Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шкала личностной и реактивной тревожности Спилбергера-Ханина - это методика, позволяющая измерить тревожность и как личностное свойство, и как состояние человека. Люди, которые относятся к категории высоко тревожных, воспринимают угрозу самооценке и жизнедеятельности и реагируют на стресс в расширенном диапазоне ситуаций ярким состоянием тревожности. Если психологический тест обнаруживает у испытуемого высокий уровень личностной тревожности, то это становится основанием считать, что у него проявляется состояние тревожности в разных ситуациях, причем, когда они относятся к оценке его компетенции и профессиональной деятельности.[10]

Людям с высоким уровнем тревожности важно развивать уверенность и ощущение успеха. Им нужно смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по разделенным задачам.

Для людей с низким уровнем тревожности, важно формирование активности, акцентирование мотивационных компонентов деятельности, развитие заинтересованности, развитие чувства ответственности в решении задач.

Таким образом, с испытуемыми была проведены методики и получены следующие результаты. По методике Сандры Бем на выявление трех типов «психологического пола»:

Мускулинность – черты личности характерные для мужчин, к ним относятся, как правило, независимость, доминирование, агрессивность, стремление к риску, уверенность в себе и др.

Феминность – женские черты личности: мягкость, чувствительность, нежность, сердечность, умение сочувствовать и сопереживанть и др.

Андрогинность – это индивид с не четко выраженными мужскими или женскими чертами. В нем есть сочетание черт обеих полов, причем считается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и дополняемо. Поэтому, многие ученые склоняются к тому, что подобная гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт увеличивает адаптивные возможности. Кроме того, мягкость, устойчивость в социальных контактах и дефицит резко выраженных агрессивных тенденций никак не связаны у них с низкой самооценкой, а наоборот возникают на основе сохранения самоуважения, уверенности в себе и принятии.

На основе полученных данных у 55 % мужчин (7 человек) мускулинный тип, у 37% андрогинный тип (5 человек) и у одного мужчины 8% имеет феминный тип. У испытуемых женщин получены следующие показатели: лишь у 41 % (7 человек) женщин феминный тип личности, 47% женщин (8 человек) присущ андрогинный тип личности и у 12% двух женщин выявлен мускулинный тип.


Согласно полученным данным мы можем сказать, что соответствие «психологическому» полу больше выявлено у мужчин, чем у женщин. Возможно, это вызвано тем, что все женщины работают и должны преодолевать современные условия жизни.

По тесту Тест Спилбергера-Ханина мы выявили реактивную тревожность и соотнесли эти данные с методикой Сандры Бем.

С андрогинным типом у трех мужчин низкая вероятность стресса, у двоих мужчин умеренный показатель реактивной тревожности, характеризующий субъективное переживание на стрессовую ситуацию. С мускулинным типом у шести мужчин малая вероятность стресса и у одного испытуемого умеренный показатель. С феминным типом один мужчина и у него низкие показатели по реактиввной тревожности. Среди испытуемых женщин с андрогинным типом у семерых низкий показатель реактивной тревожности и низкая вероятность стресса, у одной испытуемой умеренный показатель реактивной тревожности, что говорит о том, что данная испытуемая испытывает стресс. С феминным типом у всех женщин низкие показатели РТ по всей выборке. И с мускулинным типом – также почти у всех женщин низкие показатели реактивной тревожности.

Следовательно после диагностики по двум методикам, можно сказать, что нет никаких оснований полагать, что есть значительные гендерные различия в проявлении стресса, то есть мы не смогли подтвердить, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины.

2.2 Саморегуляция в условиях профессионального стресса

Некоторые люди, в силу своих индивидуальных особенностей, справляются со стрессом лучше. Другим не удается противостоять его разрушительному воздействию. Существует несколько факторов, смягчающих воздействие профессиональных стрессов на здоровье. Один из них - это социальная поддержка. Социальная поддержка, в свою очередь, подразделяется на виды помощи:

эмоциональная помощь - выражение заинтересованности, участия, внимательное выслушивание проблем, уважительное отношение к личности

оценочная помощь - помощь в осмыслении и оценке проблем, попытки прояснения сути проблемы и ее значимости

информационная помощь или совет о том, как справиться с проблемой. Может состоять в обсуждении вариантов решения проблемы, в рассмотрении различных стратегий действий

инструментальная поддержка - помощь материальная или конкретными действиями.


Исследователи, оценивая степень социальной помощи, выявили, что у людей, которым оказывались различные виды социальной поддержки со стороны близких людей, друзей и родственников обнаруживалось меньше проблем с психическим и физическим здоровьем, меньшая выраженность эмоциональных и психологических нарушений на воздействие стрессов.

Поддержка со стороны близких людей - это эффективное средство от стрессов. В тяжелые периоды она является как бы буфером, смягчающим негативное, разрушительное влияние стрессов.[11]

К первичным последствиям стрессов в профессиональной деятельности относятся различные виды психических состояний:

состояние утомления и переутомления;

эмоциональный стресс;

острое стрессовое расстройство;

дезорганизация деятельности;

нарушение психической адаптации и др.

