Файл: Оперативно-розыскная деятельность: гласно и негласно (Оперативно-розыскные мероприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Принцип уважения свобод и правд гражданина и человека. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3, он конкретизирован в ст. 5 ФЗ об ОРД. [6]Оперативно-розыскная деятельность – в большей своей части относится к негласной деятельности, в ходе которой разрешается ограничивать конституционные права граждан на неприкосновенность их жилища, тайну переговоров и др. Таким образом проявляется острая проблема создания необходимого баланса между правами человека и гражданина и правами государства в лице оперативно-розыскных органов на ограничение прав граждан.

Суть анализируемого принципа в ОРД заключается в том, чтобы допускать возможность ограничения конституционных прав только в крайних случаях, при этом снижать негативные последствия такого рода ограничений, а если ограничение произошло напрасно, обеспечить защиту нарушенных прав. Для этого установлен специальный механизм.

А) Чтобы снизить вмешательство в конституционные права лиц, осуществление ОРМ допускается только для достижения целей и решения задач, указанных в ФЗ об ОРД, и только в случаях прямо указанных в этом законе (ч. 2, 8 ст. 5, ст. 7, 8). [5] Только в перечисленные моменты оперативно-розыскная деятельность будет считаться законной, а ее результаты можно признать доказательствами.

Б) Лицу, считающему, что действия ОРО нарушили его права и свободы, предоставляется \ право обжаловать такие действия в вышестоящий орган, прокуратуру или в суд (ч. 3 ст. 5). При этом, когда подтверждается факт неоправданного нарушения прав гражданина государство обязуется восстанавливать нарушенные права и возмещать причиненный вред (ч. 9 ст. 5 ФЗ об ОРД, ст. 1069, 1070 ГК РФ).

В) Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана, и которое располагает фактами проведения в отношения него ОРМ, нарушившие его права, имеет право истребовать информацию о себе, которая была получена в результате ОРМ. Если ему в этом отказано или лицо полагает, что информация предоставлена не в полном объеме, оно имеет право обжаловать действия ОРО  в суде (ч. 4, 5 ст. 5 ФЗ об ОРД). [5]

Г) Если виновность лица не доказана, то материалы ОРД, которые были собраны на него должны подлежать уничтожению, если правосудие или служебные интересы не требуют иного (ч. 7 ст. 5).

Д) Не допускается разглашение сведений, которые касаются неприкосновенности семейной и личной тайны, дорого имени и чести гражданина, частной жизни, и которые стали известны в процессе проведения ОРМ, без согласия на то граждан, за исключением случаев, которые предусмотрены федеральными законами (ч. 8 ст. 5 ФЗ). Речь идет о случаях, предоставлении результатов ОРД органам дознания, следователю, прокурору или суду.


3. Принцип конспирации. Конспирация – это совокупность методов, которые применяются организацией в целях сохранения в тайне своей деятельности и деятельности работников.[9]. Конспирация в ОРД – это предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения ОРО которой может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам. Этот принцип заключается в организации ОРД таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних субъектов (прежде всего от иностранных спецслужб и организаций, а также лиц, совершающих преступления) тактику содержание, формы и методы, силы и средства проведения конкретных ОРМ, контрразведывательных и разведывательных операций и др.[10] Важнейшим профессиональным принципом ОРД является принцип конспирации. Без него ОРД не смогла бы решать свои задачи, выполнять свое предназначение.

Конспиративность при проведении ОРМ имеет и другое значение. Она, в частности, позволяет не допустить преждевременной или необоснованной компрометации объектов ОРД; является мерой обеспечения прав лиц, сотрудничающих с ОРО; условием обеспечения безопасности участников мероприятий [11].

Конспиративность в определенной мере присуща и предварительному расследованию (см., например, ст. 161 УПК). Но если для следствия это временный тактический ход, то для ОРД этот признак – главный, отличающий ее от уголовно-процессуальной деятельности.

Рассматриваемый принцип материализован в ряде норм ФЗ об ОРД и других нормативных актов.

1. Согласно ст. 12, ч. 8 ст. 5, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, п. 4 ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» государственную тайну составляют сведения:

- о методах, результатах, силах, источниках, планах, средствах ОРД, в том числе данные, которые относятся к финансированию данной деятельности, если названные данные способствуют раскрытию перечисленных сведений;

- о лицах, сотрудничали или сотрудничают на конфиденциальной основе с органами, которые осуществляют ОРД, в т.ч. о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

- о штатных негласных сотрудниках ОРО;

- об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения [3];

- о системе зашифрованной, президентской, правительственной, засекреченной и кодированной связи, а также о разработке, о шифрах, об изготовлении шифров, о средствах и методах анализа шифровальных средств и средств со специальной защитой, об аналитически-информационных системах специального назначения;


- о средствах и методах защиты секретной информации;

- об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

- о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

- о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением безопасности государства, безопасности и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

- о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства [12].

2. Сведения, составляющие государственную тайну, обязаны хранить ОРО и их должностные лица, а также лица, содействующие ОРО (ч. 8 ст. 5, п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 17 ФЗ  об ОРД).

3. Конкретные правила, призванные обеспечить конспирацию, установлены в ФЗ об ОРД; детальное отражение принцип конспиративности находит в межведомственных и ведомственных нормативно правовых актов ОРО (МВД, ФСБ, ФСО, ФСКН, ФСИН, ФТС).

Например, в ФЗ об ОРД такие правила установлены, в частности, в следующих нормах: п. 4 ст. 1 ст. 15,  ч. 1 ст. 17,  ч. 4 ст. 5, ч. 5 ст. 5, ч. 11 ст. 8,  ч. 4 ст. 8,  ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 12, ч. 15 ст. 9.

