Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Цели и задачи налогового учета налога на имущество

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Организацию налогового учёта на предприятии необходимо начинать с разработки порядка ведения данного учёта и закреплении его в приказе об учётной политики организации для целей налогообложения[6].

Учетная политика для целей налогообложения - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации[7]. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении вопросов определения налоговой базы по налогу на прибыль, оценки имущества, формирование налоговых обязательств перед бюджетом, распределение убытков между налоговыми периодами, формирование налоговой отчётности[8]. В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета.

Детальная регламентация налогового учёта как методологической и
организационной категории осуществлена в налоговом законодательстве.
Использование унифицированных рекомендаций по организации налогового
учёта на предприятии очень затруднительно. Это связано со сферой деятельности предприятия, со структурой и объёмом производства и продаж, применяемой системы налогообложения, с отраслевой принадлежностью, наличием внешних и внутренних пользователей информации; степенью автоматизации и объем информационных потоков между структурными подразделениями, уровнем состояния системы бухгалтерского учета, внутреннего и внешнего контроля и другими факторами его деятельности[9].


Можно сформировать наиболее общие подходы в организации и ведении налогового учёта, приемлемые для большинства налогоплательщиков[10]. Для этого в первую очередь рассмотрим наиболее основные способы ведению налогового учёта. Первый подход к ведению налогового учёта предусматривает максимальное сближение (интеграцию) его с бухгалтерским учётом. Поскольку в этом варианте регистры налогового учета строятся на основе регистров и первичных документов бухгалтерского учета, ведение налогового учета осуществляется работниками бухгалтерской службы.

В основе первого способа лежит организация налогового учета на основе бухгалтерского. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены как регистры налогового учета. Данный путь сближения бухгалтерского и налогового учета позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями[11].

Если наряду с финансовыми и комбинированными регистрами возникает необходимость в применении еще и аналитических регистров налогового учета, то оправдан первый способ ведения налогового учета - данные налогового учёта ведутся на счетах бухгалтерского учёта[12]. Такая схема позволяет в максимальной степени использовать данные бухгалтерского учёта и сблизить налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии. К аналитическим регистрам налогового учета относятся накопительные ведомости, справки-расшифровки, специальные расчеты и иные аналогичные по назначению документы, в которых группируются данные первичных учетных документов. Они предназначены для систематизации и накопления первичной информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, и аналитических данных, сформированных в бухгалтерских справках и комбинированных регистрах бухгалтерского и налогового учета. На основании данных аналитических регистров налогового учета составляется расчет налоговой базы. При этом аналитический учет данных должен быть организован налогоплательщиком самостоятельно, а порядок формирования налоговой базы должен полностью раскрываться[13].

Второй подход ведения налогового учета предусматривает необходимость организации специальной службы, занимающейся всеми вопросами налогообложения на предприятии, включая формирование налоговой политики (оптимизации налогообложения) и взаимодействие с налоговыми органами. Второй способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета. Преимуществом данного способа является то, что данные для формирования налоговой базы поступают непосредственно из налоговых регистров, которые, в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющих бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документов. Однако такой путь приводит к дублированию учетной работы, значительному увеличению объемов учетных документов, большему числу персонала.


Второй способ ведения налогового учета в рамках бухгалтерского
возможен только при создании комбинированных регистров бухгалтерского и налогового учета. Такие комбинированные регистры учета представляют собой уже существующие бухгалтерские регистры, дополненные необходимыми реквизитами для целей налогообложения[14]. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика[15].

Преимуществом данного варианта ведения налогового учета является относительно небольшой объем учетной работы. Однако, его применение
возможно только, когда методы группировки данных в бухгалтерском и налоговом учете сходны. Если методы начисления амортизации в налоговом и
финансовом учете различаются, то использование комбинированных регистров нецелесообразно. Ведь способ начисления амортизации непосредственно
влияет на сумму налога на имущество и налога на прибыль организации[16].