Вторичные состояния возникают при отсутствии или несвоевременности реабилитационных и восстановительных процедур, при отсутствии или недостаточной поддержке со стороны значимых людей. К вторичным последствиям профессиональных стрессов относятся:

состояние профессионального «выгорания»;

значительное снижение работоспособности;

злоупотребление алкоголем и сильнодействующими лекарствами;

депрессии;

повышенная агрессивность;

посттравматические расстройства нервной системы;

профессиональная деформация личности.

И, наконец, к третичным последствиям стрессов в трудовой деятельности относятся следующие виды социально-психологических феноменов:

ухудшение атмосферы в коллективе;

нарушение дисциплины;

проблемы внутри семьи;

апатия и пессимизм;

повышенная конфликтность;

увольнение с работы;

психосоматические заболевания;

суицидальное поведение.

По концепции возникновения и развития стресса, которая была разработана канадским физиологом Х.А. Селие, работа в стрессовой обстановке ведет к мобилизации внутренних ресурсов и вызывает как острые нарушения, так и отсроченные последствия. На протяжении первых 3-х лет воздействия стресс-факторов растет число острых состояний и реакций, а дальше начинают преобладать хронические болезни. Количество реакций на стресс возрастает по принципу «ускорения», когда уже резвившаяся реакция на стресс приводит к изменениям в жизни и новым стрессам, и по принципу заражения, выраженному в производственных коллективах.

Отрицательные последствия межличностных коммуникаций в ходе профессиональной деятельности обозначаются понятием «профессиональное выгорание», которое имеет прямое отношение к здоровью, психической устойчивости, профессиональному долголетию работников.


Существует взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание приводит к понижению профессиональной мотивации: напряженная сложная работа превращается в бесполезное занятие, возникает апатия и даже негативизм по отношению к своим должностным обязанностям, которые сводятся к минимуму. Профессиональному выгоранию подвержены люди интенсивно работающие – трудоголики, работающие с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на рабочий процесс.

Возникновению синдрома выгорания способствует молодой возраст, отсутствие опыта во многих областях жизни. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, состояние после болезни, переживание стресса, психологические травмы.

Более всего риску возникновения профессионального выгорания подвержены люди, работающие с людьми, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Такой работник – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Сложный морально-психологический климат в коллективе, несоблюдение этических и моральных норм, особенно со стороны администрации, а также ревность коллег и даже вполне законные и справедливые нарекания руководства заставляют специалиста тратить слишком много сил на сдерживание негативных эмоций.

Так, согласно исследованиям русского физиолога И.П. Павлова, неврозы возникают на основе преимущественно слабого и отчасти сильного безудержного типа высшей нервной деятельности.

Профессиональная деятельность в сфере охраны психического здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития синдрома выгорания, так как является публичной, подразумевает необходимость работы с большим количеством людей и предполагает оказание услуг клиентам, отличающимся психической неуравновешенностью и девиантным поведением. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, подозрительности, склонности к чувству вины, импульсивности, напряженности, интраверсии имеют определенное значение в формировании профессионального выгорания. В картине синдрома у работников этой сферы преобладают симптомы фазы «резистенции». Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на клиентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с ними, утратой способности к сопереживанию, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь.


Профессиональная деятельность работника социальной сферы вне зависимости от вида исполняемой работы относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Она требует большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеет весьма неопределенные критерии успеха. Негативное влияние на здоровье оказывают постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает этот работник в процессе взаимодействия с клиентом, постоянного проникновения в суть его проблем, а также по причине личной незащищенности и других морально-психологических факторов.

В значительной степени подвержены развитию профессионального выгорания педагоги. Объясняется это тем, что их профессиональный труд отличается очень высокой эмоциональной напряженностью. Известно большое количество объективных и субъективных факторов, которые оказывают негативное воздействие на личность педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Следует также учитывать, что это одна из профессий альтруистического типа, где вероятность возникновения психического выгорания достаточно высока.

Факторы вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к кризисам в работе, истощению и выгоранию. Сопутствуют этому физические симптомы частые головные боли и бессонница. Кроме того, возникают психологические и поведенческие симптомы: чувства скуки и обиды, снижение энтузиазма, неуверенность, раздражительность, неспособность принимать решения. В результате всего этого снижается эффективность профессиональной деятельности педагога. Нарастающее чувство неудовлетворенности профессией ведет к снижению уровня квалификации и обусловливает развитие процесса психического выгорания.[12]

К категории работников, подверженных риску развития синдрома профессионального выгорания, относятся и сотрудники правоохранительной системы. Этому способствует множество физиологических, психологических, экономических и социальных факторов. Так, решение профессиональных задач требует от служащих учреждений интенсивного общения и умения строить свои взаимоотношения с осужденными и коллегами. К факторам, способствующим развитию профессионального выгорания, помимо трех основных (личностные, ролевые и организационные) относятся характерные именно для пенитенциарной службы, такие как неудовлетворенные материальные потребности, низкий статус в профессиональной группе и др.