Файл: Особенности определения доходов и расходов для целей налогообложения прибыли банков (Анализ доходов и расходов на примере банка АО «Россельхозбанк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень операций с драгоценными металлами в рассмотренной норме указан не исчерпывающим образом. Это дает основание некоторым авторам полагать, что банк вправе учитывать (при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций) и любые другие расходы, лишь бы они были вызваны и непосредственно связаны с операциями с драгоценными металлами.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами на территории РФ дополнительно разъяснен соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994.

При этом данное Положение не применяется к сделкам:

  • с платиной и металлами платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений, осмий), за исключением платины и металлов платиновой группы, содержащихся в монете;
  • минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы (в связи с утверждением отдельного Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа).
  • 7. Расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам.

Под расходами по переводу пенсий и пособий в данном случае понимаются переводы указанных средств как от государственных, так и от частных плательщиков как в пределах России, так и в зарубежные страны:

  • по почте;
  • через другие банки.

Отправителями и получателями указанных средств могут быть в том числе лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации.

Под предусмотренное пп. 7 п. 1 ст. 291 НК РФ основание подпадают в том числе расходы по переводу денежных средств в оплату коммунальных услуг потребителями. Возможность перечисления этих средств без открытия счетов физическим лицам предусмотрена пп. "а" п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

8. Расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств).

В соответствии со ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

На основании п. 1 ст. 877, а также параграфа 5 гл. 46 и гл. 7 ГК РФ дорожные чеки (в том числе дорожные чеки, выраженные в иностранной валюте) признаются ценными бумагами. Они являются документами, удостоверяющими с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при их предъявлении. Соответственно, на изготовление и внедрение дорожных чеков распространяются общие правила об аналогичных операциях с ценными бумагами.


На основании Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт <37> (далее - Положение об эмиссии), кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт. Настоящее Положение не устанавливает требования к характеристикам банковской карты (карта с магнитной полосой, карта с микропроцессором, скретч-карта, карта в электронном виде и др.).

Кредитная организация (за исключением расчетной небанковской кредитной организации) осуществляет эмиссию расчетных (дебетовых) карт и кредитных карт для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предоплаченных карт - для физических лиц.

Эмиссия банковских карт для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц осуществляется кредитной организацией на основании договора, предусматривающего совершение операций с использованием банковских карт. Эмиссия расчетных (дебетовых) карт, предназначенных для совершения операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью кредитной организации, осуществляется на основании распоряжения единоличного исполнительного органа кредитной организации.

Внедрением в банковскую практику платежно-расчетных средств, по мнению некоторых экспертов, является в том числе установка банкоматов, средств считывания, сканирования, идентификации банковских карточек, предоставление скидок, изготовление и распространение плакатов, буклетов, инструкций и других материалов, объясняющих порядок работы с такими платежными средствами, и т.д.

Под внедрением платежно-расчетных средств, по нашему мнению, следует понимать в том числе осуществление кредитной организацией предоставленного ей Положением об эмиссии права выдавать на территории РФ банковские карты других кредитных организаций - эмитентов и платежные карты эмитентов - иностранных юридических лиц, не являющихся иностранными банками (распространение платежных карт).

Кредитная организация вправе одновременно осуществлять эмиссию банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт. Эмиссия банковских карт, эквайринг платежных карт, а также распространение платежных карт осуществляются кредитными организациями на основании внутрибанковских правил, разработанных кредитной организацией в соответствии с законодательством РФ, в том числе настоящим Положением, иными нормативными актами Банка России и правилами участников расчетов, содержащих их права, обязанности и порядок проведения расчетов между ними.


Внутрибанковские правила утверждаются органом управления кредитной организации, уполномоченным на это ее уставом, и должны быть обязательны для всех сотрудников кредитной организации.

9. Суммы, уплачиваемые:

- за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов;

- упаковку (включая комплектование наличных денег), перевозку, пересылку и (или) доставку принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей.

Правила перевозки наличных денег и инкассации наличных денег, а также порядок обработки, формирования и упаковки наличных денег в настоящее время урегулированы Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации.

Перевозку и инкассацию наличных денег могут осуществлять инкассаторские работники кредитных организаций и организаций, входящих в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено. Кредитные организации для перевозки наличных денег могут привлекать на договорной основе:

  • другие кредитные организации;
  • организации, входящие в систему Банка России, уставом которых такое право им предоставлено;
  • организации, оказывающие услуги по перевозке ценных грузов.

Перевозка наличных денег также может осуществляться кассовыми работниками в сопровождении лиц, обеспечивающих безопасность указанных работников и сохранность перевозимых наличных денег.

