Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Родители должны понять, что подготовка к школе — это не только умение читать и писать, но и умение оказывать помощь своим детям в формировании психологической готовности, в развитии самостоятельности, мышления, внимания и памяти. Если подготовка к школе будет проходить комплексно, охватывая все стороны "прямоугольника", и будет направлена на быстрый адаптационный период первоклассника в школе, то возникновение трудностей в обучении будет гораздо меньше. Все это достигается путем регулярных занятий в играх, труде, в познании окружающего мира.

Программа подготовки детей к школе должна включать в себя не только педагогическую, но и психологическую, физическую и речевую подготовку к школе. Для того чтобы охватить все аспекты подготовки к школе необходимо придерживаться определенной методики.

1.3 Методики подготовки детей к школе

Выбор методики подготовки к школе – это одна из ведущих задач дошкольного образования. Она может быть реализована как в рамках образовательной программы ДОУ, в специализированных коммерческих и некоммерческих организациях, занимающихся развитием и подготовкой дошкольников, при помощи услуг репетитора или же в домашних условиях силами самих родителей.

Методика – это совокупность принципов, методов и технологий, объединённых общей логикой и имеющих определённые теоретические предпосылки[19].

Существует множество программ подготовки к школе, одни делают упор лишь на образовательных моментах, другие существуют с упором на психологические аспекты, но есть также и комбинированные, целью которых является и отработка вопросов, связанных с развитием интеллектуальных способностей и формирование личности ребенка в целом[20].

Большинство педагогов согласны с тем, что дошкольное образование – это фундамент всей учебной деятельности человека. На сегодняшний день существует много различных программ и методик для дошкольного образования. Государственные стандарты диктуют критерии для поступления ребенка в первый класс. Программа подготовки к школе дошкольника должна быть универсальной, охватывать все сферы знаний. Рассмотрим узконаправленные методики подготовки к школе, направленные на развитие математических знаний, чтение, подготовки руки к письму и несколько популярных комплексных методик.


Среди методик, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.[21]

Пособие Волковой С.И. «Математические ступеньки» не только поможет детям научиться считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры, но и даст возможность развивать внимание, восприятие и воображение, память и мышление, научит проводить сравнение, делать простые обобщения, логически рассуждать[22].

Кроме математических знаний ребенку требуются знания в области чтения. На сегодняшний день существует много методов раннего обучения чтению. Однако все они опираются на два принципа: обучение чтению по слогам (фонологическое, складовое чтение) или же запоминание и чтение целых слов. Обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки в школе, дети, которые умеют читать, легче и быстрее усваивают школьную программу, а также значительно проще переносят адаптационный период, быстрее приспосабливаются к новым условиям. Пользуются большим успехом учебные пособия Жуковой Н.С. С одной стороны, методика Н.С.Жуковой основана на традиционном подходе: в своей практической работе автор сохраняет и продолжает традиции таких известных советских педагогов – логопедов-практиков, как Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитова. Но при этом, одновременно используется оригинальный способ обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента. То есть, в качестве единицы чтения используется не отдельно взятая буква, а слог, что также в дальнейшем является единицей письма. Данная методика позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму. Существует ряд методик направленных именно на подготовку руки к письму и формирование правильной графической моторики у детей. Такие авторы как Гризик Т.И., Потапова Е.Н., Горецкий В.Г., Федосова Н.А. рассматривают эту задачу с трех направлений:

  • Сформировать правильный захват орудия письма.
  • Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки.
  • Развивать мелкую моторику руки.

По мнению Потаповой Е.Н. существует ряд этапов подготовки руки к письму:

  • Развитие мускульной памяти.
  • Развитие тактильной памяти.
  • Закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв[23].

В пункте 1.2 нами были рассмотрены основные компоненты подготовке детей к школе. Это - психологическая, физическая, педагогическая и речевая подготовка. Методики подготовки детей к школе обязательно должны учитывать тот факт, что ребенка необходимо готовить сразу по всем компонентам.

Подбирать методику подготовки к школьному обучению должны не только педагоги, но и родители, так как они намного лучше ориентируются в личностных качествах своего ребенка. Подготовка детей должна осуществляться сразу с нескольких направлений:

Методика должна обязательно учитывать общий уровень умственного развития личности. Дело в том, что для успешного процесса обучения данный уровень должен быть достаточно высок, а если это не так, то выбранная методика должна помочь создать необходимые условия для его роста. Интеллект, концентрация внимания и навык запоминания являются важнейшими составляющими уровня развития.

Но, методики подготовки к школе должны содержать в себе не только упражнения для развития конкретных навыков и умений, не только «сухие» знания, но и методы общего, всестороннего развития. Любая методика должна быть комплексной, предполагать общее развитие ребенка.

Также не стоит забывать и о психологической готовности ребёнка к школе, которая реализуется не путём заучивания чего-либо, а через социализацию ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

В приложении 2 представлены в настоящее время самые современные и известные методики подготовки детей к школе.

