Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (Оперативно-розыскные мероприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другой позиции придерживаются О.А. Вагин и В.С. Овчинский. Они считают: «Гласное проведение ОРМ предполагает выполнение действий, образующих содержание мероприятия, при которых не скрывается ни факт ОРМ, ни субъекты, их осуществляющие, ни истинные цели этого мероприятия. При проведении ОРМ негласно от их объектов и иных лиц скрывается сам факт осуществления действий, образующих ОРМ, а так же личность субъектов, их проводящих» [5].

Полагаем, что различные результаты при делении формы проведения ОРМ на гласную и негласную возникли в силу того, что в рассмотренных работах отсутствует конкретный критерий по которому проводилось деление.

Таким образом, в приведенных классификациях, деление на гласную форму проведения оперативно-розыскных мероприятий и негласную происходило по трем признакам:

- сокрытие факта проведения ОРМ;

- сокрытие лиц, осуществляющих ОРМ;

- сокрытие истинных целей проведения ОРМ.

Согласно правилам логики, при наличии трех признаков следует говорить не о двух формах проведения ОРМ (гласно, негласно), а о восьми.

В соответствии же с правилами логики, при дихотомическом делении, должен применяться признак, который делит объем понятия на два класса, понятия о которых находятся в отношении противоречия [6].

В качестве такого признака А.Е. Чечетин предлагает осознание заинтересованным лицом факта проведения в отношении него оперативно- розыскной деятельности [3]. Такой подход представляется не достаточно удачным, хотя ради справедливости следует отметить, что мы сами его ранее придерживались. Недостатки этого подхода заключается в том, что при использовании обозначенного признака форма проведения ОРМ не зависит напрямую от намерений и действий сотрудника оперативного подразделения, и, следовательно, не может быть им выбрана. Например, сотрудники, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, для раскрытия преступления принимают решение провести ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». При проведении указанного мероприятия, они не скрывают, что являются сотрудниками полиции (находятся в форменной одежде), не скрывают цель своих действий. Однако по причине отсутствия в этом месте, лица, совершившего преступление, оно не узнает о проведении обследования, и соответственно может не осознавать, что в отношении него осуществлялась оперативно-розыскная деятельность. Таким образом, по предложенному критерию указанное мероприятие следует отнести к числу негласных, несмотря на то, что сотрудниками органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, оно планировалось как гласное.


Более правильным, в связи с этим, нам представляется мнение С.Я. Малышева и Н.Н. Киселева (2014), в соответствии с которым деление ОРМ на гласные и негласные должно проходить в зависимости от принятия или непринятия сотрудником оперативного подразделения мер негласности. Принимая такую позицию, полагаем, что термин «меры негласности» разумно будет заменить термином «меры недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности», поскольку он более полно раскрывает суть названных мер и позволяет избежать circulus vitiosus. При использовании такого критерия, акцент делается на том, что форма планируемого и проводимого оперативно-розыскного мероприятия определяется исключительно сотрудником оперативного подразделение.

Следует согласиться с О.А. Вагиным и В.С. Овчинским, которые считают, что нередко ОРМ, начинаясь негласно, в процессе их проведения переходят в гласную форму [10]. Подобное может произойти, если оперативно-розыскная ситуация требует перехода от негласной формы проведения ОРМ к гласной и сотрудники отказываются от применения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. При этом следует учитывать, что не меняется форма проведения негласного ОРМ, если в ходе его проведения, несмотря на предпринимаемые меры, не удалось предотвратить осознание лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности.

В силу указанных выше логических законов нецелесообразно выделять наряду с ОРМ, проводимыми в гласной и негласной формах, так называемых «зашифрованных» ОРМ, т.е. мероприятий, при проведении которых, скрывается их истинная цель и (или) ведомственная принадлежность субъектов [10].

Полагаем, что постановка в один ряд с гласной и негласной формами проведения ОРМ – зашифрованной, является логической ошибкой, возникшей в результате отсутствия четкого основания для деления.

Как уже было отмечено, дихотомическое деление ОРМ по признаку – принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности, подразумевает существование только двух членов деления – гласная и негласная форма проведения ОРМ.

Дополнительно можно провести деление негласной формы проведения ОРМ, по такому признаку, как способ недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. В результате деления получим два вида обеспечения негласности:


1. Полное сокрытие от заинтересованного лица информации, связанной с осуществлением оперативно-розыскной деятельности;

2. Оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно-розыскного характера осуществляемой деятельности.

Второй способ применяется в тех случаях, когда полностью скрыть осуществление оперативно-розыскной деятельности невозможно. Считаем, что ОРМ при проведении которых, негласность достигается за счет оказания воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно- розыскного характера осуществляемой деятельности и получили в литературе название «зашифрованные» или «легендированные».

