Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (Оперативно-розыскные мероприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Негласные же начала оперативно-розыскной деятельности проявляются в процессе конфиденциального оказа­ния помощи со стороны граждан, при негласной организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий и т.п.

Глава 2 Оперативно-розыскные мероприятия

2.1 Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

Понятие оперативно-розыскного мероприятия (сокращенно ОРМ) имеет важное практическое и теоретическое значение, является одним из важнейших, начальных во всей оперативно-розыскной деятельности. Достаточно напомнить, что в ст. 1 ФЗ об ОРД все содержание ОРД сводится законодателем к проведению ОРМ. Следует заметить, что в законодательных актах РФ понятие оперативно-розыскного мероприятия развернуто не раскрывается. Данное понятие создается в науке. [5] В науке сущность ОРМ передает его понимание как системы взаимосвязанных действий, направленных на поиск фактических данных, которые свидетельствуют о подготовке и совершению преступлений, о лицах, которые их планируют, подготавливают, совершают или уже совершивших, о наличии вещественных доказательств (следов) преступной деятельности, месторасположении лиц, подозреваемых в их  совершении или скрывшихся от следствия и суда, а также для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности на основании и в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД. [5] Под ОРМ также предлагается понимать закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются методы и гласные и негласные силы, средства, направленные на решение задач ОРД. [26]

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД ОРО могут осуществлять следующие 14 видов ОРМ [5]:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор проб для сравнительного исследования.

4. Контрольная закупка.

5. Исследование документов и предметов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование участков местности, зданий, помещений или сооружений и транспортных средств.

9. Контроль почтовых и интернет отправлений, факсовых и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров (сокращенно ПТП).

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.


13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Данный перечень является не случайным даже с учетом того, что все ОРМ между собой различны. Он определен единой общей сутью - направ­ленностью на получение информации для ее последующей реализации. ОРМ являются главной составной частью оперативно-розыскной деятельности.

В ходе проведения ОРМ могут использоваться информационные системы, киносъемка и аудиозапись, видеосъемка и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД).[5]

Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования оперативно-розыскных мероприятий проводятся и организуются специализированными субъектами, которыми являются только должностные лица ОРО, иным субъектам запрещено проводить ОРМ а также использовать технические средства, предназначенные для негласного получения информации (ч. 6 ст. 6 ФЗ об ОРД).

Должностные лица органов, осуществляющих ОРД, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении ОРМ, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе (ч. 5 ст. 6). Таким образом, участника­ми оперативно-розыскных мероприятий могут являться сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач оперативно-розыскной деятельности, которые участвуют в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по их поручению. [3]

Результаты ОРМ подлежат документальному оформлению в оперативно-служебных документах. Оперативно-служебный документ - это материальный  носитель с зафиксированной информацией по факту (на бумаге, фото- и кинопленке, диктофоне и  др.), полученной в ходе ОРД и оформленной по установленным в  правоохранительных органах и спецслужбах России правилам делопроизводства. Перечень документов,  которыми должны оформляться  результаты оперативно-розыскных мероприятий, приведен в таблице, которая прилагается к Инструкции «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд», утвержденная приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/36/201/286/410. При этом приведенный там перечень не является полным,  поэтому  могут  предоставляться  и другие или по-иному названные документы.


В теории выделяют различные классификации оперативно-розыскной деятельности. [7]

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть одноразовыми (наведение справок, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых и интернет отправлений и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В зависимости от формы проведения. ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно. Негласность означает неоднозначность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде все­го - от объектов, в отношении которых они проводятся. Это по­зволяет обезоружить возможные противодействия со стороны объектов оперативно-розыскных мероприятий, обеспечить защищенность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом различные методы и средства.

Негласность может быть обусловлена как практической целесо­образностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо использования некоторых участников ОРМ. Только негласными могут быть такие оперативно-розыскные мероприятия, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.

