Файл: «Процессы принятия решений в организации» . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Одним из центральных понятий в управленческой экономике фирмы является процедура принятия управленческих решений. Принятие решений, в свою очередь, связывает управленческую экономику фирмы с системой менеджмента современного акционерного предприятия, его когнитариатом, благодаря которому достигается синергетический эффект от ведения предпринимательской деятельности.

Процесс принятия решений - цикличная последовательность действий, направленных на разрешение проблем организации, сводящаяся к анализу ситуации, генерации альтернатив, выбору наилучшей и реализации. Менеджеры принимают решения на всех этапах своей деятельности, иначе рабочий процесс не осуществить. Принятие решений на предприятия отличается от решений людей в обычной жизни, так как является групповым процессом. Полнота и достоверность информации влияет на качество принимаемых решений, и решения могут быть приняты в условиях определенности (детерминированные решения) или неопределенности (вероятностные решения).

Целью работы является выявление проблемной ситуации в ООО «СТЭМ» и разработка модели управленческого решения для ее преодоления.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • исследовать понятие управленческого решения;
  • рассмотреть роль и место понятия «принятия решения» в теории управления;
  • дать краткую характеристику ООО «СТЭМ»;
  • выявить проблемы в деятельности ООО «СТЭМ»;
  • разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности управленческих решений.

Объектом исследования является - ООО «СТЭМ».

Предмет исследования – процесс принятия управленческого решения в организации.

Теоретической базой при написании данной работы послужили труды исследователей в области разработки и принятия управленческих решений.

Методологическую основу исследования составляют следующие методы: анализ, обобщение, формально-экономический, ретроспективный, экспертный.

Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации


1.1. Понятие и содержание управленческого решения

Любой вид деятельности подразумевает наличие ситуаций, предоставляющих людям выбор в принятии решений, результат такого выбора будет единственным решением. В жизни мы постоянно сталкиваемся с неотвратимостью выбора – одежды, пищи, собеседника, работы и т.д. И каждый раз мы «прокачиваем» у себя навыки принятия решения. В организации, как и в обычной жизни, любое действие сотрудника провоцируется соответствующим принятым ранее решением, однако в управлении организациями имеются свои особенности принятия решений[1].

Изучением этих особенностей занимается социология, по праву считающая решение – базовым элементов системы управления в целом. Как известно, цикл управленческой деятельности представляет собой «закольцованную» последовательность следующих процессов:

- целеполагание;

- планирование;

- координация;

- контроль и корректировка целей.

Решение в этом цикле является ключевым элементом управления в организации. Социологи не солидарны в том, что считать управленческим решением, а что нет. Некоторые из них склонны полагать, что решения типа «принять/уволить сотрудника» являются управленческими наравне с решениями перестроить линию конвейера на заводе, так как они в равной степени затрагивают отношения и процессы в организации[2].

Однако нельзя не согласиться, что управленческие решения, так или иначе, связаны с изменениями в организации, а их инициатором, как правило, выступает представитель руководства, несущий ответственность за результаты. Планирование и подготовку управленческих решений нередко осуществляют целые команды специалистов, часто работающих на аутсорсе. Научной классификацией управленческих решений занималось и занимается немало школ.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента[3].

Школа социолога А.И. Пригожина имеет много последователей и базируется на степени вклада субъекта решения на изменения в организации. Согласно этому принципу управленческие решения подразделяются на детерминированные и слабо обусловленные. Жёстко обусловленные (детерминированные) основаны на «спущенных сверху» распоряжениях и предписаниями, влиять на которые руководители предприятия практически не могут[4].


Слабо обусловленные обусловлены личностными особенностями и менеджерскими компетенциями руководителя. Как правило, это текущие, плановые решения, решения «по ситуации»: поощрение/наказание, изменения бизнес-процессах, структуре, целях и др. Факторы, влияющие на качество решений: компетентность сотрудников, деловые и личные качества руководителей, а также приверженность руководителей определенным взглядам на должностную, гражданскую, семейную позиции. Важное место в процессе управления отводится надежности и сохранности информации, бесперебойности коммуникаций в ходе ее передачи. С этой целью четко описываются должностные инструкции/обязанности лиц, отвечающих за передачу информации как по вертикали, так и по горизонтали. Сложно простроенная многоуровневая иерархия может сделать организацию инертной и «неповоротливой», а информация о решениях часто доходит с задержкой и в искаженном виде.

Именно поэтому оптимизация бизнес-процессов в таких организациях стремится уменьшить количество уровней управления[5].

Важное значение имеет рациональность управленческих решений. В середине XX века ученые пришли к мнению, что процесс принятия решений можно считать условно рациональным, так как на него оказывает влияние так называемый человеческий фактор, часто можно встретить понятие «интуиция руководителя». Серьезным аспектом эффективности организации является задача выполнения принятых решений. Около 30% всех управленческих решений имеют статус «Не выполнено». С целью создания более эффективного процесса и повышения дисциплины исполнителей рядовых сотрудников часто включают в проектную команду по разработке решения, мотивируют, пропагандируют «евангелистические» цели коллектива и компании[6].

