Файл: Курсовая работАнализ факторов негативно влияющих на человека и развитие жизнестойкости в противовес им.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К научным разработкам С. Л. Рубинштейна восходит понятие интегральной индивидуальности или «совокупности внутренних условий». Он рассматривал этот вопрос очень тщательно.

Существует многообразие подходов к изучению человека - это есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность, – отмечал в своих работах Б. Г. Ананьев. Подчеркивая взаимосвязь всех уровней психики человека, Б. Г. Ананьев писал, что «в каждом из психических процессов, как можно думать, представлены проекции всех основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта».

В различных случаях по разному рассматривают слово жизнестойкость, часто используется уточняющее слово «эмоциональная» (стабильность).

Психологическая устойчивость личности является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разно уровневых явлений. Бытие личности разнопланово, что находит отражение в разных аспектах ее психологической устойчивости. Л. В. Куликов, описывая психологическую устойчивость личности, на передний план выводит три аспекта психологической устойчивости:

  • стойкость, стабильность;
  • уравновешенность, соразмерность;
  • сопротивляемость (резистентность).

Необходимо дать определение психологической устойчивости - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Г. Оллпорт не без иронии говорил о взаимосвязи смеха и жизненной ориентации в нашей жизни: «…Я убежден в том, что психическое здоровье заключает в себе парадоксальную связь серьезности жизненной ориентации и юмора. Многие запутанные обстоятельства жизни совершенно безнадежны, и у нас нет против них никакого иммунитета кроме оптимизма».

Также нельзя забывать о копинг-поведение, которое возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне.


Также имеются ресурсы совладающего поведения (копинг-ресурсы), которые представляют собой систему, обладающую следующими характеристиками: осознанность, компенсируемость, гибкость, полезность, адекватность цели.

Переживание трудной ситуации связано с усиленным использованием имеющихся ресурсов. Экстремальные, кризисные ситуации подразумевают интенсивное использование большого количества разнообразных ресурсов. Не совладение зачастую связано с недостаточным количеством и качеством ресурсов. Ряд авторов выделяют 4 группы ресурсов: личностные, социальные, когнитивные, инструментальные. Другие авторы указывают на локализацию источника: индивидуальные (организмические, когнитивные, личностные) и социальные.

Учёный Крюкова Т. Л. считает что, большое значение имеет реальная и ожидаемая социальная поддержка, в зависимости от которой человек может поступать более решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Успешное разрешение жизненных трудностей, эмоциональная стабильность в нестабильном мире невозможны без наличия тесных связей, близких отношений человека с другими, в том числе, в семье, которые необходимы большинству людей. Подводя итог, следует отметить, что в нашем случае, мы будем опираться на концепцию совладающего поведения, разработанную Т. Л. Крюковой, которая рассматривает зависимость выбора стратегии совладания как от личностных особенностей, так и от ситуации. В завершение первого параграфа необходимо отметит, что к копинг - ресурсам относится характеристики личности и социальной среды, которые повышают стрессоустойчивость человека, - все то, что индивид привлекает для того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию. Прежде всего, это общее здоровье и его важный компонент – личный энергетический потенциал, необходимый для решения конкретной проблемы. Также в литературе наиболее часто упоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка и оптимальный уровень тревожности. Сюда же относится оптимизм (и оптимистический объяснительный стиль). Также ресурс совладающего поведения понимается как совокупность личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости в совладании с трудной жизненной ситуацией. Переживание трудной ситуации связано с усиленным использованием имеющихся ресурсов. Экстремальные, кризисные ситуации подразумевают интенсивное использование большого количества разнообразных ресурсов.


1.2 Рассмотрение компонентов жизнестойкости

В данном параграфе мы будем рассматривать главные компоненты жизнестойкости, это тот фактор, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку, это то, что он может изменить и переосмыслить, то, что способствует поддержанию физического, психического и социального здоровья, установка, которая придает жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах. Следует заметить, речь в изложенных концепциях идет не о разных подходах к проблеме психологической устойчивости и жизнестойкости человека, а о разных уровнях анализа этого процесса: от адаптации к самодетерминации и реализации своего жизненного предназначения.

Различные учёные занимались исследованием самоактуализации личности в психологии. В рамках изучения жизнестойкости человека большую роль играет самоактуализация - творческая тенденция человеческой природы. Она - основа развития и совершенствования организма. Невежда, стремящийся к знанию, чувствует внутреннюю пустоту, переживает ощущение собственной неполноты. Чтение и учеба удовлетворяют потребность в знании, и пустота исчезает. Таким образом, возникает новый человек, в котором учение заняло место невежества. Желание стало реальностью. Любая потребность - это состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это - как яма, которую необходимо заполнить. Это восполнение, или удовлетворение потребности и есть само-актуализация или самореализация». Начиная с Гольдштейна, термины самореализация и самоактуализация - это научные понятия.