Негласность оперативно-розыскных мероприятий является условной. Она может быть относительной и абсолютной. При абсолютной негласности о про­ведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выпол­няющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подраз­делений). При относительной негласности ОРМ об их проведении не знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности. [1] Так, результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением киносъемки, фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных тех­нических и других средств, могут быть использованы в уголовном процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

Когда участники, цели, содержание оперативно-розыскных мероприятий не скрываются ни от объектов их проведения (получение образцов, документов, исследование документов и др.), ни от окружающих.


ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер. [13] Так, прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Часть действий в рамках одного ОРМ может осуществляться гласно, а часть – негласно, например, при проведении гласного опроса можно негласно контролировать поведение опрашиваемого, его реакцию на информацию, выдаваемую ему в ходе беседы, с целью определить правдивость показаний опрашиваемого. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные оперативно-розыскные мероприятия, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания (например, ОРМ «Обследование помещения» выдается за проверку соблюдений правил пожарной безопасности соответствующим должностным лицом).

Все предусмотренные в ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно сводятся в две основные группы:

а) оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводиться как гласно, так и негласно: исследование предметов и документов, опрос, сбор образцов для сравнительного исследования, отожествление личности, наблюдение, наведение справок, обследование зданий, помещений, участков местности и транспортных средств;

б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабаты­ваемых и  иных лиц, в отношении которых они осуществляются: контроль почтовых и интернет отправлений и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с тех­нических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент, проверочная закупка. [13]

3. Для проверки законности проведения того или иного ОРМ удобной является классификация оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от необходимости санкционирования ОРМ. По этому критерию все ОРМ можно условно поделить на три группы:

а)  проводимые на основании специального постановления,  утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД (ведомственное санкционирование)  (оперативное внедрение, поставка под контролем, контрольная закупка) (ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД).

б) оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых, помимо специального постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, допускается только на основании судебного решения. В эту группу входят ОРМ, которые ограничи­вают конституционные права гражданина и человека на тайну телефонных переговоров, переписки, почтовых и интернет писем и прочих сообщений, которые передаются по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища. [13] К таким ОРМ относятся: обследование жилища, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД).


в) оперативно-розыскные мероприятия, для проведения которых не требуется ни специального постановления, ни судебного решения - все остальные ОРМ.

2.2 Признак выделения гласной и негласной формы оперативно-розыскных мероприятий

Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД») в ст. 3 закрепил принцип сочетания гласных и негласных методов и средств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. О значимости этого принципа свидетельствует тот факт, что в ст.1 ФЗ «Об ОРД» при формулировке определения оперативно- розыскной деятельности сказано, что «это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно …», более того, этот принцип нашел свое отражение в п. 1 ч. 1 ст. 15 данного закона, где закреплено право органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия.

Учитывая эти положения, учеными для классификации оперативно-розыскных мероприятий был предложен такой признак, как гласность проведения. По этому критерию все ОРМ были разделены на:

- мероприятия, которые можно проводить как гласно, так и негласно;

- мероприятия, проводимые только негласно [10].

Несмотря на то, что некоторые ученые высказывают позицию о недопустимости отнесения гласных мероприятий к числу оперативно-розыскных [11], подобная классификация приобрела большое значение для понимания сущности ОРМ, и была использована в работах ряда авторов [11].

Вместе с тем, проведенный нами анализ свидетельствует о том, что однообразного понимания исследователями отличий между гласной и негласной формой проведения ОРМ нет.

Так, в комментарии к ФЗ «Об ОРД» под редакцией А.Е. Чечетина сказано: «Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, без сокрытия, во-первых, самого факта осуществления каких-либо действий, а во-вторых, лиц, их осуществляющих. В то же время при гласном проведении оперативно- розыскных мероприятий может зашифровываться (скрываться) их истинная цель.

Негласное проведение оперативно-розыскных мероприятий предполагает сокрытие от заинтересованных объектов (заподозренных, разрабатываемых, подозреваемых, обвиняемых и др.) факта осуществления каких-либо действий и лиц, их проводящих (оперативные работники, лица, оказывающие содействие органам, осуществляющим ОРД и др.)» [5]. Схожее мнение высказано А.П. Киселевым. По его мнению, при гласном проведении ОРМ в которых заинтересованы лица фактом осуществления каких-либо действий и лиц, их проводящих [4].