4. В нормативных актах предусмотрены случаи, когда допустимо предавать огласке сведения, составляющие государственную тайну, а также процедура такого рассекречивания:

-  суду могут предоставляться оперативно-служебные документы для рассмотрения жалобы «реабилитированного» лица на неполноту предоставления ему сведений о нем, полученных в результате ОРД (ч. 5 ст. 5 ФЗ об ОРД);

- указанные в ст. 12 сведения могут составлять государственную тайну временно и подлежат рассекречиванию на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в случае изменения объективных обстоятельств, в силу которых дальнейшая защита сведений, является нецелесообразной. [6] Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной деятельности и содержащие сведения, которые образуют государственную тайну, могут предоставляться органу дознания, следователю, суду на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ч. 3. ст. 11). Эти данные могут предоставляться для использования в качестве основания или повода для возбуждения уголовного дела, для применения в доказывании, для подготовки следственных или судебных действий. В случае рассекречивания и передачи результатов ОРМ (например, проверочной закупки, оперативного эксперимента) такие материалы гласно используются в уголовном процессе. В обвинительном заключении, в приговоре суда не в обобщенном виде, а совершенно конкретно рассматриваются и излагаются предмет проводившихся ОРМ и тактика действий их участников;


- в соответствии с положениями, записанных в ведомственных нормативных актах, сведения, которые содержат государственную тайну могут передаваться другим ОРО;

- данные о штатных негласных сотрудниках ОРО и конфидентах, которые были внедрены в организационно-преступные группы, могут подлежать рассекречиванию и передачи органам дознания, суду, прокурору, следствию и другим ОРО только с их письменного согласия (ч. 2 ст. 12 ФЗ об ОРД). Из этого правило есть исключение: сведения о таких лицах могут предоставляться уполномоченному прокурору без их письменного согласия в случаях требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД). [5]

5. Реализация принципа конспирации обязательно предполагает государственно-правовую защиту негласных сведений. В частности, в УК РФ предусмотрены уголовная ответственность за разглашение государственной тайны (ст. 283), за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284).

В ст. 7 Федерального закона «О государственной тайне» предусмотрен перечень данных, которые могут касаться ОРД, но не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Речь идет о следующей информации:

- о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

- о состоянии преступности;

- о предоставляемых государством гражданам, учреждениям, должностным лицам, организациям и предприятиям социальных гарантий, привилегий и компетенций;

- о фактах нарушения свобод и прав гражданина и человека;

- о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, которые приняли решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут административную, уголовную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного гражданам, государству и обществу морального и материального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суде.

4. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств связан  с принципом конспирации, но имеет свое содержание.

Этот принцип проявляется следующим образом.

Во-первых, информация о принципах, целях и задачах ОРД, условиях и основаниях для совершения ОРМ, для заведения и прекращения дел оперативного учета на граждан России, [2] о субъектах осуществления ОРД, их обязанностях и правах, а также о видах и способах контроля над ОРД (и некоторые другие данные) в соответ­ствии с нормами ФЗ об ОРД открыта для каждого (ст. 1, 2, 7, 8, 13-15, 17, 20 - 22). Однако не подлежит разглашению информация, которая составляет профессиональную или государственную или иную тайну, а равно касающаяся личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в ходе ОРД, кроме как в случаях и в порядке, установленных законодательством в области ОРД.


Во-вторых, ОРД в содержательной части предполагает проведение достаточно об­ширного перечня ОРМ, характер и сочетание которых диктуются конкретными условиями и законодательными границами. Проведение оперативно-розыскных мероприятий может быть как негласным, тщательно скрываемым от самих объектом ОРМ и от окружающих, так и гласными, то есть открытыми для лиц, в отношении которых они проводятся. В частности, опрос может носить как гласный, так и неглас­ный характер. В то же время при проведении комплекса ОРМ одни из них могут осуществляться гласно, другие, наоборот, могут быть негласными. Например, при проведении гласного опроса можно негласно контролировать поведение опрашиваемого, его реакцию на информацию, выдаваемую ему в ходе беседы. ОРД взаимосвязана с уголовным процессом, поэтому проведе­ние самих ОРМ может быть негласным, но полученные оперативным пу­тем фактические данные или сведения о них должны быть исполь­зованы для подготовки и проведения уголовно-процессуальных действий, по определению являющихся гласными. В то же время проведение следственных действий допускается в сочетании с па­раллельно проводимыми ОРМ, в том числе и негласными [13].

Гласные начала ОРД проявляются в таких конкретных ситуациях, как:

1. открытое обращение оперативных сотрудников (от имени соответствую­щего оперативно-розыскного органа) к гражданам, организациям и должностным лицам государст­венных органов за содействием в осуществлении ОРД;

2. объявление в СМИ, которые рассылаются оперативно-розыскными органами, о розыске лиц, совершивших преступления или пропавших без вести;

3. открытое направление отдельных результатов ОРД для использования в уго­ловном процессе;

4. исследование оперативными сотрудниками различных открытых источников информации (материалов судебных заседаний и различных комиссий по борьбе с преступностью, документов государственных органов и учреждений, публикаций в средствах массо­вой информации и т.д.) [10];

5. изучение оперативными сотрудниками открыто поступивших к ним писем, заявлений и жалоб граждан;

6. получение информации  в ходе гласных ОРМ, личного сыска;

7. все проверяемые с помощью оперативно-розыскных возможностей лица, которые оформляют допуск к работе, связанной с секретами, и некоторым другим работам (ч. 2 ст. ФЗ об ОРД) [5], осознают то, что в отношении их будут проводить соответствующие ОРМ (иначе они не дали бы письменного согласия на проведение в отношении себя проверочных ме­роприятий).