Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности, принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого и так далее

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе - итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность необходимых качеств личности. В связи с этим ученые выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Последняя, требует наличия известного уровня развития социальных мотивов поведения и нравственно - волевых качеств личности.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению проявляется в сформированности основных психических сфер ребенка: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом обеспечивают успешное овладение учебным материалом

Развитие социально - психологической готовности к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов[33].

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.


Одним из важнейших достижений этого возрастного периода является осознание своего социального «Я», формирование «внутренней социальной позиции». Он впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для себя самого, но и для других людей деятельность. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступными осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений

В дошкольном возрасте ребенок общается как с семьей, так и с другими взрослыми и сверстниками. Семья - это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок и складывается будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому необходимо обратить внимание как влияния семьи формирует готовность ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье[34].

Взрослые остаются постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

Отношения детей со сверстниками так же оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми, начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого»,  как отличной от своей собственной, а так же снижается детский эгоцентризм.


В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала». Для того чтобы научиться правильно, оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.

Подражая взрослым, дети переносят различные формы, способы общения в свои детские коллективы. Огромное влияние на особенности межличностных отношений детей, оказывает характер общения взрослого с дошкольником.

Там, где преобладают демократические тенденции (мягкие воздействующие обращения доминируют над жесткими; положительные оценки - над отрицательными), имеет место высокий уровень коммуникативных умений и высокий уровень доброжелательности, созданы оптимальные условия для формирования положительных взаимоотношений между детьми, там царствует благоприятный эмоциональный микроклимат. И наоборот, авторитарные тенденции педагога (жесткие формы обращения, негативные оценочные обращения) вызывают конфликтность в детских отношениях, создавая тем самым неблагоприятные условия для нравственного воспитания и формирования гуманных взаимоотношений[35].

Рассмотрев важные составляющие коммуникативной готовности к обучению в школе, мы можем сделать вывод, что она является важным компонентом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье.

Ее содержание определяется системой требований, которые школы предъявляет ребенку. Это требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Готовность к школе детей является результатом всей образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста[36].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования готовности детей к обучению в школе показали, что она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.


Личностная готовность включает мотивационную и коммуникативную готовность, сформированности Я – концепции и самооценки, эмоциональную зрелость ребенка.  Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно– познавательную мотивацию.

Внутренняя позиция школьника является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. 

Важным показателем сформированности  внутренней позиции школьника  является  развитие мотивов учения, поэтому главная цель в работе дошкольных центров различного профиля – это, прежде всего,  формирование мотивации к познанию и творчеству. 

В условиях развивающего обучения детям не достаточно общаться только  с взрослыми. Для полноценного познавательного развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. 

Навыки сотрудничества  - это доведённые до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда необходимо найти наиболее эффективное применение своему личностному потенциалу в коллективном деле. Формирование навыков сотрудничества процесс сложный.

Условия занятий, сочетающие включенность сверстников в  совместное обсуждение идей их  реализацию, оценку конечного продукта, способствует активизации творческого потенциала каждого дошкольника, его дальнейшему продвижению в овладение творческой деятельностью. Одновременно происходит сдвиг в плане преодоления эгоцентрической позиции детей.     Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.


Коммуникативная готовность включает сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.
  3. Буре Р. С. Готовим детей к школе / Р. С. Буре. М.: Просвещение, 2010. - с. 96
  4. Волобуева О.Л. Современные аспекты подготовки детей к школьному обучению. // Подготовка детей к школе. (Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru - http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/04/13/sovremennye-aspekty-podgotovki-detey-k-shkolnomu).
  5. Гейци Э.Д. Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2 – С. 0-0 URL: www.science-education.ru (дата обращения: 17.05.2015).
  6. Гребников И.В., Ковинько Л.В., Семейное воспитание: Краткий словарь - М.: Просвещение, 2011. - 319с.
  7. Гризик Т.И., Карабанова О.А., Соловьева Е.В., С.Г. Якобсон. // Как подготовить ребенка к школе: метод. пособие для воспитателей./отв.ред. Т.А. Гризик - М.: Просвещение, 2011 – 127с.
  8. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Учите детей мастерить - М.: Просвещение, 2009. - с. 159.
  9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и допол. – Спб.:Питер, 2011. -208с.
  10. Даниленко М. Подготовка руки к письму. // Подготовка к школе. 2012г. (http://www.deti-club.ru - http://www.deti-club.ru/podgotovka-ruki-k-pismu)
  11. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. - М.: Просвещение, 2010. – 126с.
  12. Загвоздскин В.К. Готовность к школе и эмоциональный интеллект: Практические советы для педагогов, психологов и родителей, - М.: Чистые пруды, 2008. – 32стр.
  13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416с.
  14. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М.: 2010 г. – 126с.
  15. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т. С. Комарова, М.: Просвещение, 2009. – 176с.
  16. Кротова С. Методики раннего развития детей: Монтессори, Доман, Лупан, Зайцев. // «Материнство» 2013г. (http://www.муж.рф - http://www.муж.рф/motherhood/articles/metodiki_rannego_razvitiya_detey_montessori_doman_/ )
  17. Кувашова Н.Г., Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе (психологические тесты, основные требования, упражнения) – Волгоград: Учитель, 2013 – 41с.
  18. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программ.-метод. пособие – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 143с.
  19. Локалова Н.П. Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию дошкольников. Рабочая тетрадь и методическое пособие. Издательство: Генезис, 2014 г. – 214 с.
  20. Макарова А. Методики подготовки к школе: общие сведения и рекомендации. // (http://www.deti-club.ru - http://www.deti-club.ru/metodiki-podgotovki-k-shkole-obzor-i-sravnenie)
  21. Методика Колесниковой – непринужденная подготовка к школе. // статья (http://puzkarapuz.ru - http://puzkarapuz.ru/content/388)
  22. Мелехова Л.В. Речь дошкольника и ее исправления. - М.: Просвещение, 2010. – 213 с.
  23. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Просвещение, 2011 . – 96 с.
  24. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. М.: Педагогика, 2010. – 320с.
  25. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2012. – 93с.
  26. Петрова Елена Викторовна, Психологическая готовность ребенка к школе.// (http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac1006.html)
  27. Подготовка ребенка к школе. Статья «Подготовка. Как подготовить ребенка к школе» // (http://kid-info.ru- http://kid-info.ru/rebyonok-i-detskij-sad/podgotovka-k-shkole-kak-podgotovit-rebyonka-k-shkole.html)
  28. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы. – М.: Айрис-пресс, 2010.-176с.
  29. Принципы и правила обучения. // PSV (http://psyvision.ru - http://psyvision.ru/help/pedagogika/45-teory2/603-printsipy-i-pravila-obucheniya)
  30. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
  31. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: Просвещение, 2012. - С.36-40.
  32. Федиенко В.В. "Готовы ли мы к школе? Большая книга тестов" Издательство: Школа, 2013 г. – 169 с.
  33. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. - М.: Дашков и К, 2013. - 292 c.