Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Основные теоритические аспекты бюджетной системы и бюджетного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеративное устройство Российской Федерации организовано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Конституции РФ).

Субъекты Российской Федерации обладают своими бюджетами, представляющие в совокупности бюджетную систему РФ. Бюджетная система Российской Федерации является целостной совокупностью бюджетов всех уровней, которая основана на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

Каждый из бюджетов на своем уровне является финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.

В рамках третьего направления бюджетных реформ разрешаются задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новейших форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, сориентированных на результат. С данной целью Правительство РФ приняло «Принципы реструктуризации бюджетного сектора».

Бюджетные реформы проводились и проводятся по следующим основным направлениям: реформирование межбюджетных отношений; реформирование бюджетного процесса; реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений).

Сегодня основным законодательным актом о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков.

Статьей 12 НК РФ установлено, что в Российской Федерации устанавливаются и взимаются виды налогов по категориям представленным на рисунке 6 .

В настоящее время свыше 98% всех налогов за пользование природными ресурсами и 100% всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает помимо федерального все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов).

Рисунок 6 – Система налогов и сборов в России

Таким образом, в структуре доходов федерального бюджета Российской Федерации значительную долю занимают налоговые доходы.


В каждой области есть норма получения доходов в бюджет, которые смогли бы компенсировать расходы на хозяйство и общество.

На период формирования бюджета с 2016 до 2018 года, приоритетами политики налоговой сферы являются:

  • Создание новых производств.
  • Стимулирование инвестиций в налоговую сферу.
  • Проведение антикризисных налоговых мер.
  • Поддержка объектов малого и среднего бизнеса.

Налоговая политика, которая затрагивает доходы этой сферы, направлена на увеличение поступления средств в бюджет от физических и юридических лиц. Новые положения плана формирования бюджета включают в себя информацию о росте зарплаты для рабочих до среднего по отрасли уровня, а также, о легализации выплат зарплат. Проведены мероприятия для сокращения задолженности по налогам на доходы.

Налоговая политика также направлена на такие действия: оформление льгот по налогам некоторым категориям населения, улучшение системы администрирования налогов бюджета, налогообложение имущества физических лиц возможно только после выявления кадастровой стоимости, обеспечение роста общего объема заработной платы в регионах, легализация любой незарегистрированной предпринимательской деятельности, борьба с населением, которое осознанно уклоняется от уплаты налогов.

Главное изменение налоговой сферы – отмена для некоторых видов деятельности единого налога на доход временного характера. Закон об отмене вступил в силу с 1 января 2018 года

Рассмотрим структуру доходов и расходов консолидированного бюджета РФ в 2017 г. (таблица 1).

Консолидированный бюджет Российской Федерации

из него:

федеральный 
бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

Доходы всего

31046,7

15088,9

10758,1

      из них:

налог на прибыль организаций

3290,1

762,4

2527,7

налог на доходы физических лиц

3252,3

-

3252,3

страховые взносы на обязательное
социальное страхование

6784,0

-

-

налог на добавленную стоимость

5140,0

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

1601,0

налоги на совокупный доход

446,9

-

446,9

налоги на имущество

1250,5

-

1250,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4162,9

4090,3

72,6

доходы от внешнеэкономической деятельности

2602,8

2602,8

-

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

963,8

485,4

401,1

платежи при пользовании природными ресурсами

369,5

341,0

28,5

доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

189,7

122,6

60,5

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

248,2

119,3

128,9

безвозмездные поступления

98,8

41,5

1771,7

Расходы - всего

32395,7

16420,3

10810,1

      из них на:

общегосударственные вопросы

1952,6

1162,4

657,4

национальную оборону

2854,2

2852,3

4,4

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

2034,1

1918,0

117,1

национальную экономику

4332,0

2460,1

2288,3

      из нее на:

социально-культурные мероприятия

19054,9

6315,8

6453,0

Дефицит

-1349,1

-1331,4

-51,9


Таблица 1 - Структура Консолидированного бюджета Российской Федерации в 2017 году

Существующая система межбюджетных отношений приводит в ряде случаев к необоснованному завышению расходов федерального бюджета вследствие многоканального финансирования одних и тех же бюджетных потребностей субъектов Федерации.

Одним из последствий такого подхода является потеря стимулов субъектов Федерации к развитию собственной доходной базы и сокращению расходов. Другим следствием такой недостаточно скоординированной финансовой поддержки регионов является размывание инвестиционного блока расходов федерального бюджета. Все это не способствует сокращению дефицитности бюджетов субъектов Федерации, снижению встречных финансовых потоков.

Основные направления в сфере бюджетной политики на период 2016-2018 года были сформированы на основе прогнозов экономического и социального развития каждого региона и государства в целом.

