Файл: Курсовая работАнализ факторов негативно влияющих на человека и развитие жизнестойкости в противовес им.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность.

Существующая социальная, а также экономическая ситуация в современном мире, связанна с увеличением источников стресса, что откладывает свой отпечаток на психическое состояние человека, таким образом увеличивается количество людей в состоянии эмоционального неблагополучия. Зачастую это связано с возникновением профессиональных трудностей.

Таким образом, человеку необходимо научиться совладать с данными трудностями. Смысл совладания заключается в следующем: человек должен полностью преодолевать негативные жизненные трудности или стараться уменьшать их отрицательное воздействие на организм. В данном случае основой этого процесса может служить жизнестойкость.

На сегодняшний день предпринимаются попытки целостного изучения личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с жизненными трудностями. Одной из таких характеристик и является жизнестойкость.

Если рассматривать междисциплинарный подход к явлению жизнестойкости человека, то Д. А. Леонтьев считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.

В частности, каждый работник в ходе выполнения профессиональной деятельности и в случае столкновения с трудностями должен освоить важные компетенции относительно жизнестойкости.

Процесс совладания будет всегда включать в себя когнитивную оценку, которая предполагает определенные интеллектуальные действия, а именно, рассуждение о проблеме, анализ и обдумывание способов ее решения, поиск новой информации и т.д.

Таким образом, цель данной курсовой работы заключается в изучении определения взаимосвязей между компонентами жизнестойкости личности и особенностями совладания с профессиональными трудностями.

Задачи курсовой работы:

  1. На основе проведённого теоретического анализа изучить критерии и условия формирования жизнестойкости;
  2. Рассмотреть понятия «жизнестойкость», «совладание с профессиональными трудностями»;
  3. Осуществить сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости.

Практическая значимость курсовой работы заключается в рассмотрении программы и методического материала по жизнестойкости и особенности совладания с профессиональными трудностями.


Многие авторы рассматривают жизнестойкость как «hardiness». Большое количество исследователей рассматривает «hardiness» в связи с проблемами преодоления стресса, адаптации - дезадаптации в обществе, физическим, психическим и социальным здоровьем.

С. Мадди рассматривает открытый им феномен гораздо шире, включая его в контекст социальной экологии, считая, что это качество является основой жизнестойкости не только индивидуальной, но и организационной.

На протяжении жизни человек сталкивается с трудностями, которые предопределяются обыденными жизненными ситуациями.

На современном этапе развития психологии проблема преодоления человеком трудностей рассматривается учеными посредством раскрытия таких феноменов как копинг и совладающее поведение.

Развитие личностных установок, включаемых в понятие «hardiness», могло бы стать основой для более позитивного мироощущения человека, повышения качества жизни, превратить препятствия и стрессы в источник роста и развития. Жизнестойкость относится к категориям психологии личности, расширяющим разъяснительный потенциал феноменологического поля адаптации личности, совладающего (копинг) поведения.

Теоретическая часть

I. Проблема изучения жизнестойкости личности

Понятие о жизнестойкости личности

   Еще в философских учениях античности проблема устойчивости человека перед невзгодами жизни была очень актуальна. Философы школы стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) обосновывали разумную природу человека и необходимость стоического отношения к происходящим событиям, которые уже не зависят от человека. В учение стоиков поднимался важный вопрос о возникновении эмоциональных переживаний человека, связанных не с происшедшими событиями, а именно с отношением к этим событиям.

В понятии жизнестойкости имеется деятельностная сторона, которая предполагает действия, направленные на осуществление цели; совладание со стрессовой ситуацией; заботу о своем здоровье; занятия, преобразующие ситуацию.

Психологическая сторона предполагает изменение характера отношений - увеличение интереса к миру в целом и окружающим людям в частности.

Эти два компонента формируют систему, которая оберегает людей от непомерной тревоги и утраты здоровья. Таким образом, забота о собственном здоровье и преобразующее совладание, а также получение социальной поддержки от других людей могут повышать жизнестойкость.


Можно сказать, что "жизнестойкость" – это особый паттерн необходимых установок.

Жизнестойкость может считаться проблемой, которую можно изучить в различных направлениях, например как экзистенциальную проблему.

Известный учёный А. А. Криулина отмечает, что «корни ресурсного подхода» к изучению широкого круга психологических проблем содержат фундаментальные работы отечественных психологов: С. Л. Рубинштейна и Б .Г. Ананьева.

В «Основах общей психологии», рассматривая жизненный путь, С. Л. Рубинштейн выделял «внутренние возможности», «возможности и потенциал человека», «внутренние силы и возможности».

В собственно психологическом понимании термин «ресурсы» выступает в нескольких трактовках: в широкой трактовке «ресурсы» включены в понятие личностного и человеческого потенциалов.

