Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждый индивид является обладателем различных психологических черт характера. Некоторые из черт как бы «бесполые», общие, а некоторые черты связываются с истинно мужской или типично женской психологией. Определенные типичные мужские или женские черты опираются на эволюционно-генетические и физиологические предпосылки. Так, уровень агрессивности и доминирования рассматриваются, как истинно мужские черты. Представления о мужественности и женственности существенно отличаются в разных культурах, что влияет на нормы и правила коммуникативного поведения и стиль взаимоотношений мужчин и женщин, поэтому имеет право на существование предположение, что профессиональный стресс переживается ими по-разному.

В профессиональной деятельности более успешны люди, научившиеся владеть собой. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание. Профессиональный стресс - это состояние работника, появляющихся у него при воздействии отрицательных и экстремальных факторов, связанных с его профессиональной деятельностью. Существуют разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и комму­никативный стресс. В условиях информационных перегрузок, работник не справляется с появившейся перед ним задачей и не способен принять правильное решение из-за жесткой нехватки во времени, так возникает информационный стресс. Напряженность усилиться, когда принятие решения сопровождается ответственностью, а также в случае неопределенности, при дефиците информации, частом или неожиданном изменении параметров профессиональной деятельности.

Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.

Исследованием стресса заинтересовался Селье и в своей работе «Стресс без дистресса» он обратил внимание на то, что организм отвечает на всякое требование среды напряжением. В последующем проблемы стресса широко изучались в концепциях Лазаруса по копинг-поведению. Психофизиологическую составляющую стресса рассмотрели Ю.А. Александровский и Е.Черепанова. В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов. Было рассмотрено понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем. Исследовались различные поло-ролевые и биологические предпосылки различий в появлении стресса работающих людей.

Объект курсовой работы - гендерные различия проявления профессионального стресса тали особенности в проявлении стресса у мужчин и женщин.


Предмет курсовой работы - гендерные особенности профессионального стресса.

Предположим, что есть некоторые различия в проявлении стресса у мужчин и женщин.

Цель курсовой работы – изучить гендерные различия в проявлении профессионального стресса.

Из цели курсовой работы следуют задачи, которые нужно решить:

  1. Ознакомится и проанализировать литературу по изучаемому вопросу.
  2. Определить динамику стресса и его гендерные особенности.
  3. Провести диагностику и проанализировать полученные результаты.
  4. Предложить методы саморегуляция в условиях профессионального стресса.

Методы исследования:

Теоретический анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики.

Диагностика по методикам Сандры Бем на определение мускулинности, феминности и андрогинности и Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера – Ханина.

В исследовании принимали участие 30 сотрудников частной клиники Якасарайского района города Ташкента.

1 Глава. Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в психологии

1.1 Понятие профессиональный стресс

Профессиональный стресс – это феномен, который выражается в отрицательных психических и физических реакциях на сложные ситуации в трудовой деятельности человека, когда не происходит полного восстановления человека за свободное от работы время. Сегодня профессиональный стресс отнесен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10). Причиной стресса могут стать разнообразные факторы, такие как большое количество работы, плохое разграничение полномочий и должностных обязанностей, низкая оплата труда, однообразная деятельность без каких либо перспектив, странное поведение коллег и выматывающая дорога на работу и обратно.

Занявшись изучением стресса, английские психологи из Манчестерского университета разработали шкалу стресса и вероятность алкоголизма и психических заболеваний для более сотен профессий. Степень стресса людей различных специальностей они выделяли, основываясь на частоте сердечных приступов и других различных заболеваний, например, алкоголизма, а также по динамике разводов и участия в дорожных происшествиях. Вероятность развития профессионального стресса оценивалась по 10-бальной шкале. Первое место по степени вероятности нервного стресса заняли шахтеры (8.3 балла) и полицейские (7.7 баллов). Затем шли строители, репортеры и пилоты самолетов (по 7.5 баллов). Значительный показатель риска развития психических заболеваний у актеров, политиков и общественных деятелей. Как потенциальные алкоголики на первое место выходят врачи, за ними следуют журналисты, обгоняя даже служащих правоохранительных органов. Самая безопасная профессия по всем показателям оказалась у сотрудников библиотек (2.0 балла).[1]


Соответственно западные ученые в области профессионального стресса отмечают шесть основных источников стресса у работников:

режим труда (плохие условия, чрезмерно интенсивный режим деятельности, дефицит времени и т.д.);

место работника в организации (конфликты,   ответственность, недостаток полномочий, ролевая неопределенность и т.д.);

коммуникативные факторы (взаимоотношения по вертикали и горизонтали, трудности передачи полномочий и т.д.);

сложности в построении карьеры (завышенный уровень притязаний, профессиональные неудачи, скачкообразный карьерный рост, страх перед увольнением и т.д.);

факторы, которые связаны с организационной культурой и психологическим климатом (несоответствие установок и потребностей работника с корпоративной культурой организации, ограничение свободы, интриги и т.д.);

не организационные источники стресса (проблемы в семье из-за больших нагрузок на работе; сложности в разделении профессиональной и семейной ролевой стратегии поведения; конфликты в семье, связанные с потребностью обоих супругов в карьерном продвижении и т.д.).[2]

Факторы, которые могут вызывать производственный стресс, условно делят на объективные (не зависящие от личности работника), и субъективные факторы, происхождение которых зависит от самого работника.

