Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1. Сущность подготовки детей к школе
1.2 Компоненты подготовки детей к школе
1.3 Методики подготовки детей к школе
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1. Внутренняя позиция школьника
Родители должны понять, что подготовка к школе — это не только умение читать и писать, но и умение оказывать помощь своим детям в формировании психологической готовности, в развитии самостоятельности, мышления, внимания и памяти. Если подготовка к школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны "прямоугольника", и будет направлена на быстрый адаптационный период первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира.
Программа подготовки детей к школе должна включать в себя не только педагогическую, но и психологическую, физическую и речевую подготовку к школе. Для того чтобы охватить все аспекты подготовки к школе необходимо придерживаться определенной методики.
1.3 Методики подготовки детей к школе
Выбор методики подготовки к школе – это одна из ведущих задач дошкольного образования. Она может быть реализована как в рамках образовательной программы ДОУ, в специализированных коммерческих и некоммерческих организациях, занимающихся развитием и подготовкой дошкольников, при помощи услуг репетитора или же в домашних условиях силами самих родителей.
Методика – это совокупность принципов, методов и технологий, объединённых общей логикой и имеющих определённые теоретические предпосылки[19].
Существует множество программ подготовки к школе, одни делают упор лишь на образовательных моментах, другие существуют с упором на психологические аспекты, но есть также и комбинированные, целью которых является и отработка вопросов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в целом[20].
Большинство педагогов согласны с тем, что дошкольное образование – это фундамент всей учебной деятельности человека. На сегодняшний день существует много различных программ и методик для дошкольного образования. Государственные стандарты диктуют критерии для поступления ребенка в первый класс. Программа подготовки к школе дошкольника должна быть универсальной, охватывать все сферы знаний. Рассмотрим узконаправленные методики подготовки к школе, направленные на развитие математических знаний, чтение, подготовки руки к письму и несколько популярных комплексных методик.
Среди методик, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.[21]
Пособие Волковой С.И. «Математические ступеньки» не только поможет детям научиться считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры, но и даст возможность развивать внимание, восприятие и воображение, память и мышление, научит проводить сравнение, делать простые обобщения, логически рассуждать[22].
Кроме математических знаний ребенку требуются знания в области чтения. На сегодняшний день существует много методов раннего обучения чтению. Однако все они опираются на два принципа: обучение чтению по слогам (фонологическое, складовое чтение) или же запоминание и чтение целых слов. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки в школе, дети, которые умеют читать, легче и быстрее усваивают школьную программу, а также значительно проще переносят адаптационный период, быстрее приспосабливаются к новым условиям. Пользуются большим успехом учебные пособия Жуковой Н.С. С одной стороны, методика Н.С.Жуковой основана на традиционном подходе: в своей практической работе автор сохраняет и продолжает традиции таких известных советских педагогов – логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова. Но при этом, одновременно используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, что также в дальнейшем является единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму. Существует ряд методик направленных именно на подготовку руки к письму и формирование правильной графической моторики у детей. Такие авторы как Гризик Т.И., Потапова Е.Н., Горецкий В.Г., Федосова Н.А. рассматривают эту задачу с трех направлений:
- Сформировать правильный захват орудия письма.
- Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
- Развивать мелкую моторику руки.
По мнению Потаповой Е.Н. существует ряд этапов подготовки руки к письму:
- Развитие мускульной памяти.
- Развитие тактильной памяти.
- Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв[23].
В пункте 1.2 нами были рассмотрены основные компоненты подготовке детей к школе. Это - психологическая, физическая, педагогическая и речевая подготовка. Методики подготовки детей к школе обязательно должны учитывать тот факт, что ребенка необходимо готовить сразу по всем компонентам.
Подбирать методику подготовки к школьному обучению должны не только педагоги, но и родители, так как они намного лучше ориентируются в личностных качествах своего ребенка. Подготовка детей должна осуществляться сразу с нескольких направлений:
Методика должна обязательно учитывать общий уровень умственного развития личности. Дело в том, что для успешного процесса обучения данный уровень должен быть достаточно высок, а если это не так, то выбранная методика должна помочь создать необходимые условия для его роста. Интеллект, концентрация внимания и навык запоминания являются важнейшими составляющими уровня развития.
Но, методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений, не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития. Любая методика должна быть комплексной, предполагать общее развитие ребенка.