Особенности управленческих решений[7]:

- управленческие решения принимаются исключительно в целях решения проблем предприятия/организации;

- управленец при принятии решения несет ответственность за последствия для всей организации, включая сотрудников;

- на предприятии подразумевается разделение труда: менеджеры решают проблемы и принимают решения, исполнители реализуют принятые решения;

- принятие решение должно поручаться только профессионалам высшей категории, так как процесс принятия решений сложный и ответственный, требующий компетентности.

Исходя из вышесказанного, управленческое решение можно считать выбором альтернативы, который руководитель осуществляет в рамках своих должностных возможностей и компетенций для достижения целей предприятия.


Рисунок 1. Классификация управленческих решений

Простота/сложность выбора наилучшей альтернативы обуславливается количеством критериев. Чем меньше критериев, тем решение будет более простым[8]. Если альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным. На практике большинство решений многокритериальны, они одновременно отвечают нескольким критериям, как, например, объем прибыли, уровень качества, рентабельность, доля рынка и т.д. В современном менеджменте все чаще можно встретить сложные, нетривиальные ситуации и вопросы, решение которых требует глубокого, комплексного анализа, что подразумевает работу над проблемами команды менеджеров и специалистов, базирующейся на коллегиальности, профессионализации, усилении специализаций[9].

Существует так же ряд решений, законодательно отнесенных к группе коллегиальных. К таким решениям можно отнести часть решений в акционерных обществах, например. Коллегиальная форма, безусловно, снижает оперативность управления, но она также снижает риски, ведущие к серьезным просчетам и ошибкам. Выделяют фиксированные (документальные) и недокументированные решения. Большинство решений в должно быть оформлено документально за исключением мелких текущих решений и решений, в условиях чрезвычайных, требующий оперативной реакции ситуациях[10].

Управленческие решения могут быть детерминированными (в условиях определённости) или вероятностными (в условиях риска или неопределённости)[11].

Детерминированные решения. Когда руководитель располагает полной и достоверной информацией, он может точно знать результат каждого из вариантов выбора. Так, например, принимая решение об установлении цены за единицу продукции, руководитель точно знает все производственные и логистические затраты, а значит четко может посчитать прибыль с каждой единицы. Надо сказать, что анализ управленческих решений в условиях определенности – наиболее простой вариант. Однако, большинство управленческих решений являются вероятностными[12].

Вероятностные решения – решения, результаты которых не являются определёнными, при этом вероятность каждого результата известна. Вероятность с каждого вариант можно спрогнозировать, подключая к процессу математические методы и статистику. Бывают случаи, когда в арсенале предприятия нет достаточной информации для объективной оценки результатов. Здесь менеджеров часто выручает опыт, наглядно демонстрирующий возможные варианты того, что может произойти, и их вероятности. Оценка при этом, безусловно, субъективна.


1.2. Культура организации процесс принятия управленческих решений

Принятие управленческого решения (ПУР) – фундаментальная проблема многих наук, изучающих закономерности процессов выбора. По мнению специалистов, важность изучения этих процессов в организационной деятельности определяется тем, что они занимают центральное место в системе менеджмента и нередко оцениваются с позиций культуры их организации[13].

По справедливому мнению М. Мескона и его соавторов, суть управления состоит в «воздействии на организацию и изменении ее структуры в целях принятия оптимальных решений. Наряду с процессами коммуникация ПУР относится к категории так называемых связующих процессов в организационных системах. Другие авторы также правы, утверждая, что ПУР рассматривается в качестве одной из специфических – главных функций управления (она выступает в качестве ключевого момента при реализации всех иных управленческих функций, как бы пронизывает их и составляет «стержень» управления). В числе этих авторов Планкетт Л., Хейл Г., Саймон Г., Слоун А.

Одно из базовых положений при изучении управленческой деятельности – этапность процесса ПУР[14].

В таблице 1 представлены различные мнения по данному вопросу.

Таблица 1

Этапность процесса ПУР

М. Мескон

Д.А Коев

Л.Хоффман

А.Г. Ковалев.

В.М. Шепеляв

В. И. Михеев

1. Диагностика проблемы

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений

3. Определение альтернатив 4. Оценка альтернатив 5. Выбор альтернативы 6. Реализация альтернативы 7. Получение обратной связи и коррекция решения

1.Реализация проблемы

2. Формулировка проблемы

3.Редукция исходной неопределенности до конечного множества альтернатив

4. Нахождение критериев

5.Анализ альтернатив по критериям

6. Выбор

7Реализация и коррекция

1. Определение проблемы и постановка целей

2. Спецификация барьеров, которые необходимо преодолеть

3. Генерирование альтернативных решений

4. Оценка решений

5. Адаптация принятого решения

1. Осознание проблемы 2. Сбор информации по проблеме 3. Выдвижение гипотез 4. Апробация гипотез 5. Собственно принятие решения 6. Коррекция решения

1. Мысленная формулировка цели будущего решения и определение круга ответственных за решение лиц 2. Максимально четкая формулировка цели решения и определение роли каждого исполнителя 3. Обнародование содержания решения, его принятие и исполнение, «коллективная доводка» решения 4. Окончательная коррекция решения, придание ему формы приказа

1. Постановка задачи 2. Построение модели 3. Нахождение решения по модели 4. Проверка решения по модели 5. Последующая коррекция решения (подстройка) 6. Реализация решения