе довольно слабая, а источники её оздоровления не используются в полной мере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная теория конкуренции очень сложна и противоречива. Теория конкурентных преимуществ исключительно оптимистична, предполагая наличие возможностей для процветания всех фирм и стран, хотя воспользоваться ими удаётся не всем. Обеспечение долговременного успеха в конкурентной борьбе находится во власти самих фирм. Теория конкурентных преимуществ выдвигает на первый план различия между странами и национальными характерами. Однако устранение протекционизма и других препятствий для свободной и открытой международной конкуренции не сглаживает черты национального характера, а способствует более выпуклому, объёмному их проявлению. В процессе глобализации значимость отдельных стран не снижается, а возрастает [15].
По итогу первой главы видно что, совершенная конкуренция представляется многим исследователям неким идеалом, своеобразным эталоном рынка к которому нужно стремиться, однако известно, что, как и монополии, этой рыночной структуре присущи свои недостатки. В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.
Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Исходя из второй главы, можно сделать вывод о том, что, рынок совершенной конкуренции не стимулирует производителей к улучшению производимой продукции, так как продукция на этом рынке недифференцированная. Помимо этого, рынок совершенной конкуренции не способствует решению ряда важных проблем, порождая проблемы внешних эффектов и ухудшая экологию окружающей среды.
Низкий прирост населения и рабочей силы во всех передовых странах порождает необходимость достижения новых уровней квалификации и экономического вклада отдельных личностей [13]. Новые революционные технологии создают предпосылки для начала эры обновления и совершенствования производительности практически во всех отраслях, возможно, беспрецедентной в истории производства.
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Агапова И. И. История экономической мысли / И.И. Агапова. - М.: ЭКМОС, 2007. – 248 с.
- Архипов А. М. Формирование и развитие теории конкуренции в истории экономической мысли / А. М. Архипов. – М.:ЭКСМОС, 2008. – 26 с.
- Волкова И. В. Основы конкурентоспособности национальной экономики в условиях глобализации. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование / И.В. Волкова. М. -2003. - 43-50с.
- Гасанов Р.М. Промышленный шпионаж на службе монополий / Р.М. Гасанов. - М.: Международные отношения, 2008. – 50с.
- Дмитракович Ф. А. Международная конкурентоспособность экономики Беларуси / Ф.А. Дмитракович. - М.: Международные отношения, 2003. - №5. - 9-16с.
- Ефимов О.Н. Экономика предприятия / О. Н. Ефимов. - Саратов: Вузовское образование, 2014. - 732 с.
- Зайдель Х.П. , Теммен Р.О. Основы учения об экономике / Х.П. Зайдель, Р.О. Теммен. - М.: Дело ЛТД, 2004. – 86с.
- Львов Ю.А Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов. - СП.: Формика, 2012. – 78с.
- Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика/ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М.: ИНФРА, 2011, - 69-156с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс; изд. 2-е. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. Т. 25, ч. 1. - 264 с.
- Маршалл А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. - М.: Прогресс, 2003. - 594 с.
- Океанова З. К. Экономическая теория (система экономических отношений, сориентированная на эффективное хозяйствование при ограниченных ресурсах и безграничных потребностях) / З.К. Океанова. - М.: 2001, - 480с.
- Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. URL: http://www.fedstat.ru ( Дата обращения: 10.05.2017).
- Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. Пер. с англ. / под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. - М. 2006. – 200с.
- Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики / Г.И.Рузавин. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 135с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. - М.: Соцэкгиз, 2002. – 333 с.
- Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости / Э. Чемберлин; пер. с англ. / под. ред. Ю. Я. Ольсевича. - М.: Экономик, 2006. - 351 с.
- Шумпетер Й. А. Капитализм, социализм и демократия / Й. А. Шумпетер; пер. с англ. / предисл. и общ. ред. В. С. Автономова. - М.: Экономика, 2005. - 539 с.
- Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю.Юданов. – М.: АКАЛИС, 2006, - 272с.
- Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учебное пособие / Р. Г. Янбарисов. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2009, – 624 с.