Также не стоит забывать и о психологической готовности ребёнка к школе, которая реализуется не путём заучивания чего-либо, а через социализацию ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
В приложении 2 представлены в настоящее время самые современные и известные методики подготовки детей к школе.
Одна из методик подготовки детей к школе - это методика подготовки к школе Домана. Американский врач-нейрофизиолог Г. Доман долгое время занимался изучением интеллектуальных и физиологических возможностей детей. В итоге он пришел к выводу: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развивать, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
Основные принципы:
- ранее развитие – ключ к гениальности;
- мозг растет, если его стимулировать, рост заканчивается к шести годам;
- маленькие дети легко усваивают большое количество информации;
- самый лучший учитель – родители[24].
Методика заключается в том, что ребенку показывают карточки со словами и изображениями. Методика охватывает математику, чтение и кругозор.
Плюсы методики подготовки к школе Домана:
- ребенок усваивает большой объем информации;
- к полутора годам ребенок умеет считать и читать.
Минусы методики подготовки к школе Домана:
- не развиваются творческие и исследовательские способности;
- обилие информации может истощить нервную систему;
- во время обучения ребенок пассивен и работает только его зрительная система;
- необходимо постоянно обновлять наборы карточек[25].
Е.В. Колесникова, опираясь на собственный педагогический опыт, создала свою методику раннего развития детей – непринужденная подготовка к школе. Методика представляет собой уникальное пособие и занятия, которые помогают подготовить детей к школьному учебному процессу. Во время всего процесса обучения Колесникова учитывала возрастные особенности каждого ребёнка, использовала учебные материалы по принципу от самого простого к самому сложному, а так же с выполнением разных заданий по наглядным пособиям. [22]
Основные принципы:
- все обучение грамоте проходит в игровой форме и детям такое обучение очень нравится;
- обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе — развитие связанной речи;
- поэтапное практическое обучение звуко-буквенному, звуковому анализу, чтению и восприятию информации на слух.
Плюсы методики подготовки детей к школе Колесниковой:
- используется различный словесный и иллюстративный материал: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки;
- методика включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения;
- курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звукобуквенному анализу, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму.
Минус методики подготовки детей к школе Колесниковой в том, что не учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Еще в советские времена, супруги Никитины – разработали полноценную методику подготовки к школе, которая остается широко используемой и в настоящее время, она позволяет добиться разностороннего развития ребенка и обеспечить его готовность к дальнейшему обучению.
Основные принципы:
- акцент на самостоятельности и свободе творчества детей;
- занятия спортом и закаливание — неотъемлемая часть жизни;
- родители — не руководители, а старшие товарищи;
- главная функция родителей — не ставить перед ребенком задачи, а помочь удовлетворить интересы ребенка.
Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:
- методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие;
- по методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно;
- уделяется большое внимание и физическому и умственному развитию.
Минусы методики подготовки к школе Никитиных:
- не все дети хотят самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия;
- основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям;
- такие активные занятия спортом могут не подойти, особенно это касается детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем. Закаливание ребенка проводится жесткими методами[26].
Методика Зайцева включает в себя оригинальный подход к обучению письму, чтению, русскому и английскому, а также правописанию. Она широко применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, и может быть реализована в домашних условиях.
Основные принципы:
- обучение основано на потребности любого ребенка в игре, в легком и доступном способе подачи материала;
- свободная обстановка, дети должны двигаться, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске.
Плюсы методики подготовки к школе Зайцева:
- игровая форма легко дается ребенку;
- пособия и материалы, необходимые для занятий по методике, представлены большим разнообразием и широкодоступны
- система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется;
- методика учит навыкам грамотного письма.
Минусы методики подготовки к школе Зайцева:
- методика лучше реализуется в условиях групповой работы, чем при индивидуальных занятиях дома;
- если вы начали придерживаться методики Зайцева только при обучении чтению, например, то следует использовать её же и для всех остальных аспектов обучения;
- ребенок сталкивается с проблемами в школе: он привык составлять слова из слогов, а его будут учить разделять слово на буквы и звуки[27].
Одна из наиболее популярных на сегодняшний день методик комплексного раннего развития и подготовки к школе – методика Монтессори. Данная методика разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Общие принципы методики подготовки к школе Монтессори:
- методика очень лояльна к детям, часто ее называют методикой саморазвития и самовоспитания;
- очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики и ощущений ребёнка (тактильных, вкусовых, обонятельных, а не только зрительных и слуховых).