Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Основные теоритические аспекты бюджетной системы и бюджетного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бюджетная система государства является существенной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития соответственных территорий.

Исторический опыт и практика формирования бюджетных систем в разных странах, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой, говорят о том, что, несмотря на разнообразие бюджетных моделей, все они основывались под влиянием поиска оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое обеспечило бы финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В Россиийской Федерации этот процесс начался одновременно со становлением демократического государства и является одним из главных факторов экономического и политического развития страны.

В формировании бюджетных отношений Российской Федерации за последнее десятилетие произошли значительные изменения: выделены три уровня в составе бюджетной системы РФ; сама она строится на совершенно других, чем в советское время, принципах построения; проведена первая системная реформа межбюджетных отношений; продолжается процесс разграничения бюджетных полномочий между органами власти разного уровня; и многое другое. Все это позволяет утверждать, что взаимоотношения между звеньями бюджетной системы России уже переведены в качественно иной, более разумный режим функционирования.

Тем не менее, реализованных преобразований недостаточно для приведения бюджетной системы РФ в соответствие с принципами бюджетного федерализма. Становление современной бюджетной системы России еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; функционирующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного выравнивания и другое.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.


Целью исследования является комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ. В соответствие с целью перед автором стоят следующие задачи:

  • дать описание бюджетной системе и бюджетному устройству;
  • проанализировать этапы развития и становления современной бюджетной системы Российской Федерации;
  • выявить проблемы и направления совершенствования бюджетной системы.

Объектом данной работы является бюджетная система Российской Федерации. Предметом данной работы выступают этапы становления и развития современной бюджетной системы Российской Федерации.

Методика исследования данной темы включает в себя: анализ литературы, связанной с изучением проблем мотивации, анализ нормативно-правовой базы Российской Федерации по данному вопросу, ситуационный и системный подход, применение логического, сравнительного, структурного и функционального анализа источников, а также вторичного анализа уже проведённых социологических исследований.

Исходя из цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1. Основные теоритические аспекты бюджетной системы и бюджетного устройства

1.1 Социально-экономическая суть бюджетной системы и бюджетного устройства и их роль в экономике государства

Бюджетнaя системa является одним из важнейших институтов государства. За время существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Также бюджетная система регулирует экономические и социальные процессы в интересах граждан.

В государствах в результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовой внутренний продукт и национальный доход. Произведенный в сфере материального производства национальный доход проходит последовательно стадии распределения и перераспределения и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе перераспределения национального дохода страны часть его в денежной форме поступает в бюджет и образует централизованный фонд финансовых ресурсов.


Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государств. Бюджету принадлежит одно из главных положение в финансовой системе страны. Он выражает часть распределительных отношений между государством, с одной стороны, предприятием и населением - с другой, которые связаны с формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов.

Сущность этих отношений обусловлено задачами, решаемыми государством в тот или иной исторический период. (Рис. 1)

Рисунок 1 - Роль и сущность бюджета

Формируется бюджет с развитием национального дохода страны и его перераспределением. Важными финансовыми методами перераспределения национального дохода являются: образование и использование денежных накоплений (прибыли, налога на добавленную стоимость, платежей в социальные внебюджетные фонды); организация налогов; финансирование отраслей народного хозяйства; формирование и использование общественных фондов потребления, страховых и резервных фондов.

С помощью бюджета государственные и территориальные власти получают финансовые ресурсы для содержания аппарата управления, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения возложенных на них функций.Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присущи и основные функции финансов.

Задачи которые выполняет бюджет представлены на Рис.2.

В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране.

Рисунок 2- Задачи бюджета

Доходы бюджета - это экономические отношения межу государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой. Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти.

В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны.


Также бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершены формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличение прибыли.

Расходы бюджета - это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности - ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

Спомощью бюджета перераспределение национального дохода происходит территориально, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего, за счет бюджета формируются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Посредством бюджета путем бюджетного финансирования происходит перераспределение финансовых ресурсов между отраслями производственной сферы в целях их соразмерного развития. Воспользовавшись бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, требующие на данном этапе первоочередность развития, то есть с помощью бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

Все выше сказанное позволяет скоординировать экономическую жизнь государств, целесообразно размещать денежные и материальные ресурсы во всем народном хозяйстве, содействует техническому прогрессу и приумножает экономический потенциал государства.

Значительную роль в экономическом и культурном строительстве на местах играет бюджетное регулирование. Посредством бюджетного регулирования реализовывается в широком масштабе межтерриториальное распределение средств, наделение необходимыми источниками доходов региональных и местных бюджетов, являющиеся финансовой базой территориальных органов власти, и тем самым укрепляется их связь со всей экономикой страны.


Немала роль бюджета в непроизводственной сфере, именно в ней бюджет является основным источником финансирования. Как раз через бюджет финансируются социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

Средства, мобилизуемые в бюджетную систему, имеют приоритетное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления.

Бюджет формируется на основе народнохозяйственного плана, а все расходы производятся в строгом соответствии с планом. В свою очередь бюджетное планирование оказывает активное воздействие на народнохозяйственное планирование.

Также, что очень важно, бюджет выполняет контрольную функцию, предполагающая возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, пе органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство

Финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и другими предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов являются бюджетными отношениями.

Совокупность всех видов бюджетов образовывает бюджетную систему государства. Взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацию и принципы построения ее называется бюджетным устройством.

Бюджетное устройство устанавливает организацию государственного бюджета и бюджетной системы госукдарства, взаимоотношения между отдельными ее звеньями, основы права функционирования бюджетов, образующих бюджетную систему, структуру и состав бюджетов, процедурные края формирования и использования бюджетных средств и другое. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. В унитарных (единых) государствах бюджетная система двухзвенная и состоит из государственного и местных бюджетов. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев - государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов. В конфедеративных (союзных) государствах бюджет формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.