Файл: Этапы развития бюджетной системы Российской Федерации (Основные теоритические аспекты бюджетной системы и бюджетного устройства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

− совершенствование налоговой системы;

− повышение эффективности (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;

− переход к казначейской системе исполнения бюджетов;

− совершенствование нормативно-правовой базы, фиксирование механизма перехода расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;

− оптимизация бюджетной системы на базе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.

Данные задачи могут быть разрешены посредством реализации бюджетной политики по следующим направлениям:

  1. Организация эффективной системы управления и регулирования государственных финансов. Бюджетная политика должна соответствовать требованиям общеэкономического равновесия. Для обеспечения сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе в обстоятельствах существенной долговой нагрузки при ограниченном привлечении внешних ресурсов, необходимости снижения зависимости состояния государственных финансов от внешнеэкономической конъюнктуры нужно поднять значение прогнозирования государственного бюджета, взаимоувязанного с развитием всех областей экономики. На основании этого бюджетная политика должна быть основываться на единой регулятивной системе и оптимальном движении финансовых потоков.
  2. Повышение эффективности бюджетной политики в области доходной части, содержит:

− обеспечение качественного функционирования налоговой системы. Главным направленностью политики в налоговой сфере должно стать обеспечение сносных фискальных условий деятельности для субъектов разных уровней бюджетной системы;

− образованием эффективной системы управления доходностью государственных активов. Роль государства в экономической сфере должно быть исходя из принципа его необходимости и эффективности, фиксации степени и форм участия, которые обеспечивали бы нужную степень мобилизации доходов в бюджет страны;

− оптимизация доходной части от внешнеэкономической деятельности. В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по унификации таможенного тарифа, сокращению таможенных льгот, гармонизации таможенных процедур, направленные на увеличение прозрачности внешнеэкономических операций, которые обеспечивают рост доходной части государственного бюджета от внешнеэкономической деятельности.

  1. Осуществления качественной системы бюджетных расходов, ориентированная на стимулирование экономического роста и обеспечение оптимального применения бюджетных средств.

Планирование бюджетной политики в области расходной части бюджета государства в среднесрочной перспективе должно строиться на следующих основах:

− расходная часть государственного бюджета формируются на основе реализации приоритетов социально-экономической политики, образования условий для подъема инвестиционной и инновационной активности, формирования других необходимых предпосылок устойчивого развития;

− формирование четкой системы критериев обоснования оценки эффективности бюджетных расходов;

− осуществление программно-целевого подхода при соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.

  1. Эффективное управление активами и пассивами государства, переход к активному управлению государственным долгом.

Нужно организовать эффективную систему управления зарубежными активами России. Также есть необходимость разрабатывать и провести операции по переводу части долга стран-должников перед в долю российского участия в инвестиционных проектах на территории этих стран с целью более активного продвижения российских внешнеэкономических интересов на рынках стран-должников. Следующей целью является усовершенствование политики государства в кредитной сфере по отношению к странам дальнего зарубежья и государств-участников СНГ. Подобное урегулирование станет способом долгосрочной экономической политики, которая будет направлена на стимулирование промышленного производства и экспорта готовой продукции, расширение рынков сбыта, а также разработку комплексного подхода к разрешению финансовых вопросов с государствами-должниками.

В числе ключевых принципов бюджетной политики в сфере государственных внутренних заимствований можно назвать:

− политика заимствований на рынке государственных ценных бумаг будет проводиться, ориентируясь на структуру рынка с учетом ограничения долгового бремени, формирования доходности на уровне, позволяющий стимулировать вложения инвесторов в реальный сектор экономики;

− организация новых технологий, усовершенствование обслуживания инвесторов с разработкой дифференцированных характеристик долговых обязательств, соответствующие требованиям разных групп институциональных инвесторов;

− усовершенствование платежного графика истекая из необходимости ликвидации «пиков» платежей по обслуживанию и погашению внутреннего долга, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.


  1. Оптимизация бюджетного процесса упорядочение бюджетных процедур может происходить также путем:

− перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;

− обеспечения прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, обязательная публикация бюджетной отчетности в соответствии с разделами бюджетной классификации на всех уровнях бюджетной системы;

− усовершенствования системы государственных закупок, обеспечивающей конкурентный режим при размещении заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд;

− урегулирования имеющейся бюджетной кредиторской и дебиторской задолженности, максимальной консолидации в бюджетах всех уровней внебюджетных фондов и целевых бюджетных фондов;

− сохранение принципа общего покрытия бюджетных расходов доходами и другое.

В последние десятилетия бюджетная система Российской Федерации устойчиво подвергалась изменениям ввиду нестабильности социальных и экономических процессов, которые происходят в России в условиях перехода от социалистического метода хозяйствования к рыночным отношениям. Улучшение бюджетного устройства способно оказать существенное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. Нынешняя ситуация в бюджетной сфере Россиийской Федерации свидетельствует о необходимости приумножения регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за организацию бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, данное разъясняется тем, что в обстоятельствах рыночных взаимоотношений сужаются способности страны проявлять воздействие на экономические процессы. С иной стороны, примечательно рост роли и значимости бюджетов как основных инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Заключение

Итак, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Бюджету свойственны признаки, которые присущи всем понятиям, объединяющие более общая категория - финансы. Но бюджетные отношения имеют специфические черты, которые являются объектом бюджетного распределения, особенности общественного назначения бюджета и степень проявления у бюджетных отношений признака императивности.