Третий подход заключается в том, что налоговый учет ведется по правилам налогового законодательства, которое предоставляет организации больше свободы, чем бухгалтерское законодательство. Систему налогового учета организация создает самостоятельно. Обычно в интересах налогового учета используются так называемые аналитические регистры налогового учета,
в которых по правилам простой бухгалтерии ведутся записи налогового учета[17].

В связи с существующих законодательством организовать самостоятельный, независимый от бухгалтерского, налоговый учет на средних и крупных предприятиях представляется проблематичным. При данном подходе организации налогового учета понадобится создание специальных структурных подразделений и привлечение в сферу управления специалистов в
области налогового учета, которых надо еще обучить и подготовить. Данная
структура должна иметь совершенно новый график документооборота, новый порядок обработки и хранения первичных документов и другие новые подходы для организации такого вида налогового учета. Все вопросы создания новых структур по ведению налогового учета на предприятии неизбежно затрагивают финансовую сторону данного вопроса, те требует финансовых вложений в организацию ведения налогового учета по правилам налогового
законодательства[18].


Следовательно, исходя из всех перечисленных положительных и отрицательных сторон при выборе способа ведения налогового учета, предприятию необходимо помнить о цели ведения налогового учета - правильном формировании налоговой базы по налогам, созданию адекватной налоговой отчетности, планомерному отчислению налоговых платежей в бюджет[19]. Реализация такого подхода в организации налогового учета важна для стабильного функционирования предприятия и экономического развития и роста государства[20].

Выводы

Объектами налогообложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

С 2014 г. налоговая база для исчисления налога на имущество организаций по некоторым объектам недвижимости определяется не как среднегодовая стоимость по данным бухучета, а как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375 НК РФ). В статье 378.2 НК РФ установлен перечень объектов, в отношении кото­рых налоговая база определяется как кадастровая стоимость: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и поме­щения в них; здания, предназначенные или фактически используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания; недвижимость иностранных компаний, не имеющих в РФ постоянных представительств, с 2015 г. — жилые дома и жилые помеще­ния, не учитываемые на балансе в качестве основных средств. При этом особенности исчисления налоговой базы, исходя из кадастро­вой стоимости объектов недвижимости, устанавливаются законом соот­ветствующего субъекта РФ.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Глава 2. Налоговый учет по налогу на имущество в ООО «Сигма»


2.1. Практика уплаты налога на имущество на примере ООО «Сигма»

Общество с ограниченной ответственностью «Сигма» (сокращенное наименование ООО «Сигма») – это организация, являющаяся юридическим лицом, которая имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности.

ООО «Сигма» организованно собранием учредителей 13 июля 2006 г. Предприятие имеет статус общества с ограниченной ответственностью, имеет печать со своим наименование, расчетный и иные счета в рублях в учреждениях банков. Уставный капитал ООО «Сигма» за весь период существования предприятия не изменился и составил на 01.01.2017 г. 20 000 тыс. руб., форма собственности общества частная, при этом доли государства в капитале нет. Предприятие контролируется Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Томской области, в г. Стрежевом.

Основной функцией предприятия является обеспечение бесперебойного энергоснабжения объектов нефтедобычи, нефтепереработки, вахтовых поселков и другой инфраструктуры производственного назначения.

Ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации. Бухгалтерский и налоговый учет осуществляется бухгалтерской службой как структурным подразделением.

Ведение бухгалтерского и налогового учета осуществляется с применением компьютерной технологии обработки учетной информации. Хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами, служащими первичными учетными документами. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, бухгалтерской и налоговой отчетности несет руководитель организации. Организацию подготовки документации к хранению осуществляет главный бухгалтер организации.

Расчеты по всем операциям ведутся по безналичному расчету.

Регулирование налога на имущество осуществляется согласно главе 30 НК РФ, введенной 1 января 2004 г.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.

Федеральным законом № 307-ФЗ от 02.11.2013 30 глава НК РФ дополнена статьей 378.2 НК РФ, которая регламентирует особенности: определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога, в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется, как их кадастровая стоимость.