При этом в целях обеспечения безопасности клиентов и сохранности наличных денег Банк России рекомендует <40> территориальным учреждениям ЦБ РФ проводить работы с кредитными организациями по предложению клиентам в случае необходимости специализированного транспортного средства, сопровождения лиц, обеспечивающих сохранность перевозимых наличных денег. По нашему мнению, расходы банка, связанные с оказанием подобных услуг, также подпадают под действие пп. 9 п. 2 ст. 291 НК РФ и могут быть квалифицированы как расходы на доставку принадлежащих клиентам банка ценностей.

10. Расходы:

- по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей;

- приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков.

Под "иным инвентарем", упоминаемым в тексте нормы, следует понимать в том числе перечисленные в п. 2.11 Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации кейсы, кассеты и другие средства для упаковки наличных денег, обеспечивающие сохранность наличных денег и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости.


Для целей указанного Положения все указанные средства наряду с инкассаторскими сумками и мешками обозначаются понятием "сумка".

Тем не менее исходя из буквального изложения текста нормы пп. 10 п. 2 ст. 291 НК РФ следует сделать вывод, что законодатель признает возможность учитывать на основании данной нормы только расходы по ремонту или реставрации таких средств.

Расходы на приобретение новых и замену пришедших в негодность на основании пп. 10 п. 2 ст. 291 НК РФ допустимо признавать только в отношении инкассаторских сумок и мешков, но не иного инвентаря.

Тем не менее, на наш взгляд, подобное ограничение не является абсолютным, и расходы на приобретение нового инкассаторского инвентаря могут быть признаны расходами, понесенными при осуществлении банковской деятельности на основании пп. 21 п. 2 ст. 291 НК РФ.

11. Расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке.

За нотариальное удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено законодательством РФ, в настоящее время предусмотрена уплата государственной пошлины в размере, определенном пп. 4 п. 1 ст. 333.24 НК РФ.

Исходя из буквального текста нормы пп. 11 п. 2 ст. 291 НК РФ, следует признать, что ее действие не распространяется на расходы, связанные с нотариальным удостоверением договоров уступки требования по договору об ипотеке (государственная пошлина взимается на основании пп. 7 п. 1 ст. 333.24 НК РФ).

На основании ст. 24 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" за государственную регистрацию договора об ипотеке и ипотеки как ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, включая внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и выдачу документов о государственной регистрации, государственная пошлина уплачивается один раз за все указанные действия в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах. Размер указанной государственной пошлины определен в пп. 28, 29, 32 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

На основании пп. 6 п. 3 ст. 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке.

12. Расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей.


На основании данной нормы могут быть учтены расходы по предусмотренным параграфом 3 гл. 34 ГК РФ договорам аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем (ст. ст. 632 - 641 ГК РФ) или без экипажа (ст. ст. 642 - 649 ГК РФ).

При исчислении налога на прибыль на основании пп. 12 п. 2 ст. 291 НК РФ в случае их документального подтверждения могут учитываться в том числе расходы банка на оплату:

  • арендной платы, уплачиваемой арендодателю;
  • услуг экипажа (если транспортное средство арендовано с экипажем);
  • иных расходов, предусмотренных условиями договора аренды, в том числе расходов по содержанию транспортного средства (в том числе на горючее и иные эксплуатационные жидкости), страхованию автомобиля <41>;
  • услуг по тонированию стекол в арендованном автомобиле, используемом для перевозки документов и ценностей. Такие расходы признаются экономически оправданными затратами банка, произведенными в целях осуществления банковской деятельности;
  • ремонта арендованного автомобиля, при условии что договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено.
  • 13. Расходы по аренде брокерских мест.

Аренда брокерских мест производится с соблюдением общих положений гл. 34 ГК РФ об аренде и Федерального закона от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле".

14. Расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров.

Исходя из текста пп. 14 п. 2 ст. 291 НК РФ, расходами банка по данному основанию следует признать оплату услуг любых расчетно-кассовых и вычислительных центров, в том числе и не входящих на основании ст. 83 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в систему ЦБ РФ.

15. Расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций.

Порядок определения таких расходов происходит с учетом тех же нюансов, которые уже были рассмотрены нами ранее применительно к определению доходов от операций данного типа (по пп. 16 п. 2 ст. 290 НК РФ).

16. Расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями.

На основании данной нормы в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль могут быть приняты в том числе расходы банка на оплату:

  • выданной материнским банком гарантии;
  • комиссии за поручительство, в том числе выданное материнским банком;
  • комиссии, уплаченной иностранному банку за полученную гарантию третьего лица при выдаче кредита.
  • При этом, по мнению представителей Минфина России, расходы в виде комиссионного вознаграждения иностранному банку за гарантию третьего лица относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.