Одна из методик подготовки детей к школе - это методика подготовки к школе Домана. Американский врач-нейрофизиолог Г. Доман долгое время занимался изучением интеллектуальных и физиологических возможностей детей. В итоге он пришел к выводу: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развивать, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

Основные принципы:

  • ранее развитие – ключ к гениальности;
  • мозг растет, если его стимулировать, рост заканчивается к шести годам;
  • маленькие дети легко усваивают большое количество информации;
  • самый лучший учитель – родители[24].

Методика заключается в том, что ребенку показывают карточки со словами и изображениями. Методика охватывает математику, чтение и кругозор.


Плюсы методики подготовки к школе Домана:

  • ребенок усваивает большой объем информации;
  • к полутора годам ребенок умеет считать и читать.

Минусы методики подготовки к школе Домана:

  • не развиваются творческие и исследовательские способности;
  • обилие информации может истощить нервную систему;
  • во время обучения ребенок пассивен и работает только его зрительная система;
  • необходимо постоянно обновлять наборы карточек[25].

Е.В. Колесникова, опираясь на собственный педагогический опыт, создала свою методику раннего развития детей – непринужденная подготовка к школе. Методика представляет собой уникальное пособие и занятия, которые помогают подготовить детей к школьному учебному процессу. Во время всего процесса обучения Колесникова учитывала возрастные особенности каждого ребёнка, использовала учебные материалы по принципу от самого простого к самому сложному, а так же с выполнением разных заданий по наглядным пособиям. [22]

Основные принципы:

  • все обучение грамоте проходит в игровой форме и детям такое обучение очень нравится;
  • обучение грамоте является обязательным элементом комплексного подхода к речевому развитию детей дошкольного возраста, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи и на их основе — развитие связанной речи;
  • поэтапное практическое обучение звуко-буквенному, звуковому анализу, чтению и восприятию информации на слух.

Плюсы методики подготовки детей к школе Колесниковой:

  • используется различный словесный и иллюстративный материал: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки;
  • методика включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения;
  • курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звукобуквенному анализу, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму.

Минус методики подготовки детей к школе Колесниковой в том, что не учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Еще в советские времена, супруги Никитины – разработали полноценную методику подготовки к школе, которая остается широко используемой и в настоящее время, она позволяет добиться разностороннего развития ребенка и обеспечить его готовность к дальнейшему обучению.

Основные принципы:

  • акцент на самостоятельности и свободе творчества детей;
  • занятия спортом и закаливание — неотъемлемая часть жизни;
  • родители — не руководители, а старшие товарищи;
  • главная функция родителей — не ставить перед ребенком задачи, а помочь удовлетворить интересы ребенка.

Плюсы методики подготовки к школе Никитиных:

  • методика свободная, с большим упором на творчество и физическое развитие;
  • по методике Никитиных много информации, книг, много прекрасных развивающих интеллектуальных игр и пособий, найти и применять которые не сложно;
  • уделяется большое внимание и физическому и умственному развитию.

Минусы методики подготовки к школе Никитиных:

  • не все дети хотят самостоятельно заниматься, даже если для этого созданы все необходимые условия;
  • основополагающей задачей родителей в этом случае становится обеспечение стойкого интереса ребёнка к проводимым занятиям;
  • такие активные занятия спортом могут не подойти, особенно это касается детей с флегматичным темпераментом или со слабым здоровьем. Закаливание ребенка проводится жесткими методами[26].

Методика Зайцева включает в себя оригинальный подход к обучению письму, чтению, русскому и английскому, а также правописанию. Она широко применяется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, и может быть реализована в домашних условиях.

Основные принципы:

  • обучение основано на потребности любого ребенка в игре, в легком и доступном способе подачи материала;
  • свободная обстановка, дети должны двигаться, переходить от таблиц к кубикам, от кубиков к доске.

Плюсы методики подготовки к школе Зайцева:

  • игровая форма легко дается ребенку;
  • пособия и материалы, необходимые для занятий по методике, представлены большим разнообразием и широкодоступны
  • система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется;
  • методика учит навыкам грамотного письма.

Минусы методики подготовки к школе Зайцева:

  • методика лучше реализуется в условиях групповой работы, чем при индивидуальных занятиях дома;
  • если вы начали придерживаться методики Зайцева только при обучении чтению, например, то следует использовать её же и для всех остальных аспектов обучения;
  • ребенок сталкивается с проблемами в школе: он привык составлять слова из слогов, а его будут учить разделять слово на буквы и звуки[27].

Одна из наиболее популярных на сегодняшний день методик комплексного раннего развития и подготовки к школе – методика Монтессори. Данная методика разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори. Общие принципы методики подготовки к школе Монтессори:

  • методика очень лояльна к детям, часто ее называют методикой саморазвития и самовоспитания;
  • очень много внимания уделяется развитию мелкой моторики и ощущений ребёнка (тактильных, вкусовых, обонятельных, а не только зрительных и слуховых).