Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конечно, важно, чтобы ребенок обладал большим объемом знаний, но это не главное для подготовки к поступлению в школу, ребенку необходимо также:

– обладать и коммуникативными и социальными навыками – то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;

– не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;

– уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии – или, напротив, излишней боязливости и робости;

– осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;

– уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина и понимать ее необходимость;

– иметь положительную мотивацию, желание учиться;

– уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия;

– иметь позитивное отношение к самому себе[8].

Необходимо начинать заниматься с детьми, следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Подготовка ребёнка к школе – очень важный этап в его жизни и развитии. Ребёнку предстоит в корне поменять свой привычный образ жизни. И очень важно правильно его к этому подготовить. Здесь имеется в виду не только интеллектуальная подготовка – умение читать, писать, излагать свои мысли, и т.д., но и умение общаться, договариваться, уступать, слушать учителя и выполнять определённые правила[9].

Подготовка детей к школе осуществляется сразу по нескольким направлениям.

1.2 Компоненты подготовки детей к школе

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться» — считал детский психолог Л. А. Венгер[10].

Подготовка к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Этот подход обоснован взглядом на проблему со стороны периодизации психического развития ребенка и смены ведущих видов деятельности. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности.


Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников[11].

Психологическая подготовка, подразумевает три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный, которые включают в себя аналитическое мышление, умение концентрировать внимание, умение регулировать свое поведение, возможность выполнять задания, которое выполнять порой не хочется, достаточно длительное время, а также, потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться.

Психологическая подготовка к обучению в школе включает в себя интеллектуальную, мотивационную, коммуникативную и волевую готовность, см. приложение А. Рассмотрим каждый аспект подробно.

  1. Интеллектуальная подготовка — это развитие внимания, памяти, мышления, умение анализировать и обобщать. Иными словами, ребенок должен уметь не только ориентироваться во времени и пространстве, но и иметь запас бытовых знаний об окружающем мире.

Интеллектуальная подготовка ребенка к школе. Умственное развитие в психологических исследованиях характеризуется с разных сторон, и выделяются разные его критерии. Исследования, проведенные отечественными психологами (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков), позволили установить, что в основе умственного развития детей дошкольного возраста лежит усвоение ими различных видов познавательных ориентировочных действий, причем главная роль отводится персептивным и мыслительным операциям. Л.С.Выготский один из первых высказал мысль о том, что интеллектуальная готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития мыслительных процессов, то есть в качественных особенностях детского мышления. По мнению ученого, быть готовым к школе, значит, обладать умением обобщать и дифференцировать (в соответствии с возрастом) предметы и явления окружающего мира.

Интеллектуальная подготовка к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность[12].

Многие считают, что именно интеллектуальная подготовка является главной составляющей психологической подготовки к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Это убеждение и является причиной многих ошибок при подготовке детей к школе.


На самом деле интеллектуальная подготовка не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний или умений (например, чтения), хотя, конечно, определенные навыки у ребенка должны быть. Важным аспектом интеллектуального развития является развитие пространственных представлений и образного мышления. Этот показатель лежит в основе освоения детьми начертания букв, правил сложения и вычитания, а также многих других аспектов учебного содержания занятий в первом классе.

  1. Мотивационная подготовка — это подготовка к учебной деятельности и наличие мотивации. Этот вид подготовки подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Очень важно, чтобы школа была привлекательна для ребенка своей главной деятельностью — учебой. В формировании у дошкольников мотивации к учебе важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, в том числе социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в период раннего детства[13].

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того какими мотивами она побуждается. В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на знание мотивационной сферы в формировании личности ребенка. Были выделены две группы мотивов учения:

  1. Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, как определил Л.И. Божович: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
  2. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» - по определению Л.И. Божовича[14].

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то цели, а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

  1. Волевая подготовка — это умение ребенка следовать правилам, вопреки своим желаниям. Волевая подготовка — это умение ставить перед собой цель и принимать решения, выполнять определенные команды, следовать алгоритму выполнения действий, уметь оценить свои действия и действия других. Значима и высокая работоспособность. Развитию волевой подготовки помогут занятия творческого цикла — рисование, конструирование, лепка.

Серьезного внимания требует формирование и волевой подготовки будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью, вниманием, мышлением, памятью[15].

К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.

Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации.

Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться, руководствуясь этими мотивами, от того, что непосредственно привлекает.

  1. Коммуникативная подготовка — это умение ребёнка общаться с коллективом, дружить и жить в коллективе, умение общаться с учителем и взрослыми людьми, соблюдать определенные нормы поведения. Подготовка ребенка остаться без родителей с учителем и классом.

Развитию коммуникативной подготовки способствуют регулярные занятия, как занятия по раннему развитию, так и по подготовке к школе, посещения праздничных мероприятий, конкурсов, выступления на концертах, посещение театральной студии, занятие музыкой и танцами.

Ребенок должен быть подготовлен и эмоционально, уметь преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к том, что ребенок замыкается в себе. Способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других, чувствовать себя членом группы, понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом, готовность следовать этим правилам.

Ребенок предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома, положительно относится к дисциплине, предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметки) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). Он признает авторитет учителя – степень готовности[16].


Следовательно, к концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы элементы произвольной памяти и умение наблюдать, умение произвольно воображать и управлять собственной речевой деятельностью. Школьное обучение носит предметный характер. Поэтому к семи годам ребенок должен уметь различать разные аспекты действительности, видеть в предмете стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки. Это различение возможно в том случае, если у ребенка развито умение дифференцированно воспринимать объекты действительности, не только видеть их внешние признаки, но и понимать внутреннюю сущность; устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы, обобщать, анализировать и сравнивать[17].

Как важна психологическая подготовка к школе, так важна и физическая. Физическая подготовка — это и развитие мелкой моторики рук (умение завязать шнурки, застегнуть пуговицы, уверенно и правильно держать столовые приборы), а также общая физическая выносливость. Подготовка к школе должна включать в себя развитие физических возможностей ребенка, укрепление и закаливание его организма. Помогут в развитии физической подготовки регулярные занятия ритмикой, танцами, занятия в спортивных секциях.

Одной из задач педагогической подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними.

  1. Речевые знания и умения:
  • знание букв, умение читать;
  • звуковой анализ слова;
  • построение фразы;
  • словарный запас;
  • фонематический слух;
  • звукопроизношение.
  1. Математические знания и представления:
  • счет в пределах десяти (прямой, обратный);
  • состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»;
  • представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
  • пространственные представления (вверх-вниз, право-лево).
  1. Навыки учебной работы:
  • посадка за столом (партой);
  • способ удерживания пишущего предмета;
  • ориентация на странице в тетради, книге;
  • умение слушать и выполнять задание педагога;
  • знание и выполнение правил поведения на уроке[18].

Подготовка к школе — это длительная комплексная подготовка ребенка вместе с педагогами и родителями, которая покажет результат, только при регулярных и систематических занятиях не только за три месяца до школы и даже не за год, а намного раньше.