К первой группе относят вредные составляющие производственной среды, тяжелые условия работы и сложные (форс-мажорные) обстоятельства. Нужно отметить, что определенные виды деятельности первоначально предполагают наличие факторов стресса, которые характеризуют особенности производства. Например, пыль на мраморном заводе, ядовитые газы в химическом производстве, уровень шума в ткацком цехе, жара на сталеплавильном производстве и т.д. В некоторых видах дельности данные вредные факторы могут действовать комбинированно как, например, шахтеры осуществляют свою деятельность в замкнутом пространстве, в угольной пыли, в высоких температурах (в глубоких выработках), и психологическом ожидании возможной аварии (взрыва, обвала породы и т.д.).

Такие факторы производственной среды изначально способствуют формированию биологического стресса, который впоследствии может осложняться стрессом психологическим. Так, после Чернобыльской катастрофы у «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, уровень которой был им неизвестен, развивалась радиофобия, которая привела к серьезному стрессу.

К неблагоприятным условиям труда, обуславливающим развитие производственного стресса, относят так же высокий темп деятельности, продолжительную работу, различный темп деятельности (врач скорой помощи), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т.д.


На Европейской конференции ВОЗ (2013 г.), было отмечено, что стресс, который связан с работой, является серьезной проблемой почти для одной трети трудящихся в странах Европейского союза. Соответственно цена решения данной проблемы, связанной с психическим здоровьем в результате воздействия профессиональных стрессов, составляет около 3–4% валового национального дохода.

Состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, которое появляется как результат хронического стресса на работе, называют синдромом эмоционального выгорания (СЭВ). В литературе можно встретить и другие определения данного состояния: «синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера». Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, которые связанны с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС). Значительные стрессовые нагрузки и их последствия испытывают так же и руководящие работники.[3]

Первые работы по данной проблеме появились в 1970–е гг. в США. Американский психолог и психиатр Х.Д. Фреденбергер, который работал в альтернативной службе медицинской помощи в 1974 г. Дал описание, состоянию, которое он наблюдал у себя и своих коллег слабость (потеря мотиваций и ответственности), и назвал его выгорание.

Социальный психолог С. Маслаш определила СЭВ как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам. Затем К. Кондо определил выгорание, как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Он дает определение «синдрома сгорания» как сложного психофизиологического феномена, сопровождающегося эмоциональным, умственным и физическим истощением вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.

Согласно В.В. Бойко, эмоциональное выгорание – это созданный личностью механизм защиты в форме некого исключения эмоций (уменьшения их энергетики) в ответ на психотравмирующее воздействие. Он подчеркивает разницу между профессиональным выгоранием от разных форм эмоциональной ригидности, определяющийся органическими причинами, такими как свойства нервной системы, степень подвижности эмоций, психосоматические нарушения.[4] Т.В. Форманюк пишет, что синдром эмоционального выгорания – вид профессионального заболевания работающих людей.[5]


Таким образом, профессиональный стресс - это состояние работника, появляющихся у него при воздействии отрицательных и экстремальных факторов, связанных с его профессиональной деятельностью. Существуют разновидности профессионального стресса: информационный, эмоциональный и комму­никативный стресс.

В условиях информационных перегрузок, работник не справляется с появившейся перед ним задачей и не способен принять правильное решение из-за жесткой нехватки во времени, так возникает информационный стресс. Напряженность усилиться, когда принятие решения сопровождается ответственностью, а также в случае неопределенности, при дефиците информации, частом или неожиданном изменении параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс переживаться человеком, потому, что разрушатся установки и ценности работника, которые связаны с его профессией. Эмоциональный стресс появляется при реальной или возможной опасности, в переживании унижения, гнева и обиды, в случаях разногласии или разрыва отношений с коллегами или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс связан с реальными сложностями в деловом общении, выявляется в раздражительности, неспособности защититься от коммуникативной агрессии или сформулировать отказ, когда необходимо, незнании способов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

1.2 Динамика и гендерные особенности профессионального стресса

Причины возникновения стресса на работе:

физические условия труда: недостаточная освещенность, вентиляция, неудобство рабочего места, слишком тесное помещение, некомфортная температура и др.

расположение места работы: поездки на работу и с работы, отнимающие много сил и времени

экономические условия: отсутствие перспектив роста, недостаточная или несправедливая оплата труда, отсутствие финансовой заинтересованности и т.д.

технические условия: внедрение новых технологий, темп работы, не совпадающий с личным темпом работника (слишком быстрый или медленный), рутинная работа, выполнение трудно совместимых функций и обязанностей и др.

напряженные взаимоотношения с коллективом и начальством

личные качества работника: низкая стрессовая сопротивляемость, неадекватное поведение в проблемных ситуациях, неспособность быстро адаптироваться к изменениям и т.д.