Файл: «Опыт промышленной политики в разных странах. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) группа "Структура промышленности", в которую входят следующие индикаторы: наукоемкие отрасли (добавленная стоимость в % от добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности), опытоемкие отрасли (добавленная стоимость в % от добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности).

Высокая доля субсидий и строгое регулирование может быть признаком применения традиционного подхода к промышленной политике, а низкая доля субсидий и слабо регулируемый рынок указывают на наличие единого рынка с открытым доступом, прозрачным регулированием, низкими барьерами на вход и выход, а если к тому же присутствует высокий уровень инвестиций в инновации и образование, то это означает, что рассматриваемая страна осуществляет промышленную политику третьей стадии, которая направлена на повышение конкурентоспособности и создание благоприятной для бизнеса среды.

Также при анализе промышленной политики может пригодиться ежегодно измеряемый Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию, UNIDO индекс конкурентоспособности промышленной производительности (Competitive Industrial Performance (CIP)) стран мира.

Данный индекс включает в себя шесть производственных показателей и отражает способность страны производить и экспортировать промышленные товары, а также структурные изменения стран в сторону производства товаров с большей добавленной стоимостью и развитию наукоемких отраслей.

В качестве основных индикаторов конкурентоспособности стран и регионов И.В. Пилипенко выделяет следующие: «производительность труда, динамика занятости населения, а также уровень зарплат».

В качестве индикаторов инновационной активности И.В. Ларионова предлагает следующие: уровень инновационной активности отраслей (определяется отношением объема затрат на технологические инновации к объему текущих и капитальных затрат предприятий отрасли), интенсивность развития инновационной деятельности (определяется динамикой уровня инновационной активности отраслей), коэффициент обновления отраслевых видов продукции (определяется долей выпуска инновационной продукции в общем объеме производства в отрасли), эффективность затрат на инновационную деятельность определяется отдачей на единицу инновационных затрат), эффективность затрат на продуктовые инновации, импортозависимость инновационной деятельности (определяется отношением затрат на приобретение импортных технологий к затратам отрасли на технологические инновации), влияние выпускаемой инновационной продукции на эффективность производственно-инвестиционной деятельности (определяется приростом эффективности).


1.2. Реализация промышленной политики в зарубежных странах

Известны различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от специфики и уровня экономического развития, экономического и научно-технического потенциалов и исторических традиций каждой страны, ее места в международном разделении труда. В современной России формирование промышленной политики основано на рыночных механизмах, оценивающих «спрос–предложение», а также методах государственного регулирования основных пропорций промышленного производства и развития ее приоритетных направлений[16].

Промышленная политика составляет наиболее активную часть общей социально-экономической политики. Рыночные механизмы проявляются в основном в кратко- и среднесрочной перспективе и отражают структуру и объемы реализации товаров и услуг. Государственное регулирование призвано формировать перспективы развития промышленного комплекса через прямую поддержку приоритетных отраслей и товаров и создание экономических механизмов, стимулирующих их производство и реализацию[17].

Теоретически возможна структурная перестройка промышленности на основе одних лишь рыночных механизмов. Однако опыт успешных западных стран показывает, что на это уходят десятилетия, и Россия по социальным и экономическим причинам ориентироваться на такие сроки не может.

Необходимо рассмотреть опыт госрегулирования промышленности наиболее развитых в этом отношении стран — США, ЕС и Японии[18].

В США государственная промышленная политика является одним из главных факторов по формированию технологического лидерства собственной промышленности. Данное технологическое превосходство происходит прежде всего от существенных инвестиций в НИОКР. Одним из главных направлений государственной промышленной политики США являются создания новых технологий и инновационной продукции, о чем свидетельствует лидерство США в экспорте лицензий на открытия, изобретения и новейшие разработки. Логическим продолжением данного экспорта является и вывоз наукоемких производств. Из-за высокой степени глобализации и использования международного разделения труда государственная промышленная политика США сориентирована на становление своей промышленности в качестве своеобразного мирового центра исследований. Это приводит к тому, что промышленность производит внутри страны только уникальные товары, которые или невозможно производить в других странах или они сделаны по новейшим, не имеющим аналогов, технологиям[19].


В Европейском Союзе можно отметить более высокую, чем в США, роль государства в стимулировании создания инновационных технологий, осуществления НИОКР и их финансовой поддержки. Несмотря на более высокую оплату труда, тесное взаимодействие крупных, средних и малых предприятий позволяет поднять на высокий уровень разделение труда в промышленности, получать систематически конкурентные преимущества, занимать ведущие позиции на мировых рынках и гибко реагировать на структурные изменения.

Источники финансирования процессов развития промышленности в ЕС, как правило, весьма различны. Это могут быть не только средства государственных учреждений, но и частные вложения коммерческих банков, страховых фирм, промышленных и торговых корпораций, пенсионных и других фондов и пр. По сравнению с США в финансировании модернизационных процессов наблюдается более высокий удельный вес банковских структур, поскольку инвесторы ЕС преимущественно вкладывают свои средства в более традиционные и не столь рискованные проекты.

