Файл: «Опыт промышленной политики в разных странах. ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По ожиданиям разработчиков Госпрограммы, итогом ее реализации должно стать достижение следующих результатов:

• укрепление продукции российской обрабатывающей промышленности на мировом и внутреннем рынках и увеличение доли импортозамещающей продукции;

• модернизация производственных мощностей промышленности, внедрение в производство энергосберегающих технологий, а также увеличение количества разработанных, внедренных и запатентованных технологий;

• создание полноценной товаропроводящей сети различных видов промышленной продукции с акцентированием на послепродажном обслуживании;

• эффективное использование потенциала оборонно-промышленного комплекса;

• развитая система технического регулирования;

• увеличение доли работников высокотехнологичных отраслей промышленности.

Несмотря на значительные объемы Госпрограммы и попытки ее разработчиков найти выход из наиболее важных проблем отечественной промышленности, осталось множество спорных вопросов в ее реализации. По мнению авторов, одним из таких важных вопросов является отсутствие в Госпрограмме подпрограммы по совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных кадров для отечественной промышленности. Проблема отсутствия подобной системы неоднократно изучалась в научной среде различными специалистами, в том числе и авторами настоящей работы[25].

Пока не найдено решения этой исключительно значимой проблемы. Для инновационно-технологического развития промышленности России должно кардинально измениться отношение к главной производительной силе общества — человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда. Роль высококвалифицированных спе-циалистов исключительно велика и постоянно будет повышаться. Кадровая политика, и прежде всего подготовка специалистов, способных эффективно участвовать в инновационной деятельности и управлять инновационными проектами в промышленности, является приоритетной национальной проблемой.

Следует отметить и проблему, связанную с отсутствием предоставления возможностей в реализации Госпрограммы институтам инновационного развития, бизнес-структурам и научным учреждениям регионального уровня, т.е. тем организациям, которые могут составлять ядро региональных инновационных систем (РИС). В то же время формирование и функционирование РИС, по мнению многих ученых-экономистов, как зарубежных, так и отечественных, является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование эффективного экономического механизма инновационной промышленной политики. О необходимости развития РИС, как одного из рычагов для промышленного роста, неоднократно заявляли и авторы работы[26].


Глава 2. Анализ промышленной политики России

2.1.Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику РФ

Иностранные инвестиции в Россию, в производства на ее территории, надежно застрахованы от российских экономических санкций. Инвестировать в Россию оказывается не только выгодно, но и надежно, так как иностранные инвестиции в России находятся под надежной защитой законов России «об иностранных инвестициях». Аналитики отмечают, что объем прямых иностранных инвестиций снизился по всему миру на 13% в 2016 году и, по предварительной оценке Всемирного банка, составил 1,52 трлн.долл.[27].

Этот спад произошел не во всех регионах, отражая неоднородную экономическую среду по всему миру. В опубликованном докладе Всемирного банка отмечено, что после низких показателей роста, характеризовавших прошлый посткризисный год, в 2017 году прогнозируется некоторое ускорение темпов роста мировой экономики – до 2,7 %.

Но за последние 2 года, несмотря на сложности, которые возникли в политических сферах, происходят положительные явления в экономике России, улучшается инвестиционный климат. После наблюдавшегося на протяжении ряда лет разочаровывающего роста мировой экономики, радует появление признаков улучшения экономических перспектив. Сейчас бизнес-круги страны стараются воспользоваться этой динамикой и нарастить объемы инвестиций в инфраструктуру и промышленность. Это крайне важно для ускорения устойчивого и инклюзивного экономического роста, необходимого для искоренения крайней бедности.

Так, ряд отраслей, конечно, просел, но при этом страна получила шанс избавиться от импортозависимости. В гражданских отраслях приказами Минпромторга приняты 20 отраслевых планов, ориентированных на разработку и выпуск отечественной продукции, включающих 2,3 тыс. позиций. Их сметная стоимость — около 3 трлн рублей, бюджетная поддержка составит 622,7 млрд рублей, из них уже предусмотрено госпрограммами 243,1 млрд. рублей[28].

Эти цифры позволили подготовить бюджетные заявки. Основной упор в поддержке импортозамещения будет сделан на нормативное регулирование. В россии созданы хорошие условия для локализации производств на собственной территории. Например, с подачи Минпромторга были субсидированы 2/3 ставки рефинансирования по инвестиционным кредитам и по кредитам на сырье и материалы, однако после скачка ключевой ставки эта мера практически потеряла смысл: почти в 2 раза повысились затраты на обслуживание оборотных средств, залоговая база предприятий резко обесценилась.


Сейчас разработан механизм предоставления субсидий предприятиям, где в силу объективных условий кассовые разрывы велики и требуют привлечения кредитных средств. Объем субсидий составляет до 70% от ключевой ставки Центробанка. Средства пойдут на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на пополнение оборотных средств и финансирование текущей производственной деятельности. Раньше таких субсидий не было, считалось, что предприятия должны сами решать вопросы с оборотными средствами. Теперь эта мера поддержки действует во всех отраслях промышленности.

Минпромторг также сформировал перечень предприятий промышленности, оказывающих существенное влияние на развитие индустрии, которым будут предоставляться данные субсидии. Для иностранных компаний проводится политика кнута и пряника. Например, ввели запрет на закупку импортных товаров для госнужд, а это рынок в триллионы рублей. Что делать иностранным компаниям, чтобы сохранить его? Локализоваться в России. И тут им предлагают различные меры поддержки инвестиционной деятельности, субсидирование кредитов, субсидии на развитие кластеров, индустриальных парков и т. д.

