Файл: Управление приемом, размещением и хранением товаров..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Эффективность и конкурентоспособность предприятия зависят не только от совершенствования и интенсивности основной деятельности и транспортного обслуживания, но и от работы складского хозяйства. Временное складирование (накапливание) продукции обусловлено характером производства и транспорта. Оно позволяет преодолеть временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах в процессе производства и потребления.

Сегодня структура складского хозяйства конкретного предприятия определяется спецификой производственного процесса, типом производства, объемом выпуска продукции. Общей особенностью функционирования складов любого предприятия является то, что все они характеризуются множеством складских операций (поступление и приемка товаров, размещение на хранение и хранение товаров, отпуск товаров и т.д.). Кроме операций складирования грузов выполняются еще и внутризаводские транспортные, погрузочные, разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и промежуточные перегрузочные операции, а также некоторые технологические операции. Поэтому складские системы следует рассматривать не только как устройства для хранения грузов, а как транспортно-складские комплексы, в которых процессы перемещения грузов играют важную роль.

Однако, как показывает практика, далеко не всегда производится оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. В результате этого на складах происходят кражи, порча или полная утрата материалов, основные операции занимают у работников склада много рабочего времени и т.д. Таким образом, множество разнообразных проблем функционирования складов предприятий определяет актуальность и выбор темы настоящей работы.

Цель работы: исследование теоретических и практических аспектов приемом, размещением и хранением товаров, разработка рекомендаций по оптимизации складского хозяйства ОАО «ГАЗ».

Для достижения цели в работе ставятся следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические основы организации складского хозяйства, структуру складского хозяйства и виды складов.
  2. Дать организационно-экономическую характеристику ОАО «ГАЗ».
  3. Охарактеризовать систему складирования на ОАО «ГАЗ», проанализировать эффективность складских операций.
  4. Предложить пути повышения эффективности организации размещения и хранения товаров на ОАО «ГАЗ».

Для написания работы были использованы работы в области теории и практики организации складского хозяйства, данные отчетности ОАО «ГАЗ», бухгалтерские данные предприятия, а также нормативно-методическая документация.

Глава 1. Концептуальные основы системы приема, размещения и хранения товаров на современном складе

1.1 Склад как сложная система управления

Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. От качества работы склада зависит качество работы последующих элементов логистической цепи. [3]

Склад – это комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенный для приемки, размещения и хранения поступивших грузов (товаров), подготовки их к потреблению и отпуску потребителям. [11, с. 217] Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических системах его роль заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов. [14, c. 159]

Основными задачами складского хозяйства являются:

  • накопление необходимых запасов материалов;
  • обеспечение сохранности материальных ценностей;
  • осуществление рациональной организации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ с минимальными затратами труда и денежных средств;
  • правильное использование складских площадей и объемов и рациональная эксплуатация складского оборудования;
  • осуществление надлежащей подготовки материальных запасов к производственному потреблению;
  • организация доставки ресурсов к местам потребления;
  • содействие правильному расходу материалов, рациональному использованию отходов, а также тары. [4]

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потребителем. Этим объясняется наличие большого количества разнообразных видов складов. [20, c. 219]

Таблица 1. Классификация складов

Примечание – Источник: собственная разработка по [2; 4; 7; 13]


Признак

Виды складов

Назначение

  • материальные – принимают, хранят и выдают в производство сырье, материалы, комплектующие;
  • производственные – обеспечивают производственный процесс предметами и средствами труда;
  • инструментальные – принимают, хранят и выдают цехам все виды инструментов и приспособлений;
  • сбытовые – принимают, хранят и отпускают готовую продукцию предприятия; могут принадлежать как производителям (склады готовой продукции), так и предприятиям торговли (склады оптовой и розничной торговли);
  • склады транспортных организаций – предназначены для временного складирования, связанного с перемещением материальных ценностей. Сюда относят: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта;
  • таможенные склады – предназначены для хранения товаров в ожидании таможенной очистки;
  • резервные – запас хранится на случай чрезвычайных обстоятельств;
  • склады коммерческие общего пользования – осуществляют обслуживание любых владельцев товара.

Сфера действия и место размещения

  • центральные (общезаводские) – обслуживают все предприятие и занимают отдельную площадь на территории;
  • межцеховые – обслуживают группу цехов, использующих одинаковые материальные ресурсы;
  • цеховые – обслуживают определенный цех и занимают его производственную площадь.

Техническое устройство

  • открытые (площади под открытым небом, оборудованные ограждениями, эстакадами, освещением, охраной, сигнализацией и т. п.); на этих складах хранятся материалы, не подверженные воздействию окружающей среды.
  • полуоткрытые (площадки под навесами); используются для хранения материалов, которые необходимо защищать от осадков;
  • закрытые (одноэтажные и многоэтажные, отапливаемые, неотапливаемые утепленные и неотапливаемые неутепленные);
  • специальные складские устройства - это сооружения бункерного и резервуарного типа.

Техническая оснащенность

  • немеханизированные;
  • механизированные;
  • атоматизированные;
  • автоматические.

Виды хранимых материалов

  • универсальные – предназначены для хранения разнообразных видов материалов (как правило, это центральные склады на промышленных предприятиях);
  • специализированные – предназначены для хранения одного или несколько родственных видов материалов (склады топлива, металла, шихтовых, электротехнических, химических материалов и др.).

Широта ассортимента

  • специализированные склады;
  • склады со смешенным ассортиментом;
  • склады с универсальным ассортиментом.

Тип собственности

  • собственные;
  • арендуемые;
  • коммерческие (логистического посредника).

