Файл: Курсовая работАнализ факторов негативно влияющих на человека и развитие жизнестойкости в противовес им.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Компенсаторное самосовершенствование. Здесь идет акцентирование внимания на другой ситуации, если трансформация стрессовых обстоятельств невозможна. Вторая ситуация должна быть связана с первой. Разрешение второй стрессовой ситуации даст стимул обратить внимание на то, что можно изменить.

Сальваторе Мадди в своих работах совместил две методики – исследование жизнестойкости, а также здоровый образ жизни.

В приложение 2 перечислены философы-стоики, которые рассматривали вопросы отношения к миру, проблемы возможностей и ограничений человека в этом мире. Они подчеркивали значение индивидуального выбора и значение для человека приближения к добродетельной жизни; отмечали важность формирования добрых привычек; подчеркивали необходимость отвечать на события разумом, а не эмоциями; рассматривали вопросы возможностей и ограничений человека в этом мире.

Также в учении стоиков отмечалась важная роль социального компонента в жизни человека, осознание человеком своего внутреннего мира.

В современный период развития общества быстрые изменения в социальной, культурной жизни ставят вопросы быстротечности, неопределенности, проблему индивидуального самоосуществления человека.

Возникшее в современном мире такое направление философии как экзистенциализм, заставляет человека задуматься о неопределенности, парадоксальности человеческой жизни, которая может преодолеваться через самостоятельную решительность человека (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Личность растет, выбирая, и приходит в упадок, пребывая в неопределённости.

   Рассматривая способность человека противостоять трудностям жизни, философы-экзистенциалисты обращаются к таким понятиям, как свобода и сознательность выбора, ответственность и долженствование, нахождение смысла в происходящем. Все эти философские категории находят свое место в современных психологических исследованиях личности человека.

В психологической науке исследование вопросов, связанных с возможностью человека развивать психологические способности в трудных ситуациях, и тем самым, личностно развиваться в жизни.

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость».


С. Мадди, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея, рассматривал феномен жизнестойкости с точки зрения целостного подхода к личности. Его лонгитюдное исследование была направлено на это.

Учение С. Мадди о жизнестойкости согласуется с его теорией личности, которую он определяет как теорию активации, вариант модели согласованности (теория активации С. Мадди, Д. Фиске). Данная теория описывает согласованность или несогласованность между привычным и реально необходимым для данной ситуации уровнями активации или напряжения психики человека.

Понятие активации при этом обозначает уровень энергичности, который включает как психологическую, так и нейропсихологическую компоненту. Данная теория интересна и поучительна.

Термин hardiness, введенный С. Мадди С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость».

Перевод Д. А. Леонтьевым hardiness как жизнестойкости придало этому термину значимую эмоциональную окраску. Сам термин «жизнестойкость» является привлекательным, так как включает эмоционально насыщенное слово «жизнь» и актуальное психологическое свойство, выраженное термином «стойкость».

Сам по себе феномен жизни можно отнести к вдохновляющим.

Исследователи разных областей науки издавна отмечали факты, относящиеся к переживанию благополучия или неблагополучия отдельным индивидом, большей частью обращаясь к его состояниям.

На данный момент рассмотрим подход Зигмунда Фрейда. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения в виде ошибок, описок, оговорок.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ вы хода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "добропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.


При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно.

Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности.

По мнению многих авторов (Савенко, Урсано; Фрейд, Хорни), набор защитных механизмов человека уникален и характеризует уровень адаптированности личности. Защитные механизмы действуют в подсознании, они искажают, отрицают или фальсифицируют действительность и активизируются в ситуации стресса, конфликта, фрустрации или психотравмы. 

И. М. Никольская выделила четыре уровня в защитной системе личности человека, последовательно формирующиеся в онтогенезе: соматовегетативный (физиологическая регуляция, связанная с автоматическими изменениями в функционировании различных систем организма человека), психомоторный (изменения уровня поведенческой активности и направленности ее проявлений), психологической защиты (бессознательные изменения привычного течения психических процессов), совладания (сознательной поведенческой активности по изменению ситуации, основанной на знаниях и умениях личности).

В приложении 3 даётся книга Никольской И. М. совместно написанная с Грановской Р.М. «Психологическая защита у детей», которая была тщательно изучена во время написания данной курсовой работы.

Изложенные соображения определили выбор темы настоящей работы и цель исследования, которая заключается в изучении особенностей функционирования механизмов психологической защиты и совладания с профессиональными трудностями у людей, так как все эти понятия, по моему мнению, полученные в ходе изученной литературы относятся к жизнестойкости.