Одними из главных мер государственной поддержки Японией своей промышленности является льготное налогообложение и кредитование НИОКР. Государственная промышленная политика Японии определяет научно-технические приоритеты, создает условия и стимулы для их достижения. Большие затраты на научные исследования и разработки, привлечение университетов страны в реализации проектов определены заинтересованностью компаний в постоянном внедрении новых технологий в производство, что обусловливается высокой зависимостью страны от ввоза сырья и энергоресурсов для промышленности. В государственной промышленной политике Японии можно наблюдать довольно четкое и гибкое разграничение функций между государственным управлением и действием рыночных механизмов, при этом в компетенцию рынка переданы те вопросы, в которых он может эффективно распределять ресурсы и регулировать производство[20].

Так же, как и в США, японская промышленность широко использует вывоз производств в другие страны, куда передаются наиболее трудоемкие, энерго- и сырьезатратные и экологически неблагоприятные отрасли и предприятия. При исследовании государственной промышленной политики зарубежных стран, необходимо понимать, что она сложилась под влиянием множества факторов неэкономического плана, т.к. история, культура производства, доминирующие общественные ценности и т.д[21].


Именно поэтому формальное перенесение форм государственного регулирования промышленности в иную социально-культурную и экономическую среду невозможно.

В отечественной экономической науке существуют два противоположных научных подхода к формированию и реализации данной политики[22]:

• либеральный подход, в основе которого лежит принцип осторожной государственной и общественной поддержки формируемых рынком импульсов инновационной модернизации промышленности с целью обеспечения ее глобальной конкурентоспособности;

• государственный подход с принципом возврата к государственному контролю, директивному управлению и национализации важнейших промышленных объектов.

Следует отметить, что вследствие противоречия друг другу указанных научных подходов, внятная стратегическая промышленная политика Российского государства до недавнего времени практически отсутствовала, за исключением некоторых декларативных документов. С принятием Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» (далее — Госпрограммы) появился официальный документ, определяющий основы государственной промышленной политики[23].

Госпрограммой в качестве стратегической цели промышленной политики определено создание конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.

Госпрограмма предполагает постепенное уменьшение прямого государственного финансирования отраслей, при этом основной упор бу- дет смещен на стимулирование спроса, создание инновационной инфраструктуры, синергию действий государственных органов и институтов развития.

Также реализация Госпрограммы должна в значительной степени снять избыточные барьеры и сформировать благоприятные условия для вывода на рынок инновационной продукции. Источники финансирования Госпрограммы (более 3 трлн руб.) предполагаются из внебюджетных (86%) и бюджетных средств. Бюджетные средства (порядка 500 млрд руб.) планируется направить на субсидии, НИОКРы, техническое регулирование и прочие цели, однако предполагается поэтапное сокращение прямого бюджетного финансирования.


Одним из основных итогов реализации программы предполагается рост объема производства на 80%. Госпрограммой закреплены следующие приоритеты промышленной политики[24]:

• диверсификация инструментов промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей;

• фокусировка ресурсов государства на приоритетных направлениях поддержки;

• изменение арсенала инструментов государственной поддержки с учетом вступления России в ВТО, а также формирования единого экономического и технологического пространства в рамках Евразийского союза;

• перенос акцента на поддержку спроса, развитие институциональных условий;

• выстраивание системы долгосрочных, устойчивых и предсказуемых мер, направленных на повышение эффективности промышленных предприятий;

• стимулирование интенсивного роста, быстрого обновления технологической базы;

• ориентация промышленности на создание новых рынков и отраслей, способных участвовать в мировой технологической гонке на равных с ведущими экономиками мира;

• финансирование в рамках государственной поддержки должно предоставляться на проектной основе, для реализации конкретных целей развития.

В качестве инструментов государственной промышленной политики разработчиками Госпрограммы предлагается следующее:

• федеральные целевые программы, направленные на совершенствование национальной технологической базы в целом, а также развитие высокотехнологичных отраслей отечественного промышленного комплекса;

• комплекс субсидий и взносов в уставные капиталы, сосредоточенные на сохранении и развитии промышленного и технологического потенциала;

• финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ вне рамок ФЦП, в том числе выполнение НИОКР по государственным контрактам;

• набор инструментов, позволяющий обеспечить паритет или выравнивание условий входа в ту или иную отрасль или на рынок готовой продукции в разных странах;

• инструменты нормативно-правового характера, совершенствование которых обеспечит устойчивое функционирование отраслей промышленности, их инновационное развитие и технологическую модернизацию;

• инструменты таможенно-тарифного регулирования и механизмы налогового стимулирования;

• комплекс инструментов, нацеленных на формирование эффективной системы технического регулирования, совершенствование национальной системы стандартизации и обеспечение единства измерений.