2. Бюджетное устройство представляют собой принципы, определяющие организацию государственного бюджета и бюджетной системы государства, отношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями выделяют следующие виды государств: унитарные, федеративные и конфедеративные.


3. Функционировавший в течение многих десятилетий механизм управления общественными финансами в нашем государстве в целом обеспечивал централизацию финансовых ресурсов в бюджетную систему государства и использование их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти. Изменения политического строя и экономических основ государства, новые задачи, стоящие перед бюджетной системой, ясно отразили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, увеличение эффективности применения бюджетных средств потребовали проведения в государстве бюджетных реформ.

4. Бюджетное устройство России определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. Были приняты Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Субъекты Российской Федерации имеют свои бюджеты, представляющие в совокупности бюджетную систему Российской Федерации. Статья 10 Бюджетного кодекса России закрепляет в РФ трехуровневую бюджетную систему. Бюджетный кодекс России выделяет понятие консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также консолидированного бюджета РФ.

5. Бюджетные реформы проводились и проводятся по следующим основным направлениям: реформирование межбюджетных отношений; реформирование бюджетного процесса; реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений).

На основании выше сказанных пунктов сформулируем следующие предложения:

- нужно продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, которые направлены на развитие доходного потенциала бюджетной системы России в объемах, позволяющих обеспечить стабильное финансирование исполнении задач, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации и программах Правительства Российской Федерации;

- принять меры по организации единой целостной системы внутреннего финансового контроля (аудита) во всех основных распорядителях, распорядителях и получателях бюджетных средств;

- разработать и утвердить нормативные методические документы, сконцентрированные на обеспечение внутреннего финансового контроля (аудита) в государственных органах, которые учитывают международные стандарты и оптимальную зарубежную практику;

- необходимо разработать и утвердить методику оценивания эффективности налоговых льгот.


Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
  2. Бюджетный кодекс РФ // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». - электрон. текст. дан. - Послед. обновление 28.12.2017г.
  3. Налоговый кодекс РФ // СОNSULTANT.RU: официальный сайт компании «Консультант плюс». - электрон. текст. дан. - Послед. обновление 28.12.2017г.
  4. Бабич, А.М., Павлова, Л.Я. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / А.М. Бабич, Л.Я. Павлова. - Москва: ЮНИТИ, 2012. - 687 с.
  5. Бушмин, Е.В., Нестеров, В.В. Бюджет государства и информационные технологии: учебник / Е.В. Бушмин, В.В. Нестеров. - Москва: Перспектива, 2014. - 320 с.
  6. Галанов, В.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.А. Галанов. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
  7. Галяпина, Л.В., Трускова, Т.М. Финансы и кредит: учебник / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова. - Москва: Дашков и К, 2012. - 384 с.
  8. Горбунова, О.Н., Селюков, А.Д., Другова, Ю.В. Бюджетное право России: учебное пособие / О.Н. Горбунова, А.Д. Селюков, Ю.В. Другова. - Москва: КНОРУС, 2010. - 192 с.
  9. Грачева, Е.Ю., Соколова, Э.Д. Финансовое право: учебное пособие / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - Москва: Юриспруденция, 2013. - 304 с.
  10. Ермасова, Н.Б. Государственные и муниципальные финансы: теория и практика в России и в зарубежных странах: учебное пособие / Н.Б. Ермасова. - Москва: Юрайт, 2014. - 516 с.
  11. Киселев, М.В. Финансы: учебное пособие / М.В. Киселев. - Москва: Аллель, 2014. - 32 с.
  12. Лаврушин, О.И. Финансы и кредит: учебное пособие / О.И. Лаврушин. - Москва: КНОРУС, 2011. - 304 с.
  13. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.С. Нешитой. - Москва: Дашков и К, 2012. - 308 с.
  14. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учебник / Г.Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2014. - 703 с.
  15. Родионова, В.М. Финансы: учебник / В.М. Родионова. - Москва: Финансы и статистика, 2011. - 432 с.
  16. Романовский, М.В., Врублевская, О.В. Бюджетная система РФ: учебник / М.В. Романовский, О. В. Врублевская. - Москва: Юрайт, 2012. - 838 с.
  17. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учебник / Г.Б. Поляк. - Москва: ЮНИТИ, 2010. - 703 с.
  18. Фетисов, В.Д., Фетисова, Т.В. Финансы и кредит: учебное пособие / В.Д. Фетисов, Т.В. Фетисова. - Москва: ЮНИТИ, 2012. - 455 с.
  19. Швецов, Ю.Г., Бутакова, О.В. Функциональная направленность системы бюджетного регулирования в РФ / Ю.Г. Швецов, О.В. Бутакова // Финансы. - 2014. - №10.
  20. Родионова, В.М. Совершенствование российского законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений / В.М. Родионова // Финансы и кредит. - 2015. - №36.
  21. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2016-2018 годах.