Режим хранения

  • неотапливаемые;
  • отапливаемые;
  • с фиксированным температурно-влажностным режимом;
  • склады-холодильники.

Условия хранения

  • общего назначения;
  • резервуары;
  • сейфы для опасных веществ;
  • специализированные склады.

Степень огнестойкости

  • несгораемые (огнестойкие) склады – сооружаются каменными, железобетонными и металлическими;
  • полусгораемые (трудносгораеме, полуогнестойке) – деревянные перекрытия и кровля подвержены сгоранию. К ним относят и хорошо оштукатуренные или глубоко пропитанные огнезащитными составами деревянные складские сооружения;
  • сгораемые (неогнестойкие) – это незащищенные деревянные складские сооружения и устройства.

Таким образом, на складах создают нужные для хранения условия с учетом физико-химических свойств товара. Иногда на складах имеется оборудование для расфасовки, упаковки, тестирования и других операций. [15]

По мере развития рынка наибольшую известность получила классификация, основанная на технических параметрах площадей, развитости инфраструктуры, включая инженерные коммуникации. В 2004 году агентство Swiss Realty Group предложило свою классификацию складских помещений, выделив семь классов: [14, c.164]

        1. В класс «А» входят здания, рассчитанные на использование в складских целях. Местоположение, оборудование, отделка, близость автомобильной сети дорог, перепланировка под любой вид груза, большая скорость операций с грузами и надежность хранения должны соответствовать современным принципам складской логистики. Последующая классификация осуществляется с учетом отсутствия каких-либо параметров, которые соответствуют классу «А».
  1. В класс «А-» входят 20-30 летние реконструированные здания или помещения. Они имеют схожие с помещениями класса «А» характеристики, но отличаются своим расположением: промзона, черта города.
  2. К классу «В+» относятся помещения, созданные в 90-х годах, но не имеющие нескольких параметров, которые присущи классу «А». В связи с тем, что проявляется хаотичный рост инвестиций в сфере строительства складов, такие помещения на рынке представлены в большом количестве.
  3. В класс «В» входят помещения, построенные в 70-80 годах, и имеющие черты, свойственные плановой экономике. Такие здания, как правило, требуют определенной доработки и вложения денежных средств (например, установить современную охранную сигнализацию, произвести замену или ремонт полов).
  4. В класс «С» входят площади, которые не планировались и не использовались в качестве складов. К ним относятся таксомоторные парки, автобазы и подобные производственные помещения. Эти здания потребуют существенной модернизации, как в техническом, так и в строительном планах.
  5. Класс шесть - «С-». К ним принадлежат старые здания 30-60 годов постройки. Это могут быть бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощных хранилищ. Такие здания не соответствуют современным требованиям эксплуатации.
  6. К классу «Д» относятся не предназначенные для использования в складских целях и помещения. Такие здания с экономической точки зрения проще снести, чем потратить – это связано с огромным количеством денежных средств на восстановление.

Однако по мнению специалистов компании Knight Frank, предложенная классификация Swiss Realty Group имеет многочисленные несоответствия объективной картине рынка. Классификация компании Knight Frank представлена в таблице.2.

Таблица.2. Классификация складских объектов Knight Frank

Параметр / Класс

A+

A

B+

B

C

D

1

2

3

4

5

6

7

Тип складского здания

Современное, из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, прямоугольной формы

Современное, из легких металлоконструкций и сэндвич-панелей, прямоугольной формы

Прямоугольной формы, вновь построенное / реконструированное

Прямоугольной формы, вновь построенное / реконструированное

Капитальное производственное помещение / утепленный ангар

Подвальные помещения / объекты ГО, не отапливаемые производственные помещения / ангары

Этажность

1 этаж

1 этаж

1 этаж

1, 2 этажа

1, 2 этажа

1 этаж

Грузовые лифты/подъемники

Нет

Нет

Нет

Грузоподъемность не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.)

Грузоподъемность не менее 3 тонн (не менее 1 на 2000 кв.м.)

Нет

Колонны

Нет / шаг колонн не менее 12 метров

Нет / шаг колонн не менее 9 метров

Нет

Нет

Нет

Нет

Расстояние между пролетами

Не менее 24 метров

Не менее 24 метров

Нет

Нет

Нет

Нет

1

2

3

4

5

6

7

Площадь застройки

40-45%

40-45%

40-45%

Нет

Нет

Нет

Пол (ровный бетонный пол с антипылевым покрытием, с нагрузкой не менее 5 тонн/кв.м., на уровне 1,20 м от земли)

Есть

Есть

Есть

Асфальт или бетон без покрытия

Асфальт, бетонная плитка, бетон без покрытия

Нет

Высота потолков (стеллажи)

Не менее 13 метров, (6-7 ярусов)

Не менее 10 м (несколько уровней)

От 8 м

От 6 м

От 4 м

Нет

Температурный режим

Регулируемый

Регулируемый

Регулируемый

Система отопления

Система отопления

Система отопления

Система пожарной сигнализации и пожаротушения

Автоматическая

Автоматическая

Автоматическая

Есть

Есть

Есть

Система вентиляции

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Система охранной сигнализации и система видеонаблюдения

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Есть

Охрана по периметру территории

Нет

Нет

Нет

Есть

Есть

Есть

Автоматические ворота докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers)

Есть (Не менее 1 на 500 кв.м.)

Есть (Не менее 1 на 700 кв.м.)

Есть (Не менее 1 на 1000 кв.м.)

Нет

Есть (Ворота на нулевой отметке)

Нет

Пандус для разгрузки автотранспорта

Нет

Нет

Есть

Есть

Есть

Есть