В заключении отметим следующее. Во-первых, существует две формы проведения ОРМ: гласная и негласная, основанием выделения которых служит такой признак, как принятие или непринятие сотрудником оперативного подразделения мер недопущения осознания заинтересованным лицом факта осуществления в отношении него оперативно-розыскной деятельности. Во- вторых, негласная форма проведения ОРМ обеспечивается двумя способами: полное сокрытие от заинтересованного лица информации, связанной с осуществлением оперативно-розыскной деятельности; оказание воздействия на заинтересованное лицо с целью введения в заблуждение относительно оперативно- розыскного характера осуществляемой деятельности.

Глава 3 Средства информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности

3.1 Гласное и негласное получение информации

Средства обеспечения оперативно-розыскной деятельности являются важнейшим компонентом многогранного обеспечения функционирования ОРД. Если рассматривать в широком смысле, то средствами информационного обеспечения ОРД называют предусмотренные оперативно-розыскным законодательством информационно-аналитические возможности, которые обеспечивают нормальное функционирование ОРД и позволяют повысить ее эффективность. [11] К числу этих важных средств, о которых необходимо знать абсолютно каждому юристу-практику входят: банк данных, информационная система, информационно-поисковая система оперативно-розыскного назначения.


Информационной системой можно назвать организационно-упорядоченную совокупность документов (массив информационных технологий и документов с использованием средств ЭВМ и связи, которые реализуют информационные процессы). Информационная система является одним из средств информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности.

Среди информационных систем можно выделить автоматизированную информационную систему, которая взаимозависима и взаимообусловлена в совокупность логических операций и технических средств поиска, хранения и преобразования информации для получения аналогичных или справочных сведений о чем-либо.

Автоматизированная информационная система состоит из информационного банка данных, программ ввода, поиска и преобразования информации, информационного языка и соответствующих технических средств обеспечения. Автоматизированные информационные системы могут быть справочными и аналитическими. [7]

Банка данных в оперативно-розыскной деятельности является автоматизированной информационной системой (представляет собой совокупность языковых, программных, математических, и других средств), которая предназначается для централизованного накопления и многофункционального использования информации.

К важнейшим компонентам банка данных относятся [8]:

- базы данных, информация о них отражается на материальном носителе и фиксируется в форме, подходящей для последующей передачи, хранения или обработки информации;

- система управления базами данных – это совокупность программ с помощью которых осуществляется функция управления базами данных и обеспечивается доступ к информации.

В оперативно-розыскной деятельности банки с данными применяются для организации соответствующих видов централизованных учетов (к примеру, розыскных или оперативно-справочных).

Оперативно-розыскные учеты являются видами оперативно-розыскной регистрации (регистрация данных оперативно-розыскного назначения), которые различаются по объему и содержанию учтенных сведений, а также самими процедурами учета (хранение сведений, их сбор, доведения до адресата и поиск).

Оперативно-розыскные учеты функционируют в оперативно- розыскных органах (спецслужбы и правоохранительные органы) в соответствии с оперативно-розыскным законодательством в интересах достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. В большей степени учеты необходимы для систематизации информационных результатов ОРД, но следует заметить, что они должны отвечать требованиям безопасности.


Выделяют подучеты информации в учете информационных результатов оперативно-розыскной деятельности [5]:

- подучеты, носящий криминалистический характер (словесные портреты, списки связей, дактокарты, образцы почерка, фотографии т прочее);

- подучеты, имеющие фактографические свойства (данные, которые соответствуют полнотекстовым документам, которые составляются в оперативно-розыскной деятельности).

Важную роль в оперативно-розыскной деятельности играет учет информации в делах оперативного учета.

Системообразующей основой автоматизированного банка данных (АБД), имеющего оперативно-розыскное назначение являются оперативно-розыскные учеты.

Информационно-поисковая система оперативно-розыскного назначения есть имеющаяся в оперативно-розыскной деятельности система средств хранения, выдачи и поиска по соответствующим запросам сведений о предмете, событии или лице, имеющих значение для решения задач ОРД.

Органы МВД, которые ведут борьбу с преступностью, в своей деятельности активно используют разного рода технические средства. В соответствии с основными функциями органов МВД все технические средства можно классифицировать по направлениям их использования: оперативная, административная и криминалистическая техника. [12]

Для последующего использования фактических данных в доказывании по уголовным делам необходимо, чтобы оперативная техника применялась в целях негласного и гласного получения и закрепления определенных предметов и событий.

К оперативной технике можно отнести общеиспользуемую бытовую технику, а также специализированные изготовленные и приспособленные технические средства негласного получения информации, которые называются специальными техническими средствами.

Таким образом, оперативная техника определяется как специальная группа технических средств, которая негласно применяется для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задач ОРД.

Не стоит забывать, что понятие имеет охват не только на определенные виды приборов, технических средств и приспособлений, но и на ТТК (тактико-технические характеристики), а также методы их применения в практической деятельности оперативных аппаратов.

К основным требованиям, которые применяются к оперативной технике, относятся [14]:

а) целесообразность использования;

б) соблюдение законности;

в) обеспечение конспирации.

Требования законности имеют следующие значения:

- использование оперативной техники базируется на правовых актах, которые регламентируют применение специальных мер в деятельности органов внутренних дел;