Далее рассмотрим адаптационные способности человека, которые поддаются оценке через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации. Чем выше уровень развития этих характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации человека и тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым он может приспособиться. Данные психологические особенности человека составляют его личностный адаптационный потенциал, который, согласно А. Г. Маклакову, включает следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром вопроса.

Следующий компонент это оптимизм – пессимизм, которые являются медиаторами хорошего физического состояния через поведенческие механизмы, типа общих копинг-cтратегий (стратегий совладания), через воздействия физиологических показателей на кардиоваскулярные реакции, иммунную систему, или через некоторую 3-ю переменную типа социальной поддержки. Многие авторы также предполагают наличие связи этих показателей с самоэффективностью и выученной беспомощностью.


Также рассмотрим исследования Кларка, которые посвящены уязвимости к стрессу как функции возраста, пола, локуса контроля, «hardiness» и характера. Наиболее информативными в плане предсказания степени уязвимости в отношении стресса оказались такие факторы, как «hardiness» и возраст. Более уязвимыми оказались те, кто старше, и те испытуемые, кто имеет более низкую выраженность качества «hardiness». Более младшие, а также имеющие большую выраженность качества «hardiness», оказались более устойчивыми к воздействию стрессогенных факторов. Проблеме копинг-процессов как медиаторов взаимосвязи между психологическим качеством «hardiness» и здоровьем посвящено исследование Вильямс и Вибе.

Любой человек может познавать лишь некоторую часть объективного мира действительности, включающую часть окружающей природы и «близких Других», которую мы будем называть объективной жизненной ситуацией. Её отображение в сознании человека в соответствии с его индивидуальными особенностями восприятия и мышления будем называть индивидуальной картиной мира, которая принадлежит сознанию субъекта, является основой его мировоззрения и важнейшей психологической предпосылкой деятельности. С. Л. Рубинштейн пишет: «само сознание существует лишь как процесс и результат осознания человеком мира». Реальное содержание мира действительности всегда шире индивидуальной картины мира за счет существующих в действительности, но не всегда воспринимается человеком. Каждый человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом её деятельности…лишь по мере того, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется… Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь». С. Л. Рубинштейн, рассматривая человека как субъекта жизни, говорит о двух основных способах его существования. Первый из них – «жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек; сначала отец и мать, затем подруги, учителя, затем муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям, но не к жизни в целом… такая жизнь выступает почти как природный процесс, во всяком случае очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью… здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное природное состояние человека». Ускоряющиеся перемены в социуме неизбежно в том или иной момент времени ломают подобный наивный и патриархальный уклад жизни, вынуждая человека к рефлексии, которая «выводит человека мысленно за его пределы. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, либо совершенствование.


II. Практическая часть, основанная на изучении примеров проявления жизнестойкости

Анализ факторов негативно влияющих на человека и развитие жизнестойкости в противовес им

В данной главе будут рассмотрены различные жизненные примеры проявления жизнестойкости. Первый пример – это больной человек, который проходит лечение. Если больной верит, что его усилия могут помочь в выздоровлении, что он должен многое сделать, многое успеть, то это уже является жизнестойкостью. Жизнестойкие убеждения по Сальваторе Мадди соответствуют условной конструкции – «если я…, то я могу…». К примеру, если я проявляю активность, то с большей вероятностью смогу найти в жизни что-то стоящее. Жизнестойкость личности дает возможность признать стресс, а не отрицать его. С ее помощью человек способен мужественно принять стрессовую ситуацию и даже извлечь из нее пользу. Не всегда мы можем повлиять на ход событий, но жизнестойкость положительно сказывается на саморазвитии.

Зачастую у многих людей присутствует врожденная уязвимость, а также на каждого из нас могут влиять внешние обстоятельства, которые чаще всего неконтролируемы, но развитие жизнестойкости позволяет смягчить их последствия.

Жизнестойкость оказывает влияние на оценку ситуации. Мы перестаем понимать стресс как нечто травматичное или опасное, ведь убеждения заставляют нас думать, что мы можем изменить ход событий, добавляют уверенности в себе. Жизнестойкость толкает нас на активные действия. Более того, убеждения помогают нам пойти на борьбу с трудностями. Именно жизнестойкость заставляет человека делать зарядку каждое утро, правильно питаться, ведь это способствует оздоровлению организма и дальнейшему совершенствованию.

В приложение 1 задаются стрессовые ситуации, которые должны быть решены. Реконструкция позволяет понять, какие ошибки человек совершает при решении конфликта, как стоит поступать в том или ином случае, какие обстоятельства трактуются как стрессовые. При воссоздании стрессовых обстоятельств человек может самостоятельно найти пути решения, увидеть их последствия, как худший, так и лучший вариант развития событий.

Можно использовать различные техники, например фокусировку. Эта техника используется, когда невозможно прямо трансформировать стрессовые обстоятельства. На принятие правильного решения часто влияют скрытые и плохо осознаваемые эмоциональные факторы. Техника позволяет найти и выявить их. С помощью фокусировки можно научиться переформулировать стрессовые ситуации, использовать открывшиеся возможности для собственной пользы.