Также последним пунктом своей курсовой работы считаю необходимость определить особенности исследования копинг-стратегий в связи с поведением и переживаниями, связанными с работой.

Исследование копинг-стратегий позволяет выделить адаптивные и неадаптивные копинг-стратегиии наметить пути психологической работы для создания лучших поведенческих стратегий совладания со стрессом, вносимым в жизнь человека.

Для исследования можно использовать несколько опросников с разным объемом диагностики копинг-стратегий. Самый краткий из них - тест Д. Амирхана Индикатор копинг-стратегий (32 вопроса), с его помощью диагностируются три основные копинг-стратегии:


  • разрешение проблем (способность человека к решению проблем);
  • поиск социальной поддержки (склонность использовать такую поддержку в ситуации стресса);
  • избегание проблем (склонность в стрессовой ситуации уходить от решения конкретных проблем, а также избегание стрессовых мыслей или ситуаций на поведенческом и когнитивном уровне).

Опросник Лазаруса диагностирует 8 основных копинг-стратегий.

    1. Конфронтационный копинг или стратегия противостоящего совладания. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
    2. Дистанцирование. Когнитивные усилия направлены на то, чтобы отделиться от ситуации, уменьшив, тем самым, ее значимость для себя.
    3. Самоконтроль. Измеряются усилия по регулированию своих чувств и действий.
    4. Поиск социальной поддержки. Диагностируются усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
    5. Принятие ответственности. Это признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
    6. Бегство-избегание. Имеются в виду мысленные стремления и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
    7. Планирование решения проблемы. Это произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
    8. Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Опросник Carver - короткий опросник копинг стратегии (Brief COPE), диагностирует восемь копинг-стратегий. Каждая стратегия определяется двумя утверждениями, которые шкалируются респондентом по четырехбалльной шкале.

Диагностируемые копинг-стратегии:

  • Принятие;
  • Позитивный рефрейминг (переопределение смысла);
  • Активное преодоление;
  • Религия;
  • Использование эмоциональной поддержки;
  • Юмор;
  • Поведенческая необязательность;
  • Химическая зависимость.

Методика Хейма для психологической диагностики копинг-механизмов адаптированная в лаборатории клинической психологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, под руководством профессора Л. И. Вассермана. Методика позволяет исследовать уже 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности па когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-мехаппзмы. При этом автор выделил адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные копинг-стратегии.


Адаптивные варианты копинг-поведения.

Когнитивные копинг-стратегии:

  • «анализ проблемы»;
  • «установка собственной ценности»;
  • «сохранение самообладания».

Это формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Сохранение самообладания подразумевает наличие контроля за своим состоянием и ситуацией, способность к целенаправленной деятельности.

Анализ проблемы позволяет разложить ее на составляющие части, понять их соотношения и наметить действия по ее преодолению.

Установка собственной ценности - это осознавание своих достоинств и ресурсов, желание улучшить свое положение.

Эмоциональные копинг-стратегии:

  • «протест»;
  • «оптимизм».

Эмоциональное состояние индивидуума характеризуется активным возмущением и протестом по отношению к трудностям. Индивидуум готов к борьбе за свои интересы, определяет и заявляет свою позицию, оказывает противодействие в ситуации, когда его интересы ущемлены. Оптимизм означает уверенность в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации, а также использование своих ресурсов для достижения цели.

Поведенческие копинг-стратегий:

  • «сотрудничество»;
  • «обращение к окружению»;
  • «альтруизм».

При таком поведении индивидуум

  1. вступает в сотрудничество со значимыми (более опытными) людьми, что существенно повышает его шансы на преодоление трудностей и согласует свою деятельность с ними;
  2. активно ищет поддержку в преодолении трудностей в ближайшем социальном окружении. При том индивидуум находит разные формы обращения к людям, которые готовы ему помочь и вступает в отношения с ними;
  3. сам предлагает поддержку близким.

Неадаптивные варианты копинг-поведения.

Когнитивные копинг-стратегии:

  • «смирение»;
  • «растерянность»;
  • «диссимуляция»;
  • «игнорирование».

Это пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей и игнорированием проблем.

Смиряясь с ситуацией, индивидуум отказывается от борьбы за свои интересы, часто принимает роль жертвы обстоятельств.

В состоянии растерянности у него отсутствует (или не формируется) система представлений о ситуации, нет информации, необходимой для успеха в деятельности (отсутствует активный поиск необходимой информации).