Можно выделить такие цели бюджетной политики:

  • все системы формирования регионов будут сбалансированы для эффективной работы
  • обеспечение социальной поддержкой некоторых категорий граждан
  • снижение расходов на отрасли промышленного хозяйства, которые не приносят ощутимых доходов
  • полноценное финансирование больниц, учебных заведений и других государственных учреждений
  • формирование новых видов управления бюджетом страны
  • обеспечение открытого распределения доходов и прозрачной бюджетной системы страны
  • создание единой информационной системы управления финансами государства.

Задачей государства выступает сокращение расходов на неэффективные отрасли хозяйства и более эффективное использование бюджетных средств.

Важной задачей также является проведение изменений в социальных сферах услуг, необходимо оптимизировать сферу образования и здравоохранения.

Бюджетная политика 2016-2018 годов подразумевает оценку эффективности работы всех органов местного самоуправления в регионах. Задачей работников таких органов является обеспечить сбалансированность положенного им бюджета.

Нынешняя система политики бюджета страны требует четкого контроля и координации, создания действующей стратегии. Такие стратегии уже составляются всеми муниципальными органами регионов и городов. Для эффективного ведения такой политики, необходимо совершенствовать механизмы финансового обеспечения работы всех государственных организаций.


В дальнейших планах законодательства также: использование системы контроля планирования финансовой и хозяйственной деятельности организаций, обеспечить контроль над предоставлением муниципальными организациями платных услуг, ввести оценку качества работы каждой такой услуги. Ввести единый электронный бюджет.

Электронный бюджет позволит контролировать расходы и доходы казны, в него будут внесены все источники доходов.

На 2018 год основными направлениями бюджетной политики остаются снижение уровня инфляции, процентной кредитной ставки, активизация промышленного производства в условиях импортозамещения. Экономические прогнозы предполагают возобновление мирового экономического роста, сохранение финансово-экономических санкций. В этих условиях прогнозируемый рост ВВП в 2018 году – 1,5%. Основные показатели прогноза социально-экономического развития РФ на 2018 год: цена на нефть марки «Юралс» — 40 долларов за баррель; среднегодовой курс рубля к доллару США – 68.7 руб.; темп роста ВВП (в % к 2017) – 1,7%; инфляция — 4%.

Для стимулирования инвестиционной активности предусмотрены: налоговые льготы для предприятий, создающих инфраструктуру на Дальнем Востоке; снижение налоговой нагрузки (налоговый вычет) для новых и модернизируемых предприятий. В тоже время устанавливается мораторий на введение новых льгот за счет местных и региональных бюджетов.

Бюджетные ассигнования на 2018 год сокращаются на 2% за исключением обязательных: обслуживание госдолга, трансферты, международные обязательства.

Таким образом, по итогам второй главы можно сделать следующие выводы:

1. Изменение политического строя и экономических основ государства высветили недостатки действующего в течении многих десятилетий механизма управления общественными финансами и главный недостаток - этот механизм был ориентирован на управление затратами, а не на управление результатами.

2. Первоначально была разработана новая законодательная база. Изменили систему формирования доходов субъектов РФ, сделали ее более предсказуемой. В 1998г. были приняты Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

3. Направления бюджетных реформ: реформирование межбюджетных отношений; реформирование бюджетного процесса; реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений).

4. Дальнейшее развитие бюджетных отношений целесообразно осуществлять на основе повышения эффективности реформирования и управления региональными и муниципальными финансами в виде комплекса мероприятий.


2.3 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации

На современном этапе российская бюджетная система претерпела ряд изменений. Произошло формирование трех уровней бюджетной системы. Была осуществлена система устарелых основ построения бюджетной системы новыми принципами. Также была выполнена первая реформа в системе межбюджетных отношений. Продолжили процесс разделения функций бюджетов разных уровней. Данные изменения дали возможность прийти к заключению: уровень отношений между бюджетными уровнями является более качественным, более рациональным, чем был до проведения реформ.

Однако необходимо заметить, что до полного формирования оптимальной бюджетной системы нужно проделать немалый объем работы. Некоторое время элементы бюджетной системы подвергались критике. Выделяли отрицательные аспекты в разных элементах системы: принципы построения, способы бюджетного выравнивания, нормативно-правовая база, механизм разграничения полномочий между органами власти различного уровня, структура и состав доходов территориальных бюджетов и другое.

В настоящее время именно из-за введенной нормативно-правовой базе в области бюджетных отношений бюджетный процесс в государстве довольно хорошо регламентирован. Это позволяет органам законодательной власти в период, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительным органам — работать в более эффективном режиме, при этом постоянно иметь необходимые финансовые средства.

Несмотря на то, что в бюджетном процессе РФ есть положительные стороны, содержание его непременно требует изменения. Объяснение этому то, что в России не внесены устройства среднесрочного планирования и обеспечение эффективности расходной части бюджета в бюджетный процесс.

После изучения бюджетной системы Российской Федерации в последние несколько лет можно сделать выводы, что среди основных проблем, требующих разрешения нужно выделить такие:

− приведение к балансу бюджетов разных уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;

− оптимизация структуры статей доходов и расходов бюджетной системы;

− обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;