Многие иностранные компании уже ведут переговоры о размещении производств в России. В ближайшее время заработает мощный инструмент по привлечению инвестиций - специальный инвестиционный контракт, предусмотренный законом о промышленной политике. В активном режиме начал работать Фонд развития промышленности. Результат будут в ближайшие несколько лет, и он будет положительным и для российской экономики, и для иностранного бизнеса (рис.1).

Рисунок 1. Масштабы импортозамещения при закупках машин и оборудования в отраслях промышленности, 2016 г.

Самый значительный отказ от импорта произошел в промышленности строительных материалов. Второе место в фактическом и планируемом импортозамещении принадлежит машиностроению. Треть предприятий этой отрасли снизили свои закупки импорта. Дополняет картину высокой зависимости отечественного машиностроения от импорта масштабы сохранения доли импорта в инвестициях машиностроительных предприятий. Как было отмечено на бизнес-встрече «Инвестиционный климат в России в период мировой экономической турбулентности», прошедшей в феврале 2017 г., Россия в 2017 году станет одной из самых привлекательных стран для совершения инвестиций[29].


Произошли изменения и на рынке инноваций: повышается качество и количество стартапов и растут инвестиции в сектор Россия вошла в список из семи государств с развивающейся экономикой, которые в течение года будут являться наиболее популярными среди инвесторов. Инвесторов будут привлекать те развивающиеся страны, где наблюдается улучшение политического климата, а также активы на рынках которых менее уязвимы к внешним негативным факторам. Например, сегодня Татарстан - лидер российского национального рейтинга состояния инвестиционного климата.

Сегодня на высшем уровне государственного управления принимаются решения, которые призваны повысить инвестиционную привлекательность Российской Федерации. Прежде всего, осуществляются проекты по созданию территорий опережающего развития (особых экономических зон). Но для успешного осуществления задуманных планов необходимо упростить процедуры и снять бюрократическое давление на бизнес, так как инвестиционный климат очень сильно от этого страдает. Эти два основных способа помогут улучшить инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов.

2.2.Промышленная политика России в новых мировых условиях

Существующие подходы к формированию промышленной политики и ее содержание уже не отвечают требованиям современных мировых трендов. Необходима такая политика, которая бы сгруппировала различные меры других функциональных политик и акцентировала их влияние на конкретные сектора экономики. В первую очередь, необходимо сконцентрироваться на отраслях с высоким уровнем импортизации.

Для таких крупных товарных групп как машиностроение, фармацевтические и медицинские товары, электронное оборудование доля импортной продукции на российском рынке весьма существенная и большая ее часть не может быть заменена отечественными производствами. Например, доля импортной продукции на внутреннем рынке в 2013 году и до настоящего времени: станкоинструментальная промышленность – 88,4%; авиационная промышленность (гражданские самолеты) – 92%; информационные технологии – 93%[30].

Ряд производств может просто остановиться из-за сильной зависимости российской промышленности от поставок импортного сырья и оборудования. Доля импорта в общих расходах на сырье и материалы для машинотехнических производств превышает 35% (в среднем по видам деятельности): для производства машин и оборудования – 38,1%, для производства транспортных средств и оборудования – 36,9%; по таким разделам как текстильное и швейное производство, производство электрооборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство электрооборудования, химическое производство она превышает 20%.


Данные цифры говорят о том, что у нас катастрофически не хватает собственных ресурсов для производства нужных товаров и оборудования.

Анализ опыта развитых стран и анализ трудов ученых в этой области позволил сформулировать ряд рекомендаций по проведению промышленной политики в России[31]:

1. Стратегическая поддержка отдельных отраслей экономики или отдельных предприятий:

- поддержка молодых отраслей (высокотехнологичные отрасли: социальные технологии, электронная промышленность и физические исследования, нанотехнологии);

- поддержка национальных «чемпионов» («Транснефть», «Роснефть»); - обеспечение стратегической безопасности для развития экономики страны, обеспечения экономической безопасности, перехода экономики на более высокий уровень технологического развития, а также вхождение России в число стран-лидеров по объему ВВП.

Ключевой задачей стратегической поддержки отдельной отрасли является[32]:

- во-первых, определение базовых стратегических принципов развития, нарушение которых приведет отрасль к существенным издержкам и отставанием от мировых трендов;

- во-вторых, разработка инструментария (стратегия развития, государственный оборонный заказ, создание госкорпорации или госкомпании в отрасли);

- в-третьих, разработка базовых принципов тактического планирования оперативной деятельности, основанных на рыночной конъюнктуре. Примером служит стратегическое развитие национального «чемпиона» в российском авиастроении: «Практическая реализация стратегической поддержки отрасли на примере базовых принципов развития ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» до 2025 г».

2. Смягчение последствий «провалов рынка» и коррекция экстерналий:

- развитие транспортной, социальной и финансовой инфраструктуры;

- развитие человеческого капитала;

- технологическое развитие.

Решение об устранении «провалов рынка» и коррекции экстерналий является сложным и в значительной мере специфическим для каждой отрасли и проблемы. Последовательность и предсказуемость экономической политики в решении этих задач является основной компонентой устойчивого развития. Для примера можно взять подход, рекомендуемый к разработке Транспортной стратегии Российской Федерации: «Пример практической реализации коррекции экстерналий и «провалов рынка» (Отзыв на проект Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г)».