Также можно отметить то, что жизнестойкость человека демонстрирует, насколько он способен воспользоваться персональными ресурсами, включающими физические ресурсы (уровень физической работоспособности и психического здоровья), психологические ресурсы (интеллектуальные способности, эмоциональная и волевая регуляция), личностные ресурсы (самооценку и самоуважение, жизненные смыслы, установки, система мотивов поведения), материальные ресурсы, которые влияют на доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам помощи, социальные ресурсы (работа, поддержка семьи, друзей, социальный статус).

Существует также ряд исследований, которые занимаются изучением ресурсов людей разнообразных профессий, изучают саморегуляцию.

Различные авторы имеют собственную точку зрения, например то, что феномен жизнестойкости и то, что учёный Роберт Лэнг упоминал как врожденную онтологическую уверенность, есть феномены чрезвычайно сходные, если не аналогичные. Психологические свойства жизнестойкости хорошо изучать у детей, что характеризует их как людей, обладающих врожденно высоким чувством собственной отдельности (независимости их «Я» от окружающих внешних условий).

Также по данным зарубежных исследований, эффективность в преодолении трудных ситуаций у младших школьников коррелирует с хорошими коммуникативными навыками. Это помогает детям.

Рассмотрим противоположность детству – старость. Большинство исследователей-психологов отмечают, что во время «кризиса выхода на пенсию» человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор своей стратегии старения. Первая стратегия связана с прогрессивным развитием личности человека, что проявляется в сохранении старых и формировании новых социальных связей и дает ощущение полноты жизни, собственной пользы. При этом сохраняется структура смысла жизни. Вторая стратегия связана с поведением «выживания» как индивида, развивается пассивное отношение к жизни и отчуждение от окружающих, при этом ситуация жизненных возрастных трудностей может субъективно восприниматься как потеря смысла вообще. В данном случаи необходимо обращаться к различным личностным структурам самого человека.


Во время исследования факторов эффективности совладающего поведения пожилых людей психогеронтологами выявлено, что психологическим ресурсом, помогающим пожилым людям справиться с жизненными трудностями, является наличие психологического будущего, которое позволяет личности выйти на новые мотивы своей жизни, играет важную стимулирующую роль. При этом наиболее значимыми становятся те области жизни человека, в которых человек сохраняет свою автономность, способность контролировать происходящие события и делать выводы.

Также в пожилом возрасте усиливается значение духовно-религиозных направлений.

Если рассматривать определения разнообразия жизни, а также различного проявления такого качества, как стойкость, можно говорить о многоаспектности феномена жизнестойкости.

Исследования С. Мадди и С. Кобейса продемонстрировали, что жизнестойкость – личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску.

Рассмотрим каждый компонент в отдельности. Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное. Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Компонент контроля сходен также с категорией локуса контроля Дж. Роттера, который представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного.

Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствии надёжных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности, обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование. Этот компонент позволяет личности оставаться открытой окружающему миру и принимать происходящие события как вызов и испытание.


Подведём итог изучения работ отечественных исследователей, в них отмечается, что жизнестойкость личности является:

  • определенным ресурсом, потенциалом (что может включать различные психологические свойства), который может быть востребован ситуацией;
  • является интегральным психологическим свойством личности, развивающимся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями;
  • интегральной способностью к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции.

Учёными доказано, что люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни.

К. Аллер и Т. Смит изучали реакции людей, обладающих качествами жизнестойкости, на угрозу. Они исходили из предположения, что такие личности являются более стойкими в отношении нарушений, связанных со стрессом, благодаря своему адаптивному когнитивному стилю и наличию сниженного уровня физиологического возбуждения. Как и предполагалось, испытуемые с высокой степенью выраженности жизнестойкости давали больше позитивных результатов.

Изучая работы зарубежных исследователей можно отметить, что в них особое внимание уделяется изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья человека. Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях феномен жизнестойкости расширяется, включая кроме базовых установок личности, особенности когнитивного (оценка), поведенческого (навыки взаимодействия) компонентов.

В исследованиях выделяется психологическая составляющая жизнестойкости или жизнестойкое отношение, а жизнестойкое поведение (активное преодоление кризисных ситуаций, мобилизацию сил, избегание крайностей, ориентацию на сохранение и сбережение собственного здоровья, личностных ресурсов).

Наука психология понятие индивидуальность отражает как неповторимость, уникальность свойств человека и используется при анализе своеобразия психических свойств человека, проявляющихся в области темперамента, интеллекта, личностных структур; а также при анализе иерархической организации психологических свойств человека. Целостность индивидуальности определяется единством свойств, относящимся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.