Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса (Теоретические основы проблемы гендерных особенностей стресса в психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

угроза увольнения

конфликт работы с внутренними установками и ценностями, с личной жизнью

высокий уровень ответственности, неопределенность границ ответственности и т.д.

У каждого работника своя форма поведения в стрессовом состоянии. У каждого свои виды стрессовых сценариев, частота и форма проявления реакций на профессиональный стресс. Одни попадают в стрессовое состояние почти каждый день, но в минимальных дозах: не слишком агрессивно, не нарушая сложившихся взаимоотношений с окружающими.

Другие погружаются в состояние стресса один раз в год, но чрезвычайно глубоко: могут неожиданно «взорваться», сорваться на сотрудниках или подчиненных, подать заявление на увольнение, порвать подготовленный отчет и т.д.

Стрессовые сценарии различаются и по направленности агрессии: на самого себя или на окружающих. Один работник склонен обвинять самого себя и искать причины трудностей в себе, анализировать собственные ошибки. У другого работника появляется склонность обвинять свое окружение в собственных проблемах и неудачах.

Запускается сценарий стрессов автоматически. Достаточно незначительного толчка - нарушения привычных условий трудовой деятельности и стрессовый механизм включается и начинает раскручиваться, против воли самого человека и в отсутствии контроля над его протеканием. Человек начинает ярко эмоционально реагировать на любые незначительные воздействия, у него искажается восприятие ситуации и коллег, он вступает в конфликты и придает негативное значение таким моментам, на которые не обратил бы внимания в спокойном состоянии.

Можно выделить алгоритм развития профессионального стресса. Это развитие обычно имеет три стадии:

1) нарастание напряженности, в это время стресс может быть конструктивным и даже помогать, положительно влияя на скорость выполнения работы и ее результаты. На первой стадии у человека словно меняется характер: спокойные люди становятся суетливыми, темп речи и движений ускоряется, активисты же могут стать замкнутыми и заторможенными, углубляясь в себя. Темы общения могут смениться: вместо обсуждения рабочих вопросов коллеги «переходят на личности», исчезает теплота в межличностном общении, у человека ослабевает самоконтроль.

2) собственно стресс, на этой стадии самоконтроль утрачивается, в результате чего человек ведет себя неадекватно и способен на неожиданные, деструктивные поступки, о которых впоследствии очень жалеет. Это может быть как относительно невинное метание копья в начальника или документов в окно, так и причинение телесных повреждений коллегам и даже самоубийство.


3)   снижение напряженности, когда энергетические ресурсы человека исчерпаны, наступает третья стадия, на которой он «возвращается к себе» (как вариант – заболевает).[6]

Важной становится характеристика направленности стрессовой агрессии человека, обращает он ее на себя или на окружающих людей.

Продолжительность первой стадии стресса может быть разной. Одному человеку хватит двух трех минут для взрыва, а у другого внутреннее напряжение копится в течение нескольких дней, недель и месяцев.

Но в каждом случае, состояние и поведение человека, который попал в стрессовое состояние, меняется на «противоположный знак». Японцы говорят о человеке, попавшем в стресс: «Он потерял свое лицо». То есть данное выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».

Конечно, спокойный и сдержанный человек вдруг становится дерганным, раздраженным, и даже агрессивным. А живой, активный и общительный человек не с того ни с чего становится мрачным и заторможенным.

На первой стадии уходит психологический контакт в деловом и межличностном общении, возникает некоторое отчуждение в отношениях. Люди не смотрят друг другу в глаза, меняется предмет разговора с предметно содержательных моментов на личные выпады.[7]

Однако на первой стадии стресс еще носит конструктивный характер и может повысить эффективность в профессиональной деятельности, но постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник становится не способным сознательно и разумно контролировать свое собственное поведение.

Вторая стадия стрессового со стояния начинается в точке, в которой происходит утрата эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). Деструктивный стресс плохо действует на психику человека. Он осознает свои действия смутно и не полностью. Многие отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в нормальной обстановке никогда бы не сделали. Все, переживавшие стресс, впоследствии жалеют об этом.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна. Истратив свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к себе», переживая чувство вины.

Принимая во внимание особенность психологического стресса, формы его проявления и проявляющиеся поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также причины появления психологического стресса, необходимо рассмотреть и гендерные особенности проявления профессионального стресса.


Понятие «гендер» впервые появляется в работе Р.Столера в 1963 г. В последующем, данный термин берется из лингвистики (gender - род (англ.)), используется для обозначения культурных особенностей мужчин и женщин согласно с их полом – суммы биологических характеристик - генетических, физиологических и репродуктивных. Применяя понятия «гендер» было осуществлено структурное разделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в индивиде. Это понятия опиралось на работы М. Мида по этнографии еще в 30-х гг. XX века.

Таким образом, гендер – это социальный пол, обусловливающий специфику личностного и группового поведения и определяющий правовую и социальную позицию человека в обществе. Биологический пол выступает как сумма морфологических и физиологических характеристик, определяющих личностно-половое поведение, которое влияет на направленность и выраженность эротических чувств и переживаний.

В психологии термин «гендер» применяется для описания психологической реальности, связанной только с первым вариантом содержания данного понятия. Кроме того, в психологической науке в последние десятилетия сложился некий подход к изучению психологических характеристик половой дифференциации в структуре принадлежности людей к определенному социальному полу. Важно отметить, что вначале сам термин «гендер», а далее и гендерный подход, своим возникновением обязаны «женским» исследованиям.

Одним из таких исследований стало рассмотрение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее работе, изданной в 1993 году, детально рассматривались представления о том, как общество соотносит общественные характеристики женщинам и мужчинам, опираясь на их поступки и возможности. Пол выступает знаком с символическим значением, полученным в процессе исторического развития.

Следовательно, теория Сандры Липсиц Бем отражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса соединенные с психологическими установками личности.

В дальнейшем исследования гендерных различий на базе разделения психологии пола, определили три типа:

- мускулинный тип - мужественные черты личности;

- феминный тип - женственные черты личности;

- андрогинный тип - смешение черт женского и мужского.[8]

Эти исследований отмечают то, что индивиды с андрогинным типом имеют черты обеих полов. Поэтому они более стрессоустойчивы, менее жестко придерживаться поло-ролевых норм, проще переходят от исконно женских занятий к мужским занятиям. При этом было отмечено, что соответствие установок и реакций поло-ролевому стереотипу, высокая мускулинность у мужчин и высокая феминность у женщин, не становятся залогом психического благополучия. Высокая феминность у женщин часто сочетается с высокой тревожностью и снижением самоуважения, так ка эти черты входят в набор женственности. Высоко маскулинные мальчики-подростки ощущали уверенность в себе и удовлетворение от своего места среди сверстников, однако после 30 лет они становились более тревожными, снижалась уверенность в себе и их способность к лидерству. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины неэффективно выполняют деятельность, которая не совпадает с традиционными нормами половой и ролевой дифференциации. Дети с поведением соответствующим всем требованиям их половой роли, у них наблюдается снижение интеллекта и уменьшение творческих способностей. И наоборот, те дети, которые достаточно свободны от жесткой половой типизации, имеют более богатый поведенческий репертуар и психологически они более благополучны.


Есть сложности в изучении психологии половых различий в особенностях проявления профессионального стресса, однако отмечается, что подобное изучение должно быть междисциплинарным, учитывать и динамику социальных половых ролей, и этнокультурные характеристики испытуемых.

Ученые при рассмотрении общих последствий действия острого и хронического стресса на представителей разных полов отмечают, что женщины достаточно устойчивы к разным видам стресса в сравнении с мужчинами, что отмечается и в большей продолжительности жизни женщин. Данных факт наблюдается в разных этнических и культурных группах и, хотя, несомненно, его нельзя отнести исключительно к гендерным факторам большей сложности жизнедеятельности у мужчин.

Разные тенденции в реагировании мужчин и женщин на хронические стрессогенные обстоятельства объясняются биологическими различиями в системах, которые адаптируют организм к стрессу. У женщин есть более высокая стойкость соматических органов к гормональному и медиаторному действию адреналина и норадреналина, но, менее устойчивая система центральных моноаминовых механизмов. Поэтому, при интенсивных психоэмоциональных воздействиях у женщин, как правило, возникают аффективные нарушения с меньшими последствиями для соматической сферы. Высокий уровень приспособленности мужчин к выживанию в изменяющихся условиях ведет к более высокой смертности от соматических осложнений.

Ученые считают, что на биологические половые факторы стрессоустойчивости и выбора копинг-стратегий несомненно влияют гендерные установки, характерные для взаимоотношений. Соединение социально-биологических особенностей слагает тип реагирования представителей разных полов на стресс и говорит о последствиях стресса в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Наличие важных психологических различий между мужчинами и женщинами ни у кого не вызывает сомнений. Тем не менее, эмпирические данные, несмотря на большое количество исследований, недостаточны и противоречивы.

Поэтому в докладе Национальной академии наук США (2001 г.), которое было посвящено половым различиям и состоянию здоровья людей, говорилось, что половая принадлежность это одна из значимых характеристик человека, которую нужно учитывать в планирование и анализе научных исследований в биомедицине и других областях науки, изучающих здоровье человека.


2 Глава. Исследование гендерных различий проявления профессионального стресса

2.1 Исследования гендерных различий в профессиональном стрессе

Основной целью исследования в нашей курсовой заключается в выявлении гендерных различий в проявлении профессионального стресса. В первой главе были рассмотрены научные концепции зарубежных и отечественных исследователей по данному вопросу. В данной главе мы проведем исследование и рассмотрим основные методы преодоления профессионального стресса. Исследование мы проводили по двум методикам: определение психологического пола методика Сандры Бем и опросник на выявления уровня тревожности Спилберг Ханина. Нашу выборку составили работники частной медицинской клиники 30 человек в возрасте от 23 до 30 лет (17 женщин и 13 мужчин).

Методика Сандры Бем, была предложена Сандрой Бем (1974) для определения психологического пола и степени проявления андрогинности, маскулинности и фемининности в личности испытуемых. Опросник состоит из 60 утверждений (качеств), на которые нужно ответить «да» или «нет», затем проводится оценка наличия или отсутствия данных качеств. Опросник применим и в форме экспертного рейтинга. В этом случае оценка респондента по качествам проводится экспертами - людьми, знающими респондента (муж, жена, коллеги, друзья и т.п.).[9]

Тест Спилбергера-Ханина относится к методикам, диагностирующим психологический феномен тревожности. Наличие некоторого уровня тревожности – естественная и необходимая особенность активной деятельной индивида. Все люди имеют свой оптимальный, или заданный, уровень тревожности – это «полезная» тревожность.

Тест дает оценку двух уровней тревожности личностной и реактивной. Личностная тревожность - это устойчивая характеристика индивида, отражающая предрасположенность человека к тревоге и говорящая о наличии у него тенденции воспринимать расширенный спектр ситуаций, как угрожающие, реагируя на них характерной реакцией. Как личностная черта личная тревожность активизируется при восприятии некоторых стимулов, воспринимаемых индивидом как вред наносящие для самооценки, самоуважения.

Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется переживаемыми эмоциями: озабоченностью, нервозностью, напряжением, беспокойством. Данный тест опросник имеет 20 высказываний, определяющих тревожность как состояние (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности. Что имеет в виду Ч.Д. Спилбергер под данными